Ребёнок уже пошёл в школу, но при чтении «зависает» над каждой страницей, медленно водя пальцем по строчкам. Может, ему срочно нужны уроки скорочтения?

Когда речь заходит о нормативах чтения, родители обычно делятся на два лагеря. Одни уверяют, что скорость — не главное, и важнее всего понимание прочитанного. Другие настаивают на важности быстроты понимания текста, поскольку от неё зависит объём усвоенной информации, которой сейчас в школе гораздо больше, чем раньше. Можно ли найти золотую середину и нужны ли ребёнку курсы скорочтения?
Скорочтение: польза или вред?
Популярные нынче курсы скорочтения, как правило, обещают научить ребёнка проглатывать большие куски текста без потери понимания прочитанного. Однако важно разделять реальные возможности ребёнка и маркетинговые приёмы развивающих центров. Стоит упомянуть и о том, что мнение научной психологии, в отличие от популярной, не поддерживает идею о каких-то значительных преимуществах скорочтения.
Исследования со строгим контролем качества понимания текста показывают, что чтецы переоценивают свой уровень усвоения материала, и средний процент воспроизведённого содержания немногим больше 50.
Наконец, базовые методики скорочтения были разработаны для взрослых, — то есть людей с уже хорошо развитым умением читать. Попытки применять их для детей приводят к тому, что минусы часто перевешивают плюсы.
1. Многие приёмы скорочтения противоречат задачам обучения старших дошкольников и младших школьников. Например, подавление внутреннего проговаривания прочитанного с помощью выстукивания специального ритма (так называемого ритма Жинкина) не позволяет ребёнку запечатлеть правильное написание слова. Известно, что именно навык проговаривания помогает в начальной школе избегать пропусков букв и слитного написания слов.
2. Обучение скорочтению предполагает наращивание темпа чтения про себя. Чтение же вслух рассматривается как помеха скорости. Такой подход мешает ребёнку следить за правильной интонацией, в результате чего он ставит ударение в неправильных местах, не замечает точку и другие знаки препинания.
3. К началу обучения в школе далеко не все дети обладают идеальным звукопроизношением и правильным речевым дыханием. Для того, чтобы следить за длительностью вдоха и выдоха и не «захлёбываться» словами, а также вовремя исправлять неверно произнесённые звуки, необходимо читать вслух и не торопиться.
У некоторых детей по мере перехода от слогового чтения к беглому появляется так называемое «угадывающее чтение», при котором ребёнок проглатывает окончания или даже последние слова в предложении, заменяя их на похожие по написанию. Например, слово «коробка» читает как «корова», а «темнеет на улице» как «теплее в конце».
Эта вредная привычка исправляется только медленным и вдумчивым чтением вслух!
Какие приёмы скорочтения можно использовать?
Что же делать, когда размеры текстов, необходимых для ознакомления, растут, а ребёнок всё ещё читает по слогам?
Некоторые приёмы скорочтения можно и нужно использовать в дополнение к классическому чтению вслух. Они связаны не столько со скоростью восприятия информации, сколько с её структурированием.
1. Техника поверхностного чтения (так называемый «скимминг») — беглое просматривание текста для понимания его общего смысла и основных идей. Умение быстро схватывать суть написанного полезен для составления плана пересказа, выбора стихотворения для заучивания или рассказа для конкурса чтецов. Для поиска конкретных понятий, дат и имён подходит приём сканирования текста — целенаправленное перемещение взгляда для обнаружения нужного слова и игнорирования других слов. Некоторые дети, готовя пересказ параграфа, снова и снова перечитывают его с начала до конца, пытаясь найти пропущенную деталь, нерационально тратя время. Навык свободной ориентировки в тексте способен облегчить выполнение этого задания.
2. Приём периферийного чтения позволяет ребёнку охватывать взглядом не одно слово, а несколько сразу. Овладение этой техникой полезно тем детям, которые любят застревать на каждом слове и перечитывать его, прежде чем переключиться на следующее. Для начала можно отрабатывать этот навык, читая тексты, организованные в небольшие колонки, а затем переходить к строчкам, включающим 5−7 слов. Такое умение помогает не только увеличить скорость чтения, но и лучше понимать контекст, в который включено каждой из слов.
Некоторые приёмы скорочтения уже давно применяются в педагогике.
- Так, движение пальца или карандаша по строчкам задаёт темп чтения, под который ребёнок невольно подстраивается.
- Существует также «метод шторки» — прикрывание закладкой или рукой уже прочитанного текста. Этот приём повышает концентрацию внимания на той строчке, которую в данный момент читает ребёнок.
3. Расширение читательского словаря — то есть тех слов, которые ребёнок узнаёт целиком, не читая по слогам. С этой целью полезно читать вывески магазинов, рекламные баннеры или афиши, поскольку там часто повторяются одни и те же слова.
Как научить ребёнка читать быстрее и увереннее?
Какие проверенные приёмы (не связанные с техниками скорочтения) могут увеличить темп чтения ребёнка?
Для того, чтобы бегло читать, нужно… читать. Однако стоит отойти от строгих требований читать не менее 15 минут или по 5 страниц в день, разнообразив формы и стратегии чтения.
- Пока ребёнок читает по слогам, не стоит торопиться приучать его к высокой литературе. Например, сказки Пушкина сложны даже для опытного взрослого. Не бойтесь предлагать начинающему читателю комиксы и анекдоты из детских журналов или фразы из поздравительных открыток.
- Предлагая ребёнку новый текст, попросите сначала прочитать его про себя, а затем вслух. Таким образом текст будет прочитан дважды, что снизит количество пауз и ошибок, ускорив автоматизацию навыка.
- Чтение по ролям прекрасно мотивирует юных читателей и непроизвольно заставляет следить за текстом, который читает взрослый, чтобы вовремя произнести свою реплику. Также «вживание» в роль позволяет лучше контролировать интонацию и расставлять смысловые акценты.
Читайте также:
«У меня не получается!» Если ребёнок не хочет учиться
Как готовиться к школе, если ребёнок совсем не понимает математику?
Речевые игры c осенними листьями для дошкольников: идеи логопеда









