«Царевны». Мультсериал«Царевны». Мультсериал
0+
22:00
«Царевны». Мультсериал
«Смешарики». Мультсериал«Смешарики». Мультсериал
0+
0:10
«Смешарики». Мультсериал
«Лекс и Плу. Космические таксисты». Мультсериал«Лекс и Плу. Космические таксисты». Мультсериал
6+
2:00
«Лекс и Плу. Космические таксисты». Мультсериал

Скорость чтения: как научить ребёнка читать быстрее и зачем это нужно?

Ребёнок уже пошёл в школу, но при чтении «зависает» над каждой страницей, медленно водя пальцем по строчкам. Может, ему срочно нужны уроки скорочтения?

Фото: Ruslan Huzau/Shutterstock
Фото: Ruslan Huzau/Shutterstock

Мария Баулина, кандидат психологических наук, практикующий нейропсихолог, доцент Института психологии и специального образования
Мария Баулина, кандидат психологических наук, практикующий нейропсихолог, доцент Института психологии и специального образования

Когда речь заходит о нормативах чтения, родители обычно делятся на два лагеря. Одни уверяют, что скорость — не главное, и важнее всего понимание прочитанного. Другие настаивают на важности быстроты понимания текста, поскольку от неё зависит объём усвоенной информации, которой сейчас в школе гораздо больше, чем раньше. Можно ли найти золотую середину и нужны ли ребёнку курсы скорочтения?

Скорочтение: польза или вред?

Популярные нынче курсы скорочтения, как правило, обещают научить ребёнка проглатывать большие куски текста без потери понимания прочитанного. Однако важно разделять реальные возможности ребёнка и маркетинговые приёмы развивающих центров. Стоит упомянуть и о том, что мнение научной психологии, в отличие от популярной, не поддерживает идею о каких-то значительных преимуществах скорочтения.

Исследования со строгим контролем качества понимания текста показывают, что чтецы переоценивают свой уровень усвоения материала, и средний процент воспроизведённого содержания немногим больше 50.

Наконец, базовые методики скорочтения были разработаны для взрослых, — то есть людей с уже хорошо развитым умением читать. Попытки применять их для детей приводят к тому, что минусы часто перевешивают плюсы.

Фото: Katrin Primak/Shutterstock
Фото: Katrin Primak/Shutterstock

1. Многие приёмы скорочтения противоречат задачам обучения старших дошкольников и младших школьников. Например, подавление внутреннего проговаривания прочитанного с помощью выстукивания специального ритма (так называемого ритма Жинкина) не позволяет ребёнку запечатлеть правильное написание слова. Известно, что именно навык проговаривания помогает в начальной школе избегать пропусков букв и слитного написания слов.

2. Обучение скорочтению предполагает наращивание темпа чтения про себя. Чтение же вслух рассматривается как помеха скорости. Такой подход мешает ребёнку следить за правильной интонацией, в результате чего он ставит ударение в неправильных местах, не замечает точку и другие знаки препинания.

3. К началу обучения в школе далеко не все дети обладают идеальным звукопроизношением и правильным речевым дыханием. Для того, чтобы следить за длительностью вдоха и выдоха и не «захлёбываться» словами, а также вовремя исправлять неверно произнесённые звуки, необходимо читать вслух и не торопиться.

У некоторых детей по мере перехода от слогового чтения к беглому появляется так называемое «угадывающее чтение», при котором ребёнок проглатывает окончания или даже последние слова в предложении, заменяя их на похожие по написанию. Например, слово «коробка» читает как «корова», а «темнеет на улице» как «теплее в конце».

Эта вредная привычка исправляется только медленным и вдумчивым чтением вслух!

Какие приёмы скорочтения можно использовать?

Что же делать, когда размеры текстов, необходимых для ознакомления, растут, а ребёнок всё ещё читает по слогам?

Некоторые приёмы скорочтения можно и нужно использовать в дополнение к классическому чтению вслух. Они связаны не столько со скоростью восприятия информации, сколько с её структурированием.

Фото: DenisNata/Shutterstock
Фото: DenisNata/Shutterstock

1. Техника поверхностного чтения (так называемый «скимминг») — беглое просматривание текста для понимания его общего смысла и основных идей. Умение быстро схватывать суть написанного полезен для составления плана пересказа, выбора стихотворения для заучивания или рассказа для конкурса чтецов. Для поиска конкретных понятий, дат и имён подходит приём сканирования текста — целенаправленное перемещение взгляда для обнаружения нужного слова и игнорирования других слов. Некоторые дети, готовя пересказ параграфа, снова и снова перечитывают его с начала до конца, пытаясь найти пропущенную деталь, нерационально тратя время. Навык свободной ориентировки в тексте способен облегчить выполнение этого задания.

2. Приём периферийного чтения позволяет ребёнку охватывать взглядом не одно слово, а несколько сразу. Овладение этой техникой полезно тем детям, которые любят застревать на каждом слове и перечитывать его, прежде чем переключиться на следующее. Для начала можно отрабатывать этот навык, читая тексты, организованные в небольшие колонки, а затем переходить к строчкам, включающим 5−7 слов. Такое умение помогает не только увеличить скорость чтения, но и лучше понимать контекст, в который включено каждой из слов.

Некоторые приёмы скорочтения уже давно применяются в педагогике.

  • Так, движение пальца или карандаша по строчкам задаёт темп чтения, под который ребёнок невольно подстраивается.
  • Существует также «метод шторки» — прикрывание закладкой или рукой уже прочитанного текста. Этот приём повышает концентрацию внимания на той строчке, которую в данный момент читает ребёнок.

3. Расширение читательского словаря — то есть тех слов, которые ребёнок узнаёт целиком, не читая по слогам. С этой целью полезно читать вывески магазинов, рекламные баннеры или афиши, поскольку там часто повторяются одни и те же слова.

Как научить ребёнка читать быстрее и увереннее?

Какие проверенные приёмы (не связанные с техниками скорочтения) могут увеличить темп чтения ребёнка?

Фото: Oksana Kuzmina/Shutterstock
Фото: Oksana Kuzmina/Shutterstock

Для того, чтобы бегло читать, нужно… читать. Однако стоит отойти от строгих требований читать не менее 15 минут или по 5 страниц в день, разнообразив формы и стратегии чтения.

  • Пока ребёнок читает по слогам, не стоит торопиться приучать его к высокой литературе. Например, сказки Пушкина сложны даже для опытного взрослого. Не бойтесь предлагать начинающему читателю комиксы и анекдоты из детских журналов или фразы из поздравительных открыток.
  • Предлагая ребёнку новый текст, попросите сначала прочитать его про себя, а затем вслух. Таким образом текст будет прочитан дважды, что снизит количество пауз и ошибок, ускорив автоматизацию навыка.
  • Чтение по ролям прекрасно мотивирует юных читателей и непроизвольно заставляет следить за текстом, который читает взрослый, чтобы вовремя произнести свою реплику. Также «вживание» в роль позволяет лучше контролировать интонацию и расставлять смысловые акценты.

Читайте также:

«У меня не получается!» Если ребёнок не хочет учиться

Как готовиться к школе, если ребёнок совсем не понимает математику?

Речевые игры c осенними листьями для дошкольников: идеи логопеда

Поделиться:
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Хотите отправить нам сообщение?

Перейти