Как быть, если старший дошкольник путается в цифрах и не может пересчитать 3 яблока? Нейропсихолог Мария Баулина подсказывает, что поможет подружить ребёнка с математикой.

Ребёнок пытается читать по слогам и писать печатными буквами, но никак не может прибавить два к одному. Вроде бы рано волноваться — ведь он ещё дошкольник, и вовсе не обязан уметь складывать и вычитать. Однако заметно, что у ребёнка весьма смутные представления об элементарных понятиях числа и количества. На что обратить внимание при подготовке к школе, чтобы он смог подружиться с математикой?
Какие игры помогут лучше понять математику?
В основе математических представлений лежат, как ни странно, не цифры, а понятия «лево», «право», «верх» и «низ». Ведь для того, чтобы понять, какое число больше, нужно мысленно представить числовую прямую. В свою очередь, внутренний образ невозможен без реального опыта ребёнка в пересчёте предметов и сравнении их количества.
У некоторых малышей с детства формируется неправильная привычка в виде хаотичного счёта, когда ребёнок указывает сначала на объект справа, затем слева, потом внизу
1. Предложите ребёнку рисунки, где требуется дорисовывать правую, левую, верхнюю или нижнюю половины. Такие задания будут побуждать дошкольника постоянно сравнивать разные части изображения и стараться рисовать детали меньше или больше.
2. Для развития более точных представлений о размере и направлениях очень полезно копирование изображений по клеткам. С помощью таких рисунков ребёнок сможет наглядно увидеть, что значит «на одну клетку больше» или «на две клетки меньше».
3. Домино и настольные игры-«ходилки» помогают дошкольнику научиться воспринимать определённое количество и расположение точек на фишках и кубике, который игроки кидают по очереди, как целостный образ.
4. Конструкторы (по принципу лего) в буквальном смысле слова дают возможность пощупать, что такое «шесть», и как на такой детали умещаются две «тройки». При этом важно, чтобы ребёнок умел как собирать поделку по образцу из инструкции, так и придумывать их самостоятельно.
Считаем с ребёнком на пальцах, конфетах и кусках пиццы
Важно, чтобы ребёнок не только пересчитывал предметы, двигаясь слева направо и сверху вниз, но и не превращал называние чисел в механическую скороговорку. Некоторые дошкольники могут прекрасно считать до 20, спускаясь по длинной лестнице, но теряются, если их спросить, сколько всего ступеней пройдено.
С помощью лестницы (реальной или нарисованной) удобно объяснить ребёнку смысл пересчёта предметов: каждый раз, когда мы называем следующее число, количество предметов увеличивается на 1.
Однако здесь можно столкнуться с ещё одной проблемой — непониманием математического языка с его абстрактными терминами. В этом случае придётся сопровождать передвижение ребёнка по лестнице более развёрнутыми объяснениями: «одну ступеньку прошёл, теперь ещё одну — значит, уже две ступеньки прошёл
и т. д. ».Если дошкольник не поймёт этого скрытого смысла пересчёта, то в первом классе у него появятся такие ошибки как «10−2=9», поскольку вместо вычитания он будет просто считать в обратном порядке — «10, 9».
• Дети гораздо быстрее начинают понимать математику, если считают конфеты или куски пиццы. Любимая еда повышает мотивацию и помогает запомнить, что значит «по два куска каждому», «одну конфету отдал маме»
• Некоторые педагоги воюют со счётом на пальцах, рекомендуя родителям не позволять ребёнку использовать руки в качестве наглядной опоры. Однако научные исследования развития математических представлений в древности у разных народов показывают, что в ход шли не только руки, но и ноги. Поэтому счёт на пальцах не мешает, а помогает физически почувствовать каждое число и его увеличение или уменьшение.
•. Используйте наглядные примеры для демонстрации обратимости счётных операций. Например, если из трёх конфет отдать одну, а потом вернуть обратно, то их снова станет три. Аналогичным образом можно показать, что такое «0», убрав все конфеты со стола.
Осваиваем сложение и вычитание
Многие дошкольники оценивают свои математические навыки, исходя из того, могут ли они считать до ста или до миллиона. Не стоит идти у них на поводу и переходить к счёту за пределами десяти, пока нет понимания, как устроен десяток.
Важно, чтобы у ребёнка появилось представление о том, что одно и то же число может появиться с помощью разных операций. Так, 7 — это и 3+4, и 4+3, и 6+1, и даже 9−2. Но начинать следует со сложения и состава числа 3, чтобы потом по аналогии ребёнок мог решать более сложные примеры.
1. Не настаивайте на письменном решении примеров, как это делается в школе. Форму записи и пояснения к ней ребёнку потом объяснит учитель. Задача дошкольника — понимать суть операции сложения и уметь показать на пальцах или на других объектах, как можно получить то или иное число.
2. Введите счёт в повседневную деятельность: считайте, сколько нужно купить йогуртов или мандаринов на семью, на какое время установить таймер духовки, в каком подъезде больше ступеней перед лифтом. Пусть это будет весело, наперегонки и без давления, чтобы у ребёнка не было страха и раздражения из-за того, что возникают ошибки.
3. Если к 7 годам ребёнок регулярно ошибается, несмотря на приложенные вами усилия, в примерах на сложение и вычитание в пределах пяти, ищите новые подходы к объяснению того, чего он не понимает. Играйте с ним «в магазин», участвуйте в акциях, в которых требуется собирать фишки и подсчитывать очки. Не нужно рассчитывать на то, что в школе ребёнок сделает рывок и быстро поймёт то, что вы ежедневно пытаетесь ему объяснить.
Если в вашей семье есть взрослые родственники, которые «не дружат» с математикой настолько, что до сих пор делают грубые ошибки в устном счёте, стоит подумать о дискалькулии — наследственных особенностях работы мозга, влияющих на переработку числовой информации. Если к концу второго класса у ребёнка не пройдут сложности с математикой, целесообразно проконсультироваться у нейропсихолога и получить рекомендации по их преодолению.
Читайте также:
Ребёнок левша или правша: как точно определить?