Правило никогда не разговаривать с незнакомыми людьми может уберечь ребёнка от многих бед. Но если следовать ему безоговорочно, то можно осложнить социализацию ребёнка и сформировать у него представление о враждебности окружающих. Как найти золотую середину? Знает нейропсихолог Мария Баулина.

Незнакомец: кто это?
В силу возрастных особенностей мышления ребёнок 4−8 лет может неверно понимать, почему не следует разговаривать с незнакомцами. Если задать детям такой вопрос, то один ответит, что «могут похитить», а другой — что «вокруг много плохих людей». Поэтому важно объяснить малышу более подробно, с чем связаны ваши опасения, и почему важно избегать бесед со случайными людьми.
Можно воспользоваться аналогией с дождём. Когда мы выходим из дома, то часто берём зонт на всякий случай, не зная точно, какая именно будет погода. Но, если пойдёт дождь, мы будем защищены. Так же и с незнакомыми людьми: никогда нельзя быть уверенным в том, какой именно человек нам встретился, поэтому на всякий случай следует использовать молчание, как зонт.
Важно сделать акцент не на том, что вокруг много злоумышленников, а на невозможности вычислить их!
Отдельно следует поговорить с ребёнком о том, что в правиле не разговаривать с незнакомыми людьми нет никаких исключений.
• Ни милые бабушки и дружелюбные дедушки, ни подростки и дети-ровесники со своими матерями не заслуживают доверия. О них так же ничего неизвестно, как и о тех мужчинах с усами и в тёмных очках, которые полностью соответствуют образу злоумышленника.
Говоря о незнакомых людях, уточняйте, что к этой категории относятся не только те, кого ребёнок раньше никогда не видел.
• Сосед из первого подъезда, сантехник из соседнего дома — тоже незнакомцы. Объясните ребёнку, что нужно сохранять дистанцию со всеми людьми, которые не входят в круг его постоянного общения (и даже в этом кругу могут быть исключения).
Каждого ребёнка интересует вопрос, что могут сделать незнакомые люди, если им довериться? Живое детское воображение, с одной стороны, рисует картины, достойные стать сценарием кинодрамы, а с другой — совсем отрывается от реальности. Расскажите, что опасность может быть связана не только с похищением, но и с издёвками, физическими травмами, кражей игрушек или телефона.
Как уйти от разговора с чужими людьми?
Младшим школьникам далеко не всегда удаётся избежать взаимодействия с незнакомыми людьми. Поэтому нужно научить ребёнка нескольким приёмам и фразам, которые позволят соблюсти правила вежливости, но обойтись без беседы.
1. Отказ от разговора с чужим человеком вовсе не подразумевает грубость или пренебрежение. Во-первых, это может обидеть того, кто не имеет каких-то дурных намерений — зачем же оскорблять других просто так? Во-вторых, это небезопасно для самого ребёнка, так как его грубость даёт повод незнакомцу для прямой агрессии.
2. Договоритесь с ребёнком, что без вашего присутствия максимум, что он может себе позволить — поздороваться с соседями или знакомыми родителями других детей. То есть его задача — не вести себя невежливо в повседневных ситуациях. Однако, выбирая между вежливостью и безопасностью, однозначно следует выбирать последнее.
3. Посоветуйте ребёнку использовать невербальные способы коммуникации для того, чтобы избежать разговора. Например, можно действовать по принципу «улыбаемся и машем», чтобы не отвечать на лишние вопросы.
Если попытки деликатно уйти от разговора не помогли, позвольте ребёнку быть невежливым! Хорошо воспитанным детям требуется для этого особо разрешение, поскольку обычно такое поведение не поощряется.
Объясните ребёнку, что он может сделать вид, что не слышит, демонстративно отвернуться, ускорить шаг или даже отбежать на безопасное расстояние (а ещё лучше добежать до родителя или педагога, если есть возможность).
Подчеркните: воспитанный взрослый не станет приставать с разговорами к чужому ребёнку, — тем более, если тот уходит от ответа в прямом и переносном смысле.
Короткий разговор для безопасного общения
Если совсем не разговаривать с незнакомыми людьми, как же тогда быть с социализацией и развивать навыки коммуникации? Прежде всего, стоит использовать ситуации, когда к ребёнку кто-то обращается в транспорте, в магазине или другом общественном месте, в то время как вы находитесь рядом.
1. Покажите ребёнку на собственном примере несколько приёмов поддержания светской беседы. Можно предложить не столько отвечать на вопросы, сколько задавать их, перехватывая инициативу и не делясь лишней информацией о себе. Предложите использовать несколько дежурных фраз: «Я здесь в первый раз, а вы?» или «Даже не знаю, что сказать. А вы что думаете?»
2. Объясните: разговор с незнакомыми людьми в присутствии родителей отличается от того, как ему следует беседовать с ними наедине. Скажите, что в совместном диалоге мама или папа оценивает степень безопасности общения, в то время как дети не могут этого сделать в силу недостатка опыта.
3. Напомните: как бы дружелюбно не протекал разговор со знакомым продавцом или доставщиком, вы никогда не делитесь с ними секретной информацией: номером и адресом детского сада ребёнка, упоминанием о времени, когда вас не бывает дома
4. Научите ребёнка быстро сворачивать разговор, если он ему неприятен. Для этого предложите ссылаться на занятость или другие внешние обстоятельства: «Извините, мне нужно идти. Хорошего дня!».
Читайте также:
ПДД для детей: как напомнить о безопасном поведении на улице без нравоучений
«Мама, купи!» Как объяснить малышу, что не всё нужно и можно покупать?









