Малыш раскрашивает картинку и постоянно перекладывает карандаш из одной руки в другую. Точно так же он поступает и с ложкой, и с совком при игре в песочнице. Как понять, какая у ребёнка ведущая рука? Спросили у нейропсихолога Марии Баулиной.

Когда можно определить у ребёнка ведущую руку?
Если ребёнок часто меняет руки при выполнении какой-то деятельности, у некоторых родителей возникает мысль о том, что у них растёт амбидекстр. Однако амбидекстр — это человек, который одинаково ловко пользуется обеими руками, и таких людей в мире не более 1%.
У маленьких детей подобная неопределённость связана с тем, что доминирование руки находится в стадии развития и требует определённого времени.
Согласно исследованиям, до 1 года 52% детей более активно используют правую руку, а 47% — левую. До 2 лет это соотношение составляет уже 70% и 25%, а к 7 годам — 85% и 12%. Это означает, что по мере обучения и приобретения новых навыков доминирование правой руки увеличивается.
Обычно уже к 3 годам по ребёнку можно понять, правша они или левша. Однако нужно учитывать несколько факторов, которые могут мешать детям определиться.
♦ Среди малышей, родившихся раньше срока, гораздо больше леворуких по сравнению с теми, кто не спешил появиться на свет. Такое левшество часто называют «компенсаторным», так как правое полушарие, «отвечающее» за левую руку, созревает несколько быстрее левого, и частично берёт на себя его функции. Поэтому ни в коем случае нельзя переучивать ребёнка, чтобы не мешать мозгу справиться с неблагоприятными воздействиями. У недоношенных детей становление ведущей руки может произойти только к 5−6 годам.
♦ Важно учитывать наследственный характер леворукости: если в семье уже есть левши, вероятность появления ещё одного увеличивается. Внешние факторы также сильно влияют на ведущую руку. Так, если отец леворукий, то у ребёнка 1 шанс из 10 тоже стать левшой. Когда леворукой является мать, эта вероятность повышается в два раза. У этого факта простое объяснение: как правило, мамы проводят с малышами больше времени, чем папы, и на своём примере показывают, в какой руке держать ложку, карандаш
♦ Центры детского развития активно рекомендуют упражнения «для развития межполушарного взаимодействия», но популярность таких занятий в большей степени связаны с маркетингом, чем с научно обоснованной необходимостью. Становление ведущей руки происходит в процессе реальной деятельности (играх, приёме пищи, чистке зубов и др.), а не при выполнении искусственно созданных упражнений. Кроме того, многие задания предполагают развитие у ребёнка навыка выполнять их как левой, так и правой рукой, что противоречит самой идее доминантности.
Если вы хотите помочь малышу определиться, следует, наоборот, мягко настаивать на использовании, например, правой руки для рисования, а левой — для причёсывания. Но для того, чтобы выбрать руку для той или иной деятельности, нужно понаблюдать, как часто он использует каждую из них.
Тест: левша или правша?
Существует множество тестов для детей и опросников для родителей, которые содержат вопросы, касающиеся ежедневных бытовых действий. Однако наиболее информативным является выполнение непривычных заданий, так как благодаря им можно увидеть в режиме реального времени, как именно осуществляется взаимодействие двух рук.
Тест нейропсихолога Мари Озьяс содержит 20 заданий, использующих большое количество разнообразных материалов.
В процессе выполнения теста важно обратить внимание на то, какая рука у малыша более активна и выполняет более «тонкие» движения.
1. Нанизывание бусины на нитку. Правша обычно держит иглу с нитью в правой руке, а бусины в левой.
2. Переливание воды из бутылки в стакан. Ёмкость, из которой льётся вода, правша удерживает правой рукой.
3. Стирание ластиком рисунка. Если малыш держит ластик в левой руке, это может указывать на то, что он левша.
4. Вытирание пыли с мебели.
5. Отряхивание соринок с одежды.
6. Капание из пипетки в горлышко бутылки.
7. Раскладывание игровых карточек.
8. Закручивание крышки на бутылке.
9. Наматывание нити на катушку. Левша наматывает нить левой рукой, удерживая катушку в правой.
10. Продевание нити в иглу. Левша держит нить в левой руке.
11. Извлечение ложкой из стакана бусины или горошины.
12. Питьё из чашки. Левша держит чашку левой рукой.
13. Пришивание пуговицы (с этой целью можно использовать пластиковые игры для детского рукоделия).
14. Бросание бусин в бутылку с узким горлышком. Левша бросает бусины левой рукой.
15. Чистка обуви щёткой.
16. Застёгивание и расстёгивание молнии на куртке или сумке.
17. Звонок в колокольчик. Левша звонит левой рукой.
18. Зажигание спички (можно попросить ребёнка лишь имитировать действие).
19. Разрезание бумаги ножницами.
20. Прокалывание в бумаге дырочек с помощью иглы.
Как определить ведущие ухо, глаз и ногу?
Когда речь идёт о «правшестве» или «левшестве», важно учитывать, что у ребёнка также развивается доминирование глаза, уха и ноги.
Особенно важна для освоения новых навыков зрительно-моторная координация. Так, около 40% дошкольников являются «левоглазыми», поэтому у них может задерживаться выбор ведущей руки. Левой выполнять действия неудобно, а движения правой оказываются неточными из-за трудностей её подчинения информации, получаемой от левого глаза, — то есть «наискосок».
Чтобы подчеркнуть важность всех видов доминирования, принято выделять профиль асимметрии, являющийся индивидуальной характеристикой работы головного мозга. В этом профиле может присутствовать не только правостороннее или левостороннее преимущество, но и симметрия.
Интересно, что только 27% людей имеют профиль с полным доминированием правой стороны (руки, уха, глаза и ноги). На что влияет сочетание разных компонентов профиля асимметрии?
1. У леворуких детей чаще встречается симметрия в слуховом восприятии. Такая особенность может быть причиной задержки развития речи, поскольку для точного анализ речевых звуков важно доминирование правого уха.
2. Ребёнка, который рисует и ест правой рукой, но имеет доминирование левой ноги, левого уха и глаза, можно считать более выраженным левшой по сравнению с теми, кто рисует и ест левой рукой, но имеет правостороннее доминирование в остальных сферах.
Для того, чтобы определить ведущий глаз, предложите малышу посмотреть в калейдоскоп, подзорную трубу из свёрнутого листа бумаги или дверной глазок. Глаз, к которому ребёнок первым подносит предмет, является доминирующим.
Аналогично для определения ведущего уха можно предложить послушать тикающие часы или поговорить по телефону.
Ведущая нога определяется у ребёнка ближе к подростковому возрасту и на её развитие сильно влияют занятия спортом и танцами. Для того, чтобы определить доминирование, можно попросить ребёнка ударить по мячу или подняться по ступенькам (ведущей ногой является та, которая шагает первой).
Читайте также:
Как подготовить руку ребёнка к письму: советы нейропсихолога