«Вовка в тридевятом царстве». Мультфильм«Вовка в тридевятом царстве». Мультфильм
0+
15:40
«Вовка в тридевятом царстве». Мультфильм
«Летучий корабль». Мультфильм«Летучий корабль». Мультфильм
0+
16:00
«Летучий корабль». Мультфильм
«Три кота». Мультсериал (С субтитрами)«Три кота». Мультсериал (С субтитрами)
6+
16:20
«Три кота». Мультсериал (С субтитрами)

Как научить ребёнка ставить цели?

Сентябрь — отличное время, чтобы поставить цели на учебный год. Это поможет и добиться успехов в учебе, и освоить важный жизненный навык постановки целей. Как помочь ребёнку подумать о том, чего он надеется достичь, и составить план действий?

Зачем ставить цели?

Умение ставить цели (и добиваться их) помогает детям обрести независимость и понять, что они могут контролировать свою жизнь. Когда ребенок начинает обдумывать, чего он хочет добиться, это, скорее всего, станет лучшей мотивацией, причем для собственного удовольствия, а не чтобы порадовать родителей. Может быть, он хочет самостоятельно закончить целую главу книги, завязывать шнурки сам, научиться писать сочинение или освоить сложение в столбик, или чаще поднимать руку на уроках, или подружиться с кем-то в классе. Каковы бы ни были намерения, их обдумывание и планирование поможет начать учебный год с позитивным настроем!

Что значит «цель»?
Прежде всего, убедитесь, что вы говорите об оном и том же: ребенку будет трудно ставить цели, если он не понимает, что такое цель. Начните с объяснения этого понятия. По сути, цель — это то, чего человек хочет достичь. Цель реализуется после того, как человек приступает к осуществлению плана действий, воплощающего его намерение в жизнь. Например, в футболе гол — это когда игрок забрасывает мяч в ворота, и это результат его работы, чтобы достичь цели, ему потребовалось много усилий и маневров.

Язык постановки целей
Обсудите, что о целях обычно говорят определенными словами: есть не только финальный «гол», но надо будет работать над ее достижением, в том числе учиться разрабатывать стратегию, организовывать и расставлять приоритеты. Цели бывают краткосрочные и долгосрочные, важно разбивать их на более мелкие части. Умение говорить о своих целях — это ключ к пониманию: «Я хочу [сделать это] к [срок]. Я уже знаю, как [соответствующие навыки]. Для достижения своей цели я буду следовать [этим конкретным шагам]».

Не только говорите, но и слушайте
Если вы хотите, чтобы ребенок научился самостоятельно ставить перед собой цели, не забудьте дать ему возможность руководить этим процессом. Напоминайте себе, что важнее слушать, чем говорить. Задавайте вопросы, но позволяйте детям самим делать выводы о том, к чему нужно стремиться. Важно, чтобы ребенок сам решил, чего он хочет достичь, а не просто согласился с теми целями, которые ему предлагают родители. Конечно, вы можете привести ребенку примеры, но пусть он сам подумает, чего бы он хотел достичь, а вы можете подсказать (но не переводить разговор на себя.)

Мозговой штурм
Хотя важно, чтобы ребенок сам придумал свои цели, совместный «мозговой штурм» может оказаться плодотворным. Выступайте в роли помощника и задавайте вопросы, чтобы помочь найти и сформулировать идею. Вот что можно спросить:

  • Есть ли какие-то учебные навыки, которые ты хотел бы освоить и/или улучшить?
  • Есть ли у тебя сильные и/или слабые стороны, связанные со школой, на которых ты хотел бы сосредоточиться в этом году?
  • За лето ты стал лучше рисовать. Хочешь что-то делать с этим дальше?
  • Какой твой любимый/нелюбимый предмет?
  • Как ты думаешь, над чем тебе могли бы посоветовать поработать учителя или друзья?

Помощь в уточнении целей
Следующий шаг — сужение круга задач и обеспечение их выполнимости. Именно в этот момент можно помочь ребенку уточнить его цель, сделав ее достижимой в течение учебного года. Например, если он хочет прочитать 10 книг, помогите ему выбрать книги, соответствующие его уровню чтения. Если хочет ходить в три новых кружка, посоветуйте оценить количество свободного времени и сил — и соответственно скорректировать свою цель Помогите скорректировать нереальные цели в сторону более достижимых — но так, чтобы энтузиазм не исчез.

А теперь — план
После того как ребенок определился с целью, помогите ему составить план ее достижения. На этом этапе также может помочь мозговой штурм: подумайте, какая помощь может потребоваться, какие шаги предстоит пройти, как записать или нарисовать эти шаги и более мелкие цели, списки дел или расписание.

Создайте визуальное напоминание
Чтобы цели были перед глазами, запишите их или нарисуйте: это поможет сосредоточиться на шагах. Хороший вариант — схема в виде лестницы, где каждая ступенька — это еще один шаг на пути к достижению конечной цели. Подойдет любой способ задокументировать свою цель и процесс, который поможет следить за ее достижением.

Помогите ребенку следить за своим прогрессом. Периодически просматривайте вместе с ним лестницу целей и отмечайте все выполненные им шаги. Радуйтесь успехам, но будьте готовы и к препятствиям — хвалите за старание и обучение не меньше, чем за ощутимые достижения. Предложите совет, если ребенок столкнется с какими-либо неудачами или разочарованиями — все это поможет ребенку сохранить темп и понять, что прогресс так же важен, как и конечная цель.

Читайте также:

Умеете ли вы слушать ребёнка? Проверьте!

5 видов мотивации: как помочь ребенку найти свою?

7 способов научить детей справляться с трудностями

Фото: freepik

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Хотите отправить нам сообщение?

Перейти