Готов ли будущий первоклассник к школе? Сможет ли спокойно сидеть и работать на уроках? Внимательность, усидчивость и способность следовать инструкциям — качества, которые особенно важны на старте. Может быть, пора срочно устанавливать дома строгие правила? Как помочь ребенку научиться соблюдать разумные границы, рассказывают эксперты «Онлайн-школы № 1».


Скоро сентябрь, и для родителей первоклассников это самое напряженное время. Ведь подготовить ребенка к соблюдению дисциплины в школе после летних каникул совсем непросто.
И в этом деле уговоры или угрозы — плохие помощники. Психологи и педагоги советуют не давить на будущего школьника, а методично работать над концентрацией, вниманием и развитием важных навыков общения, умением соблюдать границы.
Упражнения на развитие концентрации
Младший методист начальной школы Татьяна Павлова советует уже сейчас проводить занятия в игровой форме. Например:
1. «Путаница»
Найдите в Интернете картинки, где на одном листе друг на друга наложены разные изображения (буквы, цифры, животные). Задача ребенка — найти нужный объект и раскрасить его. Просто, но эффективно.
2. «Графический диктант»
Дайте ребенку лист в клетку и карандаш. Диктуйте направление движения по клеткам (например: 2 влево, 3 вниз). В итоге должен получиться рисунок или буква.
3. «Поиск»
Напишите ряд случайных букв, например: «н п р ы н м р…» — и попросите вычеркнуть все буквы «н». Затем зачеркнуть «п» и обвести «м». Такой поиск развивает внимательность и аналитическое восприятие.
4. «Повтори!»
Задача — запомнить и повторить цепочку слов или движений. Например, взрослый говорит «прыжок» и подпрыгивает, затем «вверх» и поднимает руки вверх. Пусть ребенок повторяет слова действия. Это улучшит память.
5. «Конструирование по алгоритму»
Возьмите любой конструктор, набор для оригами. Пусть ребенок соберет что-нибудь по инструкции. Это научит действовать по шагам и концентрироваться на задаче.
Дисциплина для непосед
Если ваш ребенок — непоседа, то ни в коем случае не запрещайте ему двигаться, задавать вопросы или шуметь во время домашних занятий. Гораздо эффективнее предложить альтернативу. Вот несколько вариантов привлечь внимание будущего первоклассника к полезным играм.
· Предлагайте выбор. Вместо «не бегай» говорите «давай пробежим до кухни и вернемся к задаче». Вместо «перестань болтать» — «давай послушаем друга друга по очереди: кто начнёт первым?».
· Объясняйте причинно-следственные связи. «Мы выполняем упражнения, чтобы лучше запоминать буквы», «Мы не перебиваем, потому что учитель должен договорить». Подобные фразы — не просто наставления, а кирпичики, из которых строится внутренняя мотивация ребенка.
· Не забывайте про позитивное подкрепление. Награды и не должны быть материальными. Иногда достаточно сказать: «Ты так быстро выполнил задание! Я горжусь тобой».
· Будьте последовательны. Если сегодня рисовать в рабочей тетради можно, а завтра за это следует выговор, то ребенок не понимает, чего от него хотят. Установленные правила должны быть стабильными.
Базовые навыки общения
Психологическая готовность к школе тоже очень важна для того, чтобы ребёнок мог придерживаться правил дисциплины на уроке. Психолог Кира Гольдштейн советует обучать ребенка базовым навыкам: говорить «пожалуйста» и «спасибо», слушать собеседника и мягко отстаивать свои границы. Это часть адаптации к социальной жизни.
Научите вежливо обращаться к взрослым, просить о помощи, если что-то непонятно или сложно, терпеливо ждать своей очереди в столовой.
Рассказывайте о школе в позитивном ключе: о том, как интересно будет знакомиться с одноклассниками и почему знания пригодятся в жизни.
Поиграйте вместе в «школу», где вы — учитель, а ребенок — ученик.
Затем поменяйтесь местами. Соблюдаете правила: слушайте, поднимайте руку, не перебивайте.
Когда пойдете в магазин, позвольте ребенку самому выбрать канцелярские принадлежности. Это укрепит его мотивацию и ответственность.
Соблюдаем правила дисциплины и дома
Дисциплина не ограничивается школьным кабинетом, она важна во всем. Ребенок должен понимать, что для успешной учебы нужно придерживаться графика, вовремя ложиться спать и чередовать занятия с отдыхом.
- Примерно за 2 недели до 1 сентября постепенно переходите к школьному распорядку: укладывайте ребенка спать не позднее 22:00, завтракайте и обедайте вместе в одно и то же время.
- Научите одеваться, пользоваться приборами, складывать вещи. Это формирует самостоятельность.
- Отрепетируйте легкие алгоритмы сборов в школу. Например: «Сначала умыться, потом одеться, затем собрать рюкзак…». Можно написать список дел и все делать по нему, отмечая галочкой выполненные пункты/
Особенное внимание стоит уделить внимание навыкам самообслуживания.
Чтобы избежать неловких ситуаций в школе, проверьте, всё ли из представленного списка умеет делать будущий первоклассник:
· Самостоятельно переодеваться и обуваться (включая завязывание шнурков);
· Есть ложкой, вилкой;
· Мыть руки до и после еды;
· Пользоваться носовым платком;
· Собирать рюкзак;
· Поддерживать порядок на своем рабочем столе или в рюкзаке. Организованное пространство — не просто необходимость, оно само по себе «говорит» ребенку: здесь мы занимаемся, а не играем.Если ребенок пойдет в онлайн-школу, важно заранее познакомить его с форматом: открыть видеоконференцию, показать, где включается камера и микрофон, объяснить, что нужно слушать и не отвлекаться.
Читайте также: