Детский сад — это так здорово… когда к нему привык и завёл друзей, а вот первые недели бывает трудно. Смена домашнего режима, окружения, занятий всем детям даётся непросто. Как помочь ребёнку адаптироваться?

Что мешает ребёнку освоиться в детском саду?
Адаптация малыша к детскому саду зависит не только от его индивидуальных особенностей, но и от поведения родителей и профессионализма воспитателя. Поэтому маме, папе и педагогам важно выступать единой командой и открыто обсуждать спорные моменты. Вот наиболее часто возникающие проблемы, мешающие ребёнку понять, что от него требуется в новых условиях.
1. Регулярность посещения детского сада. Как известно, для формирования привычки важно постоянно повторять нужные действия. Поэтому не следует поддаваться соблазну «отдыхать» от сада день-другой, так как потом адаптация будет начинаться заново. Это гораздо больше травмирует ребёнка, чем одна-две стрессовых недели.
2. Привычное имя. Сообщите воспитателям о «домашних» именах ребёнка, чтобы обращение к нему не вызывало недоразумений. Например, Егор, которого никогда не называли Гошей, или София, не привыкшая к уменьшению своего имени до Сони, будут игнорировать слова педагогов, не подозревая, что они адресованы им.
3. Пищевые предпочтения. Не торопитесь предупреждать воспитателей, что ребёнок «ненавидит манную кашу» или «ест суп без лука». Вполне может оказаться, что некоторые блюда в непривычном исполнении или с необычной подачей покажутся малышу весьма съедобными. Через какое-то время воспитатели сами заметят, что риса ему лучше класть поменьше, а картошки — побольше.
4. Особые привычки. Не пытайтесь убедить воспитателей выполнять все те сложные комбинации действий, которым ребёнок дома придаёт особое значение. Например, малышу нравится выключать свет в ванной после мытья рук или накрывать крышкой кастрюлю с супом. Стремясь перенести сложившиеся привычки в новые условия, вы тем самым создадите тупиковую ситуацию и для воспитателя, и для ребёнка. Ведь целью адаптации к саду является привыкание к новым условиям, а не приближение садовских правил к домашним, что заведомом обречено на провал.
Как расставаться с ребёнком в садике по утрам
Пожалуй, самым болезненным моментом в адаптации к саду является утреннее расставание с родителями.
Может показаться, что чем более плавным является переход от маминых рук к воспитателю, тем лучше для ребёнка. Однако чаще всего долгое прощание лишь создаёт у малыша чувство неопределённости и дарит ложную надежду, что мама останется с ним в группе. Вы вряд ли дождётесь от ребёнка 2−3 лет взвешенного решения покинуть раздевалку, пока вы там находитесь, поэтому лучше придумать простой и недолгий ритуал прощания.
Самым хорошим вариантом является набор действий, который логично подводит малыша к тому, что маме пора уходить. Например:
- вы можете сказать, что вам нужно сходить в магазин,
- затем обнять и поцеловать ребёнка,
- подвести к воспитателю и уверенно уйти (даже если на душе скребёт сотня кошек).
Протестующий вопль ребёнка, который доносится вам вслед, — проявление его недовольства, но ни в коем случае не причина вернуться. Если же вы возвращаетесь, то тем самым показываете, что ваше решение зависит от громкости его крика.
Не допускайте ситуации, в которой педагог будет тянуть ребёнка из ваших рук, в то время как он, на зависть обезьянкам, крепко держится за шею. В представлении малыша воспитатель отнимает его у вас, а вы не можете сопротивляться и сдаётесь.
Настойчиво, но аккуратно разверните ребёнка спиной к себе, отдайте воспитателю, помашите рукой и, стиснув зубы, уйдите.
К счастью, малыши быстро переключаются и не замечают течения времени, поэтому уже через несколько минут после душераздирающей картины прощания в раздевалке их настроение улучшается.
! Ни в коем случае не пытайтесь незаметно сбежать из раздевалки, пока малыш отвлёкся на разговор с воспитателем. Ребёнку важно знать, что вы обязательно поцелуете его на прощание и предупредите об уходе. Предсказуемость ваших действий даёт малышу уверенность в том, что ситуация под контролем.
В течение первых 2−3 недель водите ребёнка в сад на несколько часов и не оставляйте на дневной сон. В то же время, постоянно упоминайте о том, что скоро для него купят кроватку, и он будет спать в ней после обеда, как другие дети.
Сделать детский сад частью привычной жизни
Для того, чтобы посещение сада не было источником стресса, важно создать как можно больше поводов для положительных эмоций. При этом постарайтесь, чтобы ребёнок видел преемственность между привычной домашней жизнью и детским садом.
• Сделайте любимые занятия и лакомства доступными только после детского сада. Например, «Когда я тебя заберу, будем наклеивать наклейки». Если вы при утреннем расставании договаривались о том, что идёте в магазин, не забудьте и, вправду, купить и принести какую-то приятную мелочь.
• Накануне вечером предлагайте ребёнку выбрать игрушку, с которой он пойдёт в сад. Процесс обсуждения подходящей кандидатуры и сборов позволит настроиться на утренний поход.
• Старайтесь оказывать посильную помощь саду и участвовать во всех мероприятиях: субботниках, конкурсах, праздниках
• Каждый вечер предлагайте ребёнку рассказать, что он делал в саду, не только вам, но и бабушкам, дедушкам, близким друзьям. Такое многократное и подробное обсуждение, подкрепляемое восторженной реакцией слушателей, позволит малышу лучше переварить весь объём новой информации, полученной за день.
Читайте также:
Ребёнок не ест в детском саду! 5 ошибок родителей
Ребёнок в детском саду: что он на самом деле чувствует (и о чём не догадываются родители)?