«Царевны». Мультсериал«Царевны». Мультсериал
0+
22:00
«Царевны». Мультсериал
«Смешарики. Пинкод». Мультсериал«Смешарики. Пинкод». Мультсериал
6+
0:10
«Смешарики. Пинкод». Мультсериал
«Лекс и Плу. Космические таксисты». Мультсериал (6+)«Лекс и Плу. Космические таксисты». Мультсериал (6+)
6+
2:00
«Лекс и Плу. Космические таксисты». Мультсериал (6+)

Попевки Зайцева: как пение помогает детям учиться читать

Методика Николая Зайцева, известного педагога и создателя знаменитых кубиков для обучения чтению, основана на слоговом принципе. Вместо традиционного заучивания букв дети осваивают чтение в игровой форме: слоги можно петь, в ладоши — хлопать, по комнате — двигаться!

Попевки в системе Зайцева: что это и как работают?

Кубики Зайцева — это авторская система обучения чтению и счёту, которая подходит детям от 2 лет и может использоваться и дома, и в образовательных учреждениях. Методика особенно эффективна для малышей с особенностями развития (ЗПР, ОНР, аутизм, нарушения слуха и зрения), а также для тех, кто изучает русский язык как иностранный. А попевки — это ключевой инструмент методики Зайцева, специальные ритмичные распевки, с помощью которых дети легко запоминают склады (сочетания букв). Они созданы для того, чтобы превратить обучение чтению в весёлую игру, задействуя слух, речь и двигательную память.

Как это работает?
Складовой принцип (не буквы, а сочетания). Ребёнок запоминает не отдельные буквы, а готовые склады — сочетания звуков («МА», «КО», «ДЬ»). Это естественнее для восприятия, ведь мы говорим именно складами, а не буквами.

Мультисенсорный подход: задействовано зрение (крупные буквы на кубиках и таблицах видны даже с 10 метров), слух (попевки — склады пропеваются под ритмичные мелодии), тактильность (кубики разного веса, размера и звучания благодаря деревянным и металлическим наполнителям) и движение (дети работают у таблиц стоя, двигаются, ищут нужные кубики). И, конечно, это игровой формат: ребёнок поёт, играет с кубиками, составляет слова, даже не осознавая, что «учится».

Как организовать занятия дома?

Таблицы разместите на стене так, чтобы нижний край был на высоте 165−170 см (ребёнок будет смотреть вверх, что полезно для осанки). Чуть ниже находятся полки с кубиками, а ребенку можно предложить расположиться на расстоянии 1−2 метров от таблиц.

Кубики храните в зоне доступа — пусть малыш играет с ними, как с обычными игрушками.

На первых занятиях познакомьте ребенка с попевками. Пойте склады из таблиц, показывая их указкой, например «БА-БО-БУ-БЫ-БЭ». Для пропевания используются простые, знакомые ребенку мелодии (например, народные или популярные), часто с аккомпанементом баяна или балалайки.

Затем можно дать ребенку задание для игры с кубиками. Например, «Найди кубик с „МА“» (для малышей), «Составь имя» (для детей постарше).

Режим занятий
2−3 года: 5−10 минут в день, акцент на пение и тактильные игры.

4−5 лет: 15−20 минут, добавляем составление простых слов («МАМА», «КОТ»).

6+ лет: Чтение предложений, игры в «складовое лото».

Важно! Не перегружайте ребёнка — если теряет интерес, переключитесь на другую активность.

Почему слоги лучше учить нараспев?

  • Ритм и мелодия помогают быстрее запоминать материал.
  • Дети могут двигаться во время занятий — сидеть, ходить или даже бегать, это позволяет дольше не уставать, не заскучать, повышает интерес к занятию.
  • Малыши сначала слушают, потом начинают подпевать, а со временем самостоятельно поют и показывают слоги на таблицах.
  • Пение улучшает дикцию, помогает исправлять логопедические проблемы и делает речь четче.

Обязательно ли ребенку петь?

Нет, на первых занятиях дети обычно только слушают и привыкают к ритму. Постепенно они начинают подпевать — и важно поддерживать их интерес, хвалить за первые успехи, эмоционально реагировать.

Чем полезны попевки Зайцева?

  • Развивают фонематический слух и артикуляцию.
  • Ускоряют запоминание слогов и переход к осознанному чтению.
  • Расширяют словарный запас и учат логически мыслить.
  • Подходят гиперактивным детям — можно учиться в движении!

Методика особенно хороша для дошкольников, но полезна и младшим школьникам, испытывающим трудности с чтением. Методика Н. А. Зайцева используется в детских центрах более 30 лет и рекомендована педагогами как эффективный игровой способ обучения чтению.

Фото: pch. vector/Freepik, архив пресс-службы

Поделиться:
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Хотите отправить нам сообщение?

Перейти