Малыш внимательно слушает взрослых, смотрит, как они произносят слова, и сам потихоньку осваивает речь. Как помочь ему заговорить? Вот идеи Елены Анохиной, логопеда высшей квалификационной категории, автора телеграм-канала «ПроРечь».
Предлагаю вам игры, которые можно устроить прямо на кухне или в ванной уже сегодня. Возможно, погода у вас позволяет поиграть и на улице. Вода — это мощный инструмент для запуска речи.
Эти игры подходят для детей от 1 года, постепенно их можно усложнять, придумывая более сложные повороты сюжета.
1. «Буль-бульки»
Что тренируем и развиваем? Звукоподражание, дыхание, артикуляцию.
Понадобится:
- миска/тазик с водой,
- трубочка для коктейля (можно и просто дуть на поверхность).
Покажите малышу, как вы дуете в трубочку, опущенную в воду — получаются весёлые пузыри и звук «буль-буль-буль!!». Помогите ему подуть (можно легонько подуть на его щечки, чтобы он почувствовал, как это делается).
Как можно усложнить? Подуть сразу через 2−3 трубочки, добавить в воду пены для ванной -- пусть взбивается.
2. «Плыви, кораблик»
Что изучаем и запоминаем? Первые слова, жесты.
Понадобится:
- тазик с водой,
- лёгкие предметы: пробки, маленькие игрушки, бумажные кораблики, пластиковые крышечки.
Запускайте «кораблики» в плавание. Комментируйте: «Уаааа! Плывет!», «Дай кораблик!», «Бульк! Упал!», «Лови!» (когда пытаетесь поймать предмет). Побуждайте малыша показать пальчиком и сказать «Дай!» или «Бах!».
Как можно усложнить? Например, можно отправить кораблик по определённому маршруту, сделать так, чтобы маленькие игрушки «встретились» в воде, пускай одна встанет справа, потом слева, спереди, сзади от другой.
3. «Волшебная лейка»
Что изучаем и запоминаем? Действия и свойства предметов.
Понадобится:
- две емкости (миска/кастрюлька и кувшин/лейка/стакан с дырочкой в дне),
- вода.
Наливайте воду из лейки в миску, сопровождая действиями и словами: «Льется водичка! Кап-кап-кап!», «Много воды!», «Водичка холодная/теплая», «Выливаем — Нет воды!». Дайте малышу попробовать полить самому.
Как усложнить? Устроить душ для игрушек, которые радуются водичке или нет: «Ой-ой-ой, холодно! Сделай погорячее!» Пускай малыш пробует придумывать реакцию для каждого.
4. «Поймай рыбку»
Что изучаем и запоминаем? Простые просьбы, названия предметов и предлоги.
Понадобится:
- тазик с водой,
- маленькие игрушки (резиновые зверюшки, шарики, крышечки — «рыбки»),
- ситечко/сачок/ложка с дырочками, ковшик.
«Рыбки» плавают в воде. Дайте малышу ситечко/сачок и попросите: «Лови рыбку!», «Дай шарик!». Комментируйте: «Рыбка в воде», «Достал! Рыбка из воды!», «Положи в ведерко!».
Как усложнить? Вы можете играть за рыбку: вы дуете в трубочку — рыбка отплывает от сачка, не даётся (но не увлекайтесь).
5. «Мокрые картинки»
Что изучаем и запоминаем? Сенсорные ощущения, прилагательные.
Понадобится:
- темная поверхность (поднос, разделочная доска, лист плотного картона),
- кисточка/губка/пальчик,
- вода.
Малыш макает кисточку/пальчик в воду и «рисует» мокрые линии или пятна на темной поверхности. Они хорошо видны! Говорите: «Ой, какая линия!», «Длинная дорожка!», «Мокрое пятно!», «Солнышко круглое!».
Как усложнить? Показать, как можно нарисовать волны, зигзаги, геометрические фигуры.
• Не забывайте говорить просто и эмоционально: короткие фразы, четкие слова, радостная интонация.
• Повторяйте, повторяйте, повторяйте: малышу нужно много раз услышать слово, чтобы его запомнить и произнести.
• Комментируйте всё: что вы делаете, что делает малыш, что происходит с водой. «Льём водичку!», «Буль-буль!», «Кап!», «Мокрые ручки!».
Читайте также:
Ребёнок плохо говорит? 5 ошибок родителей, которые мешают развитию речи