«Смешарики. Пинкод». Мультсериал«Смешарики. Пинкод». Мультсериал
6+
0:10
«Смешарики. Пинкод». Мультсериал
«Чик-зарядка»«Чик-зарядка»
0+
4:00
«Чик-зарядка»
«Ум и Хрум». Мультсериал«Ум и Хрум». Мультсериал
0+
4:05
«Ум и Хрум». Мультсериал

Как готовиться к школе, если ребёнок совсем не понимает математику?

Как быть, если старший дошкольник путается в цифрах и не может пересчитать 3 яблока? Нейропсихолог Мария Баулина подсказывает, что поможет подружить ребёнка с математикой.

Фото: sweet_tomato/Shutterstock
Фото: sweet_tomato/Shutterstock

Мария Баулина, кандидат психологических наук, практикующий нейропсихолог, доцент Института психологии и специального образования
Мария Баулина, кандидат психологических наук, практикующий нейропсихолог, доцент Института психологии и специального образования

Ребёнок пытается читать по слогам и писать печатными буквами, но никак не может прибавить два к одному. Вроде бы рано волноваться — ведь он ещё дошкольник, и вовсе не обязан уметь складывать и вычитать. Однако заметно, что у ребёнка весьма смутные представления об элементарных понятиях числа и количества. На что обратить внимание при подготовке к школе, чтобы он смог подружиться с математикой?

Какие игры помогут лучше понять математику?

В основе математических представлений лежат, как ни странно, не цифры, а понятия «лево», «право», «верх» и «низ». Ведь для того, чтобы понять, какое число больше, нужно мысленно представить числовую прямую. В свою очередь, внутренний образ невозможен без реального опыта ребёнка в пересчёте предметов и сравнении их количества.

У некоторых малышей с детства формируется неправильная привычка в виде хаотичного счёта, когда ребёнок указывает сначала на объект справа, затем слева, потом внизу и т. д. В результате у него не закрепляется образ того, как выглядят, например, три объекта, и насколько это количество меньше, чем пять. Для того, чтобы помочь дошкольнику развить пространственные представления, можно использовать рисование и настольные игры.

Фото: Maria_Usp/Shutterstock
Фото: Maria_Usp/Shutterstock

1. Предложите ребёнку рисунки, где требуется дорисовывать правую, левую, верхнюю или нижнюю половины. Такие задания будут побуждать дошкольника постоянно сравнивать разные части изображения и стараться рисовать детали меньше или больше.

2. Для развития более точных представлений о размере и направлениях очень полезно копирование изображений по клеткам. С помощью таких рисунков ребёнок сможет наглядно увидеть, что значит «на одну клетку больше» или «на две клетки меньше».

3. Домино и настольные игры-«ходилки» помогают дошкольнику научиться воспринимать определённое количество и расположение точек на фишках и кубике, который игроки кидают по очереди, как целостный образ.

4. Конструкторы (по принципу лего) в буквальном смысле слова дают возможность пощупать, что такое «шесть», и как на такой детали умещаются две «тройки». При этом важно, чтобы ребёнок умел как собирать поделку по образцу из инструкции, так и придумывать их самостоятельно.

Считаем с ребёнком на пальцах, конфетах и кусках пиццы

Важно, чтобы ребёнок не только пересчитывал предметы, двигаясь слева направо и сверху вниз, но и не превращал называние чисел в механическую скороговорку. Некоторые дошкольники могут прекрасно считать до 20, спускаясь по длинной лестнице, но теряются, если их спросить, сколько всего ступеней пройдено.

С помощью лестницы (реальной или нарисованной) удобно объяснить ребёнку смысл пересчёта предметов: каждый раз, когда мы называем следующее число, количество предметов увеличивается на 1.

Однако здесь можно столкнуться с ещё одной проблемой — непониманием математического языка с его абстрактными терминами. В этом случае придётся сопровождать передвижение ребёнка по лестнице более развёрнутыми объяснениями: «одну ступеньку прошёл, теперь ещё одну — значит, уже две ступеньки прошёл и т. д.».

Если дошкольник не поймёт этого скрытого смысла пересчёта, то в первом классе у него появятся такие ошибки как «10−2=9», поскольку вместо вычитания он будет просто считать в обратном порядке — «10, 9».

• Дети гораздо быстрее начинают понимать математику, если считают конфеты или куски пиццы. Любимая еда повышает мотивацию и помогает запомнить, что значит «по два куска каждому», «одну конфету отдал маме» и т. д. Никакие наборы специальных кубиков или счётных палочек не могут составить конкуренцию «Маргарите».

Фото: triocean/Shutterstock
Фото: triocean/Shutterstock

• Некоторые педагоги воюют со счётом на пальцах, рекомендуя родителям не позволять ребёнку использовать руки в качестве наглядной опоры. Однако научные исследования развития математических представлений в древности у разных народов показывают, что в ход шли не только руки, но и ноги. Поэтому счёт на пальцах не мешает, а помогает физически почувствовать каждое число и его увеличение или уменьшение.

•. Используйте наглядные примеры для демонстрации обратимости счётных операций. Например, если из трёх конфет отдать одну, а потом вернуть обратно, то их снова станет три. Аналогичным образом можно показать, что такое «0», убрав все конфеты со стола.

Осваиваем сложение и вычитание

Многие дошкольники оценивают свои математические навыки, исходя из того, могут ли они считать до ста или до миллиона. Не стоит идти у них на поводу и переходить к счёту за пределами десяти, пока нет понимания, как устроен десяток.

Важно, чтобы у ребёнка появилось представление о том, что одно и то же число может появиться с помощью разных операций. Так, 7 — это и 3+4, и 4+3, и 6+1, и даже 9−2. Но начинать следует со сложения и состава числа 3, чтобы потом по аналогии ребёнок мог решать более сложные примеры.

1. Не настаивайте на письменном решении примеров, как это делается в школе. Форму записи и пояснения к ней ребёнку потом объяснит учитель. Задача дошкольника — понимать суть операции сложения и уметь показать на пальцах или на других объектах, как можно получить то или иное число.

Фото: One Dejan/Shutterstock
Фото: One Dejan/Shutterstock

2. Введите счёт в повседневную деятельность: считайте, сколько нужно купить йогуртов или мандаринов на семью, на какое время установить таймер духовки, в каком подъезде больше ступеней перед лифтом. Пусть это будет весело, наперегонки и без давления, чтобы у ребёнка не было страха и раздражения из-за того, что возникают ошибки.

3. Если к 7 годам ребёнок регулярно ошибается, несмотря на приложенные вами усилия, в примерах на сложение и вычитание в пределах пяти, ищите новые подходы к объяснению того, чего он не понимает. Играйте с ним «в магазин», участвуйте в акциях, в которых требуется собирать фишки и подсчитывать очки. Не нужно рассчитывать на то, что в школе ребёнок сделает рывок и быстро поймёт то, что вы ежедневно пытаетесь ему объяснить.

Если в вашей семье есть взрослые родственники, которые «не дружат» с математикой настолько, что до сих пор делают грубые ошибки в устном счёте, стоит подумать о дискалькулии — наследственных особенностях работы мозга, влияющих на переработку числовой информации. Если к концу второго класса у ребёнка не пройдут сложности с математикой, целесообразно проконсультироваться у нейропсихолога и получить рекомендации по их преодолению.

Читайте также:

Ребёнок левша или правша: как точно определить?

Как научить школьника собирать рюкзак самостоятельно?

На листочке в клеточку: 7 игр и головоломок

Поделиться:
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Хотите отправить нам сообщение?

Перейти