«Ум и Хрум». Мультсериал«Ум и Хрум». Мультсериал
0+
4:05
«Ум и Хрум». Мультсериал
«Спроси у ТриО!»«Спроси у ТриО!»
0+
5:00
«Спроси у ТриО!»
«Приключения Ам Няма». Мультсериал«Приключения Ам Няма». Мультсериал
0+
5:05
«Приключения Ам Няма». Мультсериал

Несадовский или домашний? Как прожить без детского сада



Считается, что «несадовские» дети чем-то обделены: социализацией, развитием, даже навыком слушаться взрослых. Так ли это? Обязательно ли посещать садик и что требуется от родителей, если ребёнок растет дома, обсуждаем с психологом Анной Скавитиной.

Анна Скавитина, психолог, аналитик, член IAAP (International Association of Analytical Psychology), супервизор РОАП и Института Юнга (г. Цюрих), эксперт журнала «Psychologies»
Анна Скавитина, психолог, аналитик, член IAAP (International Association of Analytical Psychology), супервизор РОАП и Института Юнга (г. Цюрих), эксперт журнала «Psychologies»

Сад для всех

Не так давно дети делились на «детсадовских» и «несадовских»: предполагалось, что те, у которых всё в порядке со здоровьем и досталось место в учреждении, обязательно должны ходить в детский сад, чтобы получить пакет образовательных и воспитательных услуг. На «несадовских», домашних детей смотрели с сочувствием, сожалея о тех серьезных потерях, которые понесла их не так давно начатая жизнь, и обдумывали, как же можно компенсировать пробелы социализации, без которой обучение в школе попадало под серьезную угрозу.

Я думаю, что многие знают: детские сады были придуманы, чтобы родители могли выйти на работу и включиться в рынок общественной рабочей силы, не думая о том, что ребёнок окажется без присмотра. Уже потом к детским садам были «прикручены» дополнительные образовательные функции, и впоследствие посещение детского сада стало трактоваться как обязательный элемент развития ребёнка. И даже наличие свободных бабушек и дедушек в семье, с удовольствием готовых заниматься внуками, стало рассматриваться как недостаточный фактор для адекватного присмотра и интеллектуального развития. Дети стали попадать под государственную опеку с раннего возраста.

Сегодня мы видим обратную тенденцию: ценность ребёнка вырастает вместе с желанием родителей воспитывать и выращивать ребёнка так, как они это считают правильным. Этому немало поспособствовало то, что сегодняшние взрослые стали более чувствительны к ситуациям насилия. Сами в детстве пережив неприятные моменты в детском саду, когда их заставляли есть, спать, высаживали в ряд на горшки, «обтесывали и обстругивали», чтобы они были менее чувствительны к своим эмоциям и потребностям, они теперь не хотят того же для своих детей — фантазируя, что в современных детских садах будет все то же самое.

Всё это привело к возникновению многочисленных альтернатив государственным детским садам: частные сады, основанные на различных воспитательных парадигмах, группы кратковременного пребывания, развивающие детские центры, кружки по интересам, возрождённый институт нянь и гувернанток и т. д. И детям, которые ни разу не ходили в детский сад, не обязательно теперь иметь оправдание в виде сложностей со здоровьем. А также выяснилось, что не посещающие детский сад дети вполне могут быть физически, интеллектуально и эмоционально развиты совсем не хуже, чем дети после детсадовской подготовки.

Мы точно справимся?

Основная цель детского сада — обеспечить уход и присмотр, то есть взять временно на себя функции родителей. Родители, выбравшие не отдавать ребёнка в детские сады вообще, обычно понимают, что он 24 часа 7 дней в неделю будет находиться с ними. И все образовательные функции, которые можно было бы отдать на аутсорсинг, необходимо будет взять на себя. В целом, это возможно, ведь многие поколения людей выращивали детей без социальных структур, но в нынешнем мире количество того, что именно должен уметь и знать ребёнок к школьному возрасту, серьезно изменилось. Другое дело, что сочетать полноценную оплачиваемую работу, даже без выхода в офис с ребёнком, а тем более несколькими, под силу очень редким родителям. Поэтому стоит решить, хватит ли им психологических, временных и финансовых ресурсов на то, чтобы справиться без поддержки детского сада.

Что из «основного развивающего набора» надо организовать для ребенка дома?
⁃ Общение в коллективе. Ближе к трём годам большинству детей становится настолько интересно общество сверстников и возможность играть с ними, и это такой важный фактор их развития, что необходимо будет организовать детям регулярную возможность развивать навыки общения. Эту задачу поможет решить компания ваших друзей и подруг с детьми, детская площадка во дворе с ее регулярными конфликтами и попытками их разрешения. То, что дети на площадке оказываются разновозрастные и из очень разных семей, даёт ребёнку возможность соприкоснуться с реальной жизнью, но при поддержке близкого человека.

⁃ Общение со взрослыми вне семьи. В детском саду ребёнок начинает постепенно понимать, что есть взрослые люди помимо родителей, которых приходится слышать и слушать. Они могут заботиться о тебе и учить тебя новому, пока родители заняты, но ты не можешь мгновенно получить от родителей поддержку в трудных для тебя ситуациях. То есть ребёнок учится принимать правила взаимодействия в социальной среде, справляться самостоятельно какое-то время со сложными эмоциональными ситуациями до появления родителей. Эту задачу смогут взять на себя те взрослые, которым вы будете готовы доверить ребёнка: бабушки, няни, ваши друзья, учителя на развивающих занятиях.

⁃ Интеллектуальное и физическое развитие. Тут нужно признать, что многие мамы могут обеспечить гораздо лучшие условия для развития ребёнка, чем среднестатистический детский сад. Хотя бы потому, что детский сад и рассчитан на среднестатистического ребёнка, то есть не учитывает его индивидуальных способностей и особенностей. Если ребёнок много времени проводит с родными в разговорах, принимает участие в домашних делах, то знания о многих областях жизни усваиваются без длительного и принудительного сидения за партой. Конечно, если он целыми днями предоставлен сам себе, занят в основном гаджетами, то любой государственный детский сад даст фору такому домашнему воспитанию. Минимальный набор из лепки, рисования, конструирования, самообслуживания, музыкальных занятий и физкультуры входит в программу обычного детского сада. Подумайте, как вы сможете обеспечить это дома.

⁃ Жизнь по расписанию. Для большинства детей жизнь по понятному расписанию — это путь к стабильному психическому состоянию и пониманию мироустройства. Детский сад обеспечивает это автоматически, дома организовать это сложнее, особенно родителям, привыкшим жить в соответствии с сегодняшним настроением, и не придерживающимся стабильного графика для самих себя. С домашним ребёнком можно жить по любому расписанию, если оно устраивает всех обитателей дома, но лучше его всё же иметь, хотя бы приблизительное. Расписание вполне может быть не привязано жестко к часам и минутам, но хотя бы к последовательности действий: после пробуждения мы всегда умывается, потом завтракаем, потом гуляем или рисуем. Дети любят последовательности и ритуалы, и если родители будут учитывать этот факт, то многие вещи будут происходить без излишнего напряжения, которое создаётся при необходимости строго попадать в график.

А как же готовиться к школе?

Нет обязательных компетенций, которыми должен владеть ребёнок к поступлению в школу, но есть негласные: они помогут легче адаптироваться к следующей ступеньке развития, если вы, конечно, планируете отдавать его в школу, а не продолжать домашнее обучение (сейчас это тоже уже никого не удивляет). Именно на эти негласные компетенции и нужно ориентироваться родителям, чтобы оценить, в нужном ли темпе и направлении все продвигается. Какие это знания и умения?

1. Знание о своей семье: имя, фамилия, состав семьи, кто кому и кем приходится, чем занимаются родители, адрес и хотя бы один номер телефона.
2. Время и пространство. Времена года и месяца, ориентировка в часах со стрелками и в расписании дня. Лево-право, верх-вниз, формы предметов и их цвета.
3. Правила базовой безопасности. Не уходить одному и с незнакомыми, знать правила поведения пешехода и т. д.
4. Навыки коммуникации. Умение взаимодействовать с детьми и взрослыми, работать в команде с другими детьми, представлять полученный результат.
5. Говорить и знать алфавит. Уметь читать перед школой не требуется, но читающим детям адаптироваться легче. Понимать несложный текст и излагать его своими словами.
6. Считать. Это не значит просто произносить счёт до 100 или 1000 — это уметь посчитать количество предметов или людей, понимать «меньше» и «больше», иметь элементарное представление о дробях: половина яблока, его четверть.
7. Общее развитие. Умение пользоваться простыми предметами, вырезать ножницами и использовать клей, складывать вещи в отведённое место, выполнять словесные инструкции и т. д.

Это краткий, но основной список компетенций дошкольника. Есть ли здесь навыки, которые обязательно должны быть получены именно в детском саду? Точно нет. Поэтому отдавать ли ребёнка в детский сад или оставлять его дома до школы или дальше, каждая семья решает, исходя из собственных ресурсов и тех особенностей и способностей ребёнка, которые у него обнаружились. Нет идеальных и единственно правильных решений. Вопросы по адаптации «несадовского» ребёнка в школе решаются ничуть не сложнее, чем того, кто ходил в детский сад, если родители позаботились о тех аспектах, которые мы обсудили выше.

Читайте также:

Лучший подарок воспитателю: 5 вещей, за которые в садике вам скажут «спасибо»

Дома не скучаем! Чем занять ребёнка, пока он не ходит в сад или школу

8 книг для тех, кто скоро идёт в детский сад

Фото: VGstockstudio, Oksana Kuzmina, Studio Romantic/Shutterstock

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Хотите отправить нам сообщение?

Перейти