«Смешарики». Мультсериал«Смешарики». Мультсериал
0+
21:30
«Смешарики». Мультсериал
«Катури». Мультсериал«Катури». Мультсериал
0+
23:00
«Катури». Мультсериал
«Ангел Бэби». Мультсериал«Ангел Бэби». Мультсериал
0+
0:00
«Ангел Бэби». Мультсериал

Как вернуться к работе после декретного отпуска

Не так уж важно, сколько длился декретный отпуск, три месяца или три года — жизнь уже поменялась, и возвращаться в офис будет в любом случае непросто. Как быстрее привыкнуть к изменениям, не винить себя за то, что ребёнок «брошен» и продолжать эффективно работать?

Для начала — хорошая новость: когда у родителей что-то не получается — это полезно для детского развития. В исследовании, опубликованном в журнале Science, описан эксперимент с участием 262 детей в возрасте от года до полутора лет. Сначала две группы детей наблюдали, как «подопытный» взрослый выполняет простую задачу, например, вынимает резиновую лягушку из пластикового контейнера. Однако одна группа видела, как у взрослого все получалось не сразу, и он справился за несколько попыток и 30 секунд, а другая — как взрослый добивается успеха всего за 10 секунд. Позже эксперты показали детям коробку, из которой при нажатии на большую кнопку могла бы звучать музыка — но кнопка не работала: чтобы понять это, малышам пришлось несколько раз на нее нажать. Дети из первой группы нажимали кнопку чаще — ведь перед этим они видели, как участник исследования тоже «борется с трудностями», и в целом были более настойчивыми в достижении цели. Так что если вам что-то дается с трудом — попробуйте еще раз, особенно, если дети наблюдают за вами.

Женщины, которые возвращаются из декретного отпуска к работе, сталкиваются с целым списком сложностей — и не важно, в какой области и по какому расписанию они работают. Это и чувство вины за то, что ребенку теперь будет уделяться мало внимания, а семье придется перестроить весь режим и учиться во многом обходиться без мамы. И страх по поводу того, что обязательств будет еще больше, а сил — меньше, что за время декрета многое забылось, коллеги ушли вперед, рабочее место занято — и нужно снова доказать руководству, что вы способны выполнять запланированные задачи. И необходимость искать помощников, планировать время, делить домашние обязанности так, чтобы все работало как отлаженный механизм. И хорошо бы еще успевать отдыхать, восстанавливать силы! На первый взгляд, все это невероятно сложно. Попробуем подготовиться?

Совет 1: Возвращайтесь постепенно

Если можете, договоритесь о более гибком графике в первые месяц-полтора: используйте дни отпуска, подумайте о неполном рабочем дне или сдвигании рабочих часов так, чтобы начинать и заканчивать работать раньше. Такой облегченный режим поможет всей семье постепенно привыкнуть к тому, что вы гораздо меньше теперь бываете дома. А еще вернитесь из декретного отпуска не в понедельник, а в среду или четверг: это точно сделает первую рабочую неделю не такой тяжелой.

Совет 2: Не жалейте о мелочах

Многих мам очень расстраивает, что они выйдут на работу — и не увидят сразу много «первых» моментов подрастающего ребенка: вот он впервые попробовал котлету и очень обрадовался, смог сам налить себе воды и не пролил. Что уж говорить о первых шагах, первых словах! Но, во-первых, часто дети делают что-то впервые, когда на них никто не смотрит, и уж тем более не снимает видео. Все эти умения он продемонстрирует вам еще не раз! А вот что действительно важно для ребенка — видеть, как вы рады его достижениям, и не так важно, произошло это впервые или было уже много раз — и становится еще лучше. Вы всегда будете рядом, когда это по-настоящему нужно.

Совет 3: Придумайте новые семейные ритуалы

Если в те часы, когда вы дома, расписание жизни семьи будет предсказуемым — ребенок будет чувстствовать себя более спокойным. Установите ритуалы — время купания, время подготовки к сну (вечернее чтение, укладывание игрушек спать). Упростите себе утро: с вечера подготовьте нужные вещи, обежду, обед, если ребенок ходит в детский сад — соберите все, что ему понадобится.

Придумайте утренний распорядок - и обязательно попробуйте его перед тем, как выходить на работу. Это позволит упростить организацию ухода за детьми, найти «горячие точки», на которые надо обратить внимание (это может быть, например, очередь в ванную или проснувшийся голодным малыш) и придумать, как их «разрулить». Запланируйте несколько минут для спокойного общения с ребенком каждое утро: может, вы вместе поваляетесь в вашей кровати или 15 минут поиграете.

Совет 4: Меньше колебаний

Возвращение к работе — это сплошные сомнения: вдруг не получится, вдруг будет плохо? Но попробуйте относиться к этому как к новому жизненному этапу: появятся новые эмоции, цели, мысли. Убедитесь, что вы на самом деле хотите мысленно и физически вернуться к работе. Выберете того, кому вы доверяете присмотр за детьми, выделите себе время, чтобы оценить, как идет ваш новый «проект», скажите себе «Какое-то время мне будет тяжело, но это нормально. Если будет совсем тяжело, я оставлю работу или придумаю что-то еще» — и вперед!

Совет 5: Эмоциональные ценности

Организуйте рабочее место так, чтобы оно напоминало — дома вас ждут. Поставьте семейное фото, повесьте детские рисунки или отпечатки ладошек ребенка, созванивайтесь в обеденный перерыв или попросите того, кто дома, присылать вам фотографии.

Совет 6: Установите приоритеты

Чтобы достичь баланса «семья — работа», иногда нужно постараться: трудиться придется и там, и там. Оцените мысленно важность разных событий: например, вам важно будет побывать на детском утреннике или самой сводить ребенка к врачу, значит, возможно, придется прийти на работу пораньше, чтобы все успеть, или найти того, кто вас заменит. Иногда бывает, что руководители используют ваше материнство как манипуляцию, сравнивая вас с бездетными сотрудниками, которые работают усерднее и не спешат домой. Не поддавайтесь! Не позволяйте другим ставить вашего ребенка на последнее место, его детство — это правда важный период, и в хороших компаниях такой подход уважают.

Совет 7: Что с чувством вины?

Не чувствуйте себя виноватой из-за того, что приходится просить дополнительной помощи, разрешите себе это. Уборка, заказ продуктов, полуфабрикаты или готовые блюда в вашем меню — все это не излишества и капризы, а то, что поможет вам меньше уставать — а, значит, проводить больше времени с ребенком и семьей. Да, это стоит денег, но даст вам возможность проводить больше времени с близкими.

Совет 8: Просите помощи на работе

Найдите на работе наставника, ментора или коллегу, которая вышла из декретного отпуска раньше, чем вы, и уже успела привыкнуть — тех, с кем можно поговорить на работе и получить поддержку. Поймите, что вы будете немного больше уставать, возможно, работать не так безупречно, как раньше, а ваш мозг теперь будет обрабатывать гораздо больше задач, чем до родов. Вы сможете справиться с этим — ваш интеллект и компетентность остаются такими же, как и раньше, — вы просто научитесь гораздо эффективнее расходовать свое время и энергию. Только не расстраивайтесь - и просите помощи.

Совет 9: Объясняйте, какая помощь вам нужна

Не бойтесь критиковать тех, кто помогает вам с ребенком. Да, иногда на няню уходит почти вся ваша зарплата, но она — наемный работник, и выполняет то, о чем вы ее просите, а не делает вам одолжение — значит, вы смело можете говорить о том, что вам не нравится, смущает или вы хотели бы, чтобы было по-другому. Многие мамы боятся конфронтации из-за мелочей — режима, прогулок или поведения няни, потому что не хотят конфликта или искать новую няню. Но есть много разных способов сказать людям об их недочетах, и если человек не готов это обсуждать, значит, лучше найти другого помощника. Принимать неудобное поведение — это не нормально. Если с ребенком помогает бабушка — договориться может быть сложнее: она же любит внуков, вырастила своих детей и уверена в правильности своих методов воспитания. Но это ваш ребенок, и именно вы решаете, как хотели бы его растить: спокойно поговорите о тех моментах, которые вам очень важны — и точно найдется компромисс.

Совет 10: Не берите все на себя

В идеальном варианте оба работающих родителя должны в равнойстепени участвовать в воспитании своих детей, в том числе в поездках к врачу и школьных мероприятиях, покупке одежды, домашних делях и т. д. Вы не можете и не должны быть единственной, кто это делает. За многими успехами в карьере стоит «семейный тыл» — когда один партнер снимает с другого бытовые и детские заботы, но если вы оба работаете — вы оба и занимаетесь всем остальным. И об этом тоже важнео договориться «на берегу»! Не пытайтесь делать это в одиночку.

Читайте также:

Няня, найдись! 7 мифов о поиске

«Не хочу играть с ребёнком!» Если маме не интересны куклы, машинки и салки

«Понимаю, что с тобой»: как работает контейнирование детских эмоций и зачем этому учиться?

Фото: Ivan Samkov, Vlada Karpovich, Andrea Piacquadio/Pexels

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Хотите отправить нам сообщение?

Перейти