Первые недели ребёнок с интересом ходил в школу, а сейчас энтузиазм пропал, не хочет учиться вообще… В чём причина? И что теперь делать?

Почему ребёнку надоело учиться?
После каникул у ребёнка обычно есть определенный заряд энергии, которого теоретически должно хватить до следующих каникул. Но на практике уровень мотивации у многих детей начинает снижаться уже в первые дни учебного процесса.
• Это нередко бывает вызвано тем, что интерес к школе держится не на самих уроках, а на общении со сверстниками. Но, поскольку учебный процесс редко приносит ту же радость, что дружеские разговоры на переменах (да и длятся уроки дольше, чем короткие перерывы), через пару недель энтузиазм начинает угасать.
• Большую роль играет режим дня. Если летом ребёнок поздно ложился и так же поздно вставал, переход (особенно резкий) на ранние подъёмы даётся особенно тяжело. А если школьное расписание вступает в конфликт с естественными «внутренними часами», учиться становится ещё сложнее. Увеличение нагрузки — как школьной, так и дополнительной — лишь усиливает стресс и замедляет адаптацию.
• И наконец, первые плохие оценки и, как следствие, напряжение в отношениях с родителями могут окончательно подорвать желание учиться.
Основная ошибка родителей
Нередко родители не пытаются разобраться в причинах снижения мотивации, а сразу применяют дисциплинарные меры воздействия: наказания, запреты, ограничения. А эти методы никак не помогают заинтересоваться уроками, втянуться в учёбу.
В первую очередь важно понять, что именно не нравится ребёнку и почему, что мешает ему учиться (он не понимает предмет? перегружен занятиями и кружками? не сложились отношения с одноклассниками, с кем-то из учителей?). После выявления причин можно выстраивать определённую стратегию формирования, поддержания мотивации.
Как помочь заинтересоваться учёбой?
Создайте комфортные условия для учёбы:
- помогайте школьнику соблюдать режим дня (это значит, не просто будить по утрам),
- обустройте удобное, приятное для ребёнка место для занятий, для отдыха — тоже,
- обеспечьте эмоциональную безопасность: поддерживайте, хвалите за небольшие успехи, помогите придумать, что можно сделать, если сразу что-то не получается.
Полезно вместе придать учёбе смысл — разобраться, зачем это нужно конкретно вашему ребёнку, вспомнить, какие знания помогли вам в разных ситуациях. Обсудите, какие предметы связаны с его интересами, вместе поищите игры, мероприятия, кружки, которые дополнят уроки и помогут взглянуть на них по-новому.
Выясните, какие форматы подачи учебного материала ему больше всего подходят (может быть, стоит украсить стены детской таблицами, красочными схемами; может, — стоит запастись аудиоверсиями книг, упражнений).
Если нет возможности справиться самостоятельно, не бойтесь привлекать специалистов — психологов и тьюторов. Они помогут лучше понять ребёнка, разбираться с трудностями без слёз и наказаний. Можно посещать онлайн-конференции для родителей, интенсивы и встречи со специалистами, которые сейчас регулярно проводят образовательные и психологические площадки: например, «Между нами, родителями», «Точка опоры для родителей», «Всероссийское родительское собрание».
И самое важное: обязательно демонстрируйте собственный пример — больше всего ребёнка вдохновит его родитель, который не просто говорит, что нужно учиться, но и сам с интересом получает новые знания.
Читайте также:
Правила русского языка: 7 полезных «запоминалок» и подсказок от учителя
Как подготовить руку ребёнка к письму: советы нейропсихолога