Когда речь заходит о русских богатырях, первым вспоминаешь Илью Муромца. А что мы знаем о других героях былин? Расспросили Кирилла Королёва, историка, антрополога и автора книги «Богатыри земли Русской».

Самые известные среди геров былин — три богатыря. Больше всего мы знаем об Илье Муромце, а откуда родом Добрыня Никитич и Алёша Попович, из каких они семей?
Действительно, три богатыря — самый известный богатырский образ в современной российской культуре, очень многим обязанный знаменитой картине Виктора Васнецова. А среди трех богатырей чаще всего вспоминают Илью Муромца, а вот Добрыне и Алёше славы достается меньше.
Это несправедливо, но что поделаешь. Однако так было не всегда. В старину эти богатыри объединялись редко — есть всего несколько былин, в которых они действуют сообща, при княжеском дворе. В остальном же каждый был вполне самостоятелен, сам совершал в одиночку славные подвиги.
Кто такой Добрыня Никитич?
Добрыня Никитич родом, как считается, из-под Рязани. По происхождению он то ли княжеский, то ли купеческий сын; его рождение сопровождалось чудесными знамениями — вода в реке «возмутилась», берега «зашатались», даже загадочный Скимен-зверь «встрепенулся».
Уже в детстве он тянулся к оружию и ратным забавам, а когда вошел в «пору молодецкую» (то ли в двенадцать, то ли в пятнадцать лет), сразу отправился совершать свой главный подвиг — побеждать змея, который жил на таинственной Пучай-реке и похищал русских людей. После этой победы Добрыня стал командиром богатырской дружины и возглавлял ее до появления при княжеском дворе Ильи Муромца.
Но уважали его не столько за доблесть, сколько за «разумность»: он всегда пытался договориться, решить дело миром и только при необходимости брался за оружие.
Что известно об Алёше Поповиче?
Алёша по прозванию Попович — урождённый ростовчанин, из-под Ростова Великого, сын то ли святителя Леонтия Ростовского, то ли первого ростовского епископа Федора.
Среди трёх богатырей он — самый молодой, а потому, из-за своего возраста, склонен к хвастовству и опрометчивым поступкам. Нередко складывается впечатление, что это не богатырь, а отпрыск богатого вельможи, которому, как говорится, богатство ударило в голову. Возможно, именно поэтому в некоторых песнях Алёшу выводят племянником князя Владимира, чтобы объяснить, откуда берутся его дерзость и хвастовство.
Правда, в древнейшем предании об Алёше — в истории о битве с Тугарином — эти дурные, по сути, качества оказываются во благо: именно дерзость побудила Алешу бросить вызов иноземному воину-колдуну — «смелый напуском», то есть храбрый до безрассудства и тем гордящийся, он нисколько не побоялся сойтись в поединке с грозным противником.
Какие ещё богатыри есть в нашем фольклоре и какие подвиги они совершили?
В русских былинах перечисляются по именам около трёх десятков богатырей — отсюда хрестоматийное пушкинское «тридцать три богатыря». Если же прибавить к былинам героические сказания, народные песни и сказки, то число богатырей возрастет многократно: всего их насчитывается до полутора сотен или даже больше.
Многие богатыри совершали деяния, ничуть не уступающие по своему значению подвигам Ильи, Добрыни и Алёши. Скажем, богатырь Сухман в одиночку разгромил «могучую силу татарскую», разметав ее стволом дуба, который он вырвал из земли (а дуб этот весил, как выяснилось, девяносто пудов).
Богатырь Михайло Козарин, как и Добрыня Никитич, сызмальства тяготел к ратным делам, уже в пять-шесть лет поколачивал «соседних ребятушек» и, справив себе оружие и коня, уехал в Чистое поле защищать русскую землю. Богатырь Михаил Данилович в четырнадцать лет прогнал от Киева татарскую орду, и так далее.
В былинах есть женщины-воины?
Особый «разряд» русского фольклора составляют сказания о женщинах-богатырках: эти женщины ничуть не уступают в доблести мужчинам, сражаются наравне с противоположным полом, согласны выходить замуж — то есть подчиняться — только за того, кто превзойдет их в поединке.
Своими воинственными повадками и независимым поведением они напоминают греческих амазонок и скандинавских валькирий. Самые известные среди них — Василиса и Настасья Микулишны, по всей видимости, дочери богатыря-пахаря Микулы Селяниновича. Кстати говоря, Настасья на равных билась с Добрыней Никитичем, а потом согласилась стать его женой.
Чей подвиг или история произвели на вас впечатление и почему?
Лично мне из всего богатырского круга симпатичнее всего новгородский буян и задира Василий Буслаев, своевольный и дерзкий, азартный, куражистый и безрассудный. Этот богатырь был полной противоположностью своему отцу, человеку тихому и незлобивому, который ухитрился дожить до девяноста лет, ни с кем ни рассорившись. Однажды отец Василия преставился, а юный Васятка на попечении чрезмерно доброй матери с семи лет «стал по городу похаживать» и «шутки пошучивать».
Шутки у него были недобрые:
«Которого дернет за руку — рука прочь,
Которого за ногу — нога прочь,
Двух-трех вместе столкнет — без души лежат».
Когда подрос, Василий «обучился наук воинских» и «ощутил в себе силушку великую». Еще он устроил пир, на котором гостей «вином напоил допьяна, хлебом кормил досыта», и там выбрал себе «дружину хоробрую», то есть таких же, как он сам, бесшабашных удальцов — двадцать девять человек, с ним ровно тридцать. Принято считать, что в былине о битве Василия Буслаева с новгородцами поэтически описаны кулачные бои, которыми традиционно сопровождалась братчина — ремесленный пир в складчину на какой-либо праздник (с дня Николы зимнего до первого воскресенья Великого поста).
Василий был из тех, кто «не верует ни в сон, ни в чох» и бил своих, чтобы чужие боялись. Позднее он со своей дружиной отправился в паломничество в Иерусалим («туда много добрых молодцев хаживало, назад молодцы не ворочались») и благополучно достиг цели. Но на обратном пути, снова выказывая молодецкую удаль, решил посостязаться в прыжках через «сер горюч камень», оступился и разбился.
Злодеи, враги, разбойники — откуда взялись эти персонажи?
Что касается богатырей-злодеев, которых в русском фольклоре тоже немало, то это почти поголовно богатыри заезжие, иноземные.
По неписаным законам фольклора у героя должны быть достойные противники: если зверь — то непременно хищный и злобный, если чудовище — то страшное и свирепое, а если человек — то колдун и «сильномогучий богатырь», чтобы с ним не «зазорно» было сражаться. Так и появились богатыри-враги — Идолище Поганое, Тугарин, Сокольник (сын Ильи Муромца, выросший без отца на чужбине) и другие.
Читайте также:
Провожаем лето: неделя анимационных хитов на «О!»
ТЕСТ. Сивка-бурка, самобранка и кудель. Что означают необычные слова в сказках?
15 крылатых выражений из басен Крылова: вы помните, из каких именно?