«Турбозавры». Мультсериал«Турбозавры». Мультсериал
0+
16:35
«Турбозавры». Мультсериал
«Царевны». Мультсериал«Царевны». Мультсериал
0+
17:55
«Царевны». Мультсериал
«Три кота». Мультсериал (С субтитрами)«Три кота». Мультсериал (С субтитрами)
0+
19:00
«Три кота». Мультсериал (С субтитрами)

«У меня не получается!» Если ребёнок не хочет учиться

Даже если 1 сентября ребёнок радостно бежал в школу, уже через пару месяцев он успевает передумать. На все уговоры он отвечает: «У меня не получается!» Что стоит за этим стоит? Попробуем разобраться вместе с нейропсихологом Марией Баулиной.

Фото: Pavlova Yuliia/Shutterstock
Фото: Pavlova Yuliia/Shutterstock

Мария Баулина, кандидат психологических наук, практикующий нейропсихолог, доцент Института психологии и специального образования
Мария Баулина, кандидат психологических наук, практикующий нейропсихолог, доцент Института психологии и специального образования

Вроде бы в младшей школе детям ещё интересно, разве нет? Но уже сейчас выполнение домашних заданий стало мучением для всей семьи, а на просьбы быть внимательнее и стараться родители слышат универсальный ответ: «У меня не получается!» Почему он так говорит?

Причина 1: Ребёнку скучно в школе

Иногда родители так тщательно готовят ребёнка к школе, что в первом классе он чувствует себя профессором. Однако умение неплохо читать, писать и считать не исключает ситуаций, когда требуется выполнять непривычные для ребёнка задания. Например, нужно не только пересказать текст, но и описать характеры героев. Тут-то и возникают проблемы с мотивацией! Ребёнок привык, что можно «выезжать» на старых знаниях, и необходимость прикладывать дополнительные усилия вызывает сопротивление. Как помочь ему собраться с силами?

1. Честно скажите школьнику о том, что, если раньше он мог не напрягаться, пока одноклассники пыхтели над прописями и букварём, то теперь пришла его очередь поработать. Чтобы ребёнок не воспринимал такие изменения как несправедливость, напомните ему, что смысл обучения как раз и состоит в освоении всё более и более сложных заданий.

Фото: anitale1988/Shutterstock
Фото: anitale1988/Shutterstock

2. Объясните, что бывают разные типы заданий: в одних важно проявить смекалку и творчество, в других — показать умение действовать по образцу или по аналогии. Последний тип помогает тренировать силу воли внимание и стрессоустойчивость.

3. Попробуйте соотнести скучные задания с интересами и увлечениями ребёнка, рассказав, для чего могут пригодиться те или иные навыки. Например, описание характеров героев рассказа помогает понимать мотивы их поведения, что очень важно для настоящего сыщика.

4. Предложите ребёнку вспомнить, как ему было трудно учиться читать. А сейчас он один из лучших в классе по скорости чтения! Объясните, что-то же самое происходит и с другими навыками: нужно немного потренироваться, и потом эти задания тоже не будут вызывать никаких проблем.

Причина 2: Ребёнку слишком сложно учиться

В начальной школе не все дети успевают следить за потоком новой информации. Нужно запомнить, в какой тетради и сколько строчек отступать, а также как записывать ответ в разных заданиях. От многочисленных требований у ребёнка опускаются руки, и ему кажется, что проще отказаться от выполнения упражнения, чем разобраться нём. В этот момент важно показать сыну или дочери, что вы по одну сторону баррикад и вместе разберётесь в хитросплетениях самой сложной задачи.

1. Внесите что-то приятное в ежедневный ритуал выполнения домашних заданий. Например, перед решением арифметических примеров можно выпить любимый сок, а после выполнения всех заданий посидеть в обнимку на диване и обсудить планы на остаток вечера.

2. Сделайте схематические шпаргалки для тех форм записи и правил, в которых ребёнок чаще всего ошибается. Повесьте их над рабочим столом, чтобы школьник мог постоянно ими пользоваться и непроизвольно запоминать.

Фото: lookmanhakim/Shutterstock
Фото: lookmanhakim/Shutterstock

3. Не бойтесь возвращаться к самым элементарным заданиям, если вы видите, что ребёнок не до конца усвоил их. Так, если при сложении 7 и 2 у него всё время получается 10, вернитесь к счёту на пальцах. Вместе придумывайте ассоциации или короткие стишки, например: «Семь и двойка — девять и только!»

4. Запоминайте и обсуждайте допущенные ошибки. Можно выписывать их в отдельный блокнот и просить ребёнка посматривать его перед выполнением очередного домашнего задания, чтобы предотвратить повторение «любимых» ошибок.

Не возмущайтесь сложностью заданий и не ругайте школу при ребёнке!

Такая поддержка будет воспринята им неоднозначно: ему сочувствуют из-за плохих заданий и завышенных ожиданий педагога, поэтому можно не вникать в суть того, что требуется делать.

Причина 3: Он действительно устал

В процессе учёбы у каждого школьника есть периоды взлётов и падений, однако их причины носят индивидуальный характер. У кого-то снижение мотивации возникает ближе к концу недели или четверти, а кому-то, наоборот, тяжело возвращаться к учёбе после выходных и каникул. Понаблюдайте за ребёнком, чтобы подстраховать его в эти сложные периоды.

Фото: OlgaKhorkova/Shutterstock
Фото: OlgaKhorkova/Shutterstock

1. Если школьнику тяжело переключаться на учёбу после отдыха, выделите время, чтобы настраивать его заранее. Так, в воскресенье вечером можно вместе посмотреть расписание на следующую неделю и обсудить предстоящие самостоятельные, контрольные и сроки сдачи объёмных заданий. В последние дни каникул полезно познакомиться с новыми темами в учебнике и в непринуждённой форме обсудить какой-то термин или иллюстрацию.

2. Если вы видите, что ребёнок ещё не вошёл в рабочий ритм или уже устал, дайте ему возможность выполнять задания по нижней границе требований. Например, если задали написать рассказ из 7−10 предложений, пусть напишет 7.

3. Чтобы не убить желание учиться, расставьте вместе с ребёнком приоритеты в школьных предметах. Допустим, изложение по русскому языку нужно написать на «хорошо», а по самостоятельной по окружающему миру достаточно и «удовлетворительно», так как до этого было получено много пятёрок. Умение распределять нагрузку пригодится ребёнку в будущем для профилактики выгорания в старших классах и на работе.

4. Некоторые дети устают не столько от школы, сколько от дополнительных занятий — спорта, музыки и др. Если такое случается с вашим ребёнком, не бойтесь иногда прогуливать тренировки или репетиции. Всё-таки хобби не должно мешать школе и качеству жизни.

Читайте также:

Как подготовить руку ребёнка к письму: советы нейропсихолога

11 полезных книг о школе: выбор психолога

Правила русского языка: 7 полезных «запоминалок» и подсказок от учителя

Поделиться:
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Хотите отправить нам сообщение?

Перейти