«Смешарики. Пинкод». Мультсериал«Смешарики. Пинкод». Мультсериал
6+
0:10
«Смешарики. Пинкод». Мультсериал
«Лекс и Плу. Космические таксисты». Мультсериал (6+)«Лекс и Плу. Космические таксисты». Мультсериал (6+)
6+
2:00
«Лекс и Плу. Космические таксисты». Мультсериал (6+)
«Три кота». Мультсериал (С субтитрами) (0+)«Три кота». Мультсериал (С субтитрами) (0+)
0+
4:00
«Три кота». Мультсериал (С субтитрами) (0+)

«Мама, купи!» Как объяснить малышу, что не всё нужно и можно покупать?

Для многих родителей каждый визит в магазин становится стрессом не столько из-за цен, сколько из-за поведения ребёнка, который требует купить ему всё, на что падает взгляд. Как снизить его покупательскую активность и объяснить принципы разумного потребления, рассказывает нейропсихолог Мария Баулина.

Фото: SunKids/Shutterstoc
Фото: SunKids/Shutterstoc

Мария Баулина, кандидат психологических наук, практикующий нейропсихолог, доцент Института психологии и специального образования
Мария Баулина, кандидат психологических наук, практикующий нейропсихолог, доцент Института психологии и специального образования

Основы финансовой грамотности для ребёнка

Самый частый аргумент родителей, пытающихся забрать из цепких ручек ребёнка приглянувшуюся ему машинку для консервирования банок, — «у меня мало денег». Однако слишком частое упоминание о безденежье может стать к подростковому возрасту миной замедленного действия. Не понимая истинных мотивов родителей, ребёнок будет думать, что им «жалко денег» или они «бедные», не способные позволить себе лишнюю шоколадку.

Поэтому важно познакомить малыша с азами финансовой грамотности.

1. Предложите поиграть в магазин: придумайте и нарисуйте собственную валюту или используйте игрушечные монеты. Даже если малыш ещё не умеет считать, ему будет несложно объяснить, что плюшевый мишка стоит 2 монеты, а его шапка — 1 монету. Создайте богатый ассортимент в своём «магазине» и поставьте ребёнка перед выбором: товаров много, а монет всего 3, поэтому придётся выбирать, что именно купить.

2. Расскажите, что у денег есть ещё одно свойство, кроме возможности оплачивать товары. Их запас периодически заканчивается и восполняется только после работы. При этом важно подчеркнуть, что сама по себе необходимость зарабатывать приводит к тому, что хочется тратить деньги на что-то важное, а не разбрасываться ими. Скажите о том, что вами руководит не жадность, а желание планировать траты.

Фото: Elizaveta Galitckaia/Shutterstock
Фото: Elizaveta Galitckaia/Shutterstock

Современные платёжные технологии не позволяют ребёнку наблюдать реальный обмен денег на товары.

Ему может казаться, что прикладывание банковской карты или платежи с помощью телефона сродни чудесам феи, умевшей превращать тыкву в карету. Объясните, что и на карте, и в телефоне могут закончиться цифры, обозначающие монеты.

Если у вас есть временные финансовые трудности, спокойно признайтесь в этом ребёнку и предложите отсрочить покупку желаемого. Только не забудьте потом выполнить своё обещание! Знание о том, что денег может не хватать, но благодаря работе они снова появляются — жизненный урок, который обязательно пригодится малышу в будущем.

Не хотим покупать лишнее

Взрослые часто испытывают чувство вины за то, что как будто что-то не додали ребёнку. Однако нужно учитывать, что значительная часть детских «хотелок» — сиюминутные эмоциональные всплески.

Задача родителя — не исполнять бесконечные желания малыша, а подходить к ним с позиций целесообразности. Зачем дочери десять похожих кукол, если она играет лишь с половиной из них? Для чего сыну три лопаты для снега, если рук только две?

Фото:  Stokkete/Shutterstock
Фото: Stokkete/Shutterstock

Важно продемонстрировать ребёнку все плюсы осознанного потребления.

1. Покажите на примере, что одна качественная вещь лучше двух некачественных. Допустим, если хочется купить игрушечную машинку с открывающимися дверями, то лучше потратить время на поиски наиболее крепкой машины, чем искать на улице оторвавшиеся дверцы через час после покупки.

2. Спросите малыша, нравится ли ему убираться в комнате или искать дома потерянные вещи. Скорее всего, ответ будет отрицательным. Подскажите, что если вещей не очень много, их проще содержать в порядке, а затем менять по мере выхода из строя.

3. Обратите внимание сына или дочери на проблемы переработки мусора. Чем больше люди покупают вещей, тем больше производят пластиковой упаковки, которая вредит природе.

4. Откройте малышу небольшой секрет: если постоянно покупать игрушки, они приносят гораздо меньше радости, чем редкие подарки.

Учимся планировать покупки

Недопонимание происходит в тот момент, когда малыша распирает от желания купить какую-то вещь, а взрослый говорит: «Тебе это не нужно!» Но ребёнок-то уверен, что именно эта капибара в платье цвета «вырви глаз» была нужна ему всю жизнь (все долгие четыре года!). Поэтому лучше не переубеждать его, а предлагать планировать траты заранее.

Фото: Standret/Shutterstock
Фото: Standret/Shutterstock

Список покупок

Перед каждым походом в магазин составляйте список покупок. Ребёнок, который не умеет писать, может рисовать небольшие картинки, обозначающие продукты или вещи. Взяв на себя эту ответственную функцию, малыш уже гне сможет так легко отклониться от списка.

Идеи подарков на будущее

Отдельный список для желаемых подарков можно составлять в течение месяца или даже года. Предложите ребёнку зарисовывать или записывать то, что он хотел бы получить на день рождения или Новый год. Перед праздником некоторые пункты этого списка можно распределить между друзьями и родственниками, а часть выполнить самостоятельно. Однако предварительно стоит обсудить вместе с ребёнком, все ли вещи в списке ему по-прежнему нужны.

Покупки «впрок»

Предложите ребёнку делать покупки впрок, если ему что-то очень хочется. Например: «Хорошо, давай мы купим эти мелки на будущее, но пока ты будешь рисовать старыми».

А как же спонтанные покупки?

Выделите время для «эмоциональных» покупок. Это могут быть дни, когда вы собираетесь в отпуск и можете позволить себе покутить. Или, готовясь принять гостей, предложите ребёнку выбрать для себя лакомства или приятные мелочи.

Важно, чтобы спонтанные покупки не превращались для него в стиль жизни, а были связаны с какими-то особыми моментами.

Читайте также:

Адаптация к детскому саду: на что обратить внимание в первые месяцы?

Игры, которые научат ребёнка cчитать деньги

Ребёнок левша или правша: как точно определить?

Поделиться:
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Хотите отправить нам сообщение?

Перейти