«Снежная Королева» (С субтитрами)«Снежная Королева» (С субтитрами)
0+
10:00
«Снежная Королева» (С субтитрами)
О! Музыка!О! Музыка!
0+
11:15
О! Музыка!
«Смешарики». Мультсериал«Смешарики». Мультсериал
0+
11:30
«Смешарики». Мультсериал

5 видов мотивации: как помочь ребенку найти свою?

Учиться ребенку совсем не интересно, на кружки ходить скучно: все равно не получается! Нет мотивации? А где бы ее взять? Какие бывают виды мотивация и как помочь ребенку ее найти, рассказывает психолог Светлана Филяева.

Фото: senivpetro/Freepik
Фото: senivpetro/Freepik

Светлана Филяева, психолог, арт-терапевт, сказкотерапевт
Светлана Филяева, психолог, арт-терапевт, сказкотерапевт

О мотивации в последние годы говорят и пишут так много, что сам смысл термина как-то затерся и затерялся. Так что сразу напоминаю: мотивация — это то, что побуждает нас к деятельности, к получению новых навыков.

Мы все рождаемся разными, и виды мотивации, которые будут работать даже у очень близких родственников, могут сильно отличаться. Одному ребенку для успешного обучения необходимы одобрение и похвала, а второму, чтобы начать вникать в предмет, нужно хорошенько разозлиться на самого себя. Но маленький ребенок (старший дошкольник, младший школьник), конечно, еще не сумеет разобраться в тонкостях своего восприятия сам, ему нужны помощь и поддержка родителей.

Как понять, какой тип мотивации свойственен вашему ребенку? Зачатки мотивации видны уже к 5−6 годам. Присмотритесь к его реакциям, прислушайтесь, что и как он говорит. Его слова и станут вам подсказкой.

Виды мотивации

1. Соревнование

В классе (или в группе на секции) ребенок, осознанно или нет, выбирает 2−3 человек, с которыми соперничает: кто лучше, кто хуже.

Какие фразы вы будете регулярно слышать от ребенка? «Я что дурак какой-то? Я что, хуже всех?», «Почему у меня трояк, а у Артема четыре? Я могу лучше!»

2. Успешность

Для такого человека важно сейчас и в будущем достичь определенного статуса, авторитета. В детстве будут важны оценки, посещение «крутых» секций («Я разносторонний, а не туплю в телефон»). У такого ребенка и друзья будут интересные, развитые.

Какие фразы? «Я хочу хорошо учиться, чтобы быть среди лучших в классе», «После школы у меня будет хорошая работа и большая зарплата».

3. Интерес

Важнее всего для такого ребенка — познание нового, открытия.

Какие фразы? «Мне нравится математика, потому что интересно решать задачки», «Хорошая учительница, очень интересно рассказывала». А если занятия не нравятся, то он так и скажет «было скучно».

4. Похвала

Для такого ребенка невероятно важна оценка значимых людей. Похвала, поддержка от них стимулирует стараться, вникать, расти дальше.

Какие фразы? «Получил плохую оценку за диктант, подвел любимую учительницу. Я расстроен», «Представляешь, он меня похвалил! При всех!»

Важно не упустить эту мотивацию, не задавить. Потому что у взрослых (тех самых значимых и уважаемых) бывает довольно критичный взгляд: мы чаще говорим ребенку, что он НЕ сделал, где НЕ дотянул, забыл, опоздал, и не обращаем внимания или воспринимаем как должное, если он успел вовремя, дописал всю домашку, получил хорошую оценку, нарисовал рисунок, который попал на школьную выставку.

Подчеркивая успехи, вы поможете ему добиться много большего, чем бесконечно критикуя.

5. Вознаграждение

Получение каких-то бонусов — это сродни премии у взрослых (она ведь еще как мотивирует нас, правда?). Это может быть подарочек, доступ к каким-то любимым занятиям. С таким ребенком может быть эффективной и денежная мотивация: если хорошо напишешь важный итоговый диктант, то получишь такую-то сумму и сам купишь себе что-нибудь.

Многие родители подумают, что все это как-то цинично. Деньги? Подарки? Уверяю вас, все это в принципе работает далеко не с каждым ребенком. Но если для него это важно, то в ситуации с вознаграждением у вас будет инструмент оценить и поощрить труд ребенка, вы видите, что он старался.

Какие фразы? «Если получу 4 или 5, то попрошу наушники, приставку», «Если работу возьмут на выставку, то мне наверняка купят щенка»…

Есть еще 2 близких между собой вида мотивации, которые редко приходят в голову, а ведь они работают!

  • «Назло всем» (или кому-то конкретному). «Тренер сказал, что я слабак — я докажу, что он неправ».
  • «Слабо?» Когда человеку важно доказать себе, освоить то, что сразу не дается. Если у такого ребенка с трудом получается рисовать акварелью, — а это довольно трудная техника — то он продолжит рисовать и рисовать дома. Или сам попросит найти ему репетитора.

В обоих случаях срабатывает эффект роста вопреки трудностям, удовлетворения от того, что сумел их преодолеть.

Фото: pressfoto/Freepik
Фото: pressfoto/Freepik

Будем заставлять?

Родители часто интересуются, как же осваивать новую деятельность, если не получается сразу?

Кто-то начинает давить, исходя из своих представлений, что должно побудить ребенка к обучению, что он любит и не любит. И сердиться, когда это не помогает

Современные мамы и папы, которые так хотят быть понимающими и чуткими, часто совершают другую ошибку.

Ребенок начинает ходить в секцию. Что-то не получается, и он говорит: «Не буду, не хочу, не нравится» — ясно дает понять, что ему ходить туда неприятно. И родители идут на поводу: через 3−4 занятия сдаются и разрешают бросить.

А теперь давайте подумаем, какой посыл при этом получает ребенок? Что… мама и папа не верят в него: они согласны с тем, что у него ничего уже не получится.

Так закрепляется манипулятивное поведение: ребенок испытывает фрустрацию → понимает, что надо покричать или пожаловаться → и мама с папой устраняют проблему (перестают водить на «дурацкий» кружок).

Важно грамотно себя вести, когда он осваивает какой-то новый навык. Надо 2−3 месяца отвести на то, чтобы ребенок вошел в цикл занятий, заинтересовался, освоился на новом месте. Если и после видите, что подавлен, нет прогресса, заинтересованности, контакта с преподавателем, вот тогда и надо принимать решение, не раньше.

Как поддержать ребенка?

  • Слушать, что он говорит.
  • Нужно экспериментировать и пробовать разные методы поддержки, быть открытым и понимать, что ребенок и его мотивация могут очень сильно отличаться от вашей собственной.
  • Важно не упираться в стену, когда вы уже нарисовали себе портрет своего успешного сына (знает языки, получает только пятерки, перечитал все книги в доме).
  • Интересуйтесь тем, из чего сделан ребенок на самом деле, чтобы не убить мотивацию, не подавить, а развить ее, помочь ему в росте, быть уверенным. Похвалите того, кому это необходимо, раззадорьте того, кто любит сложности.

Книги для детей и родителей

Как научиться справлятьcя в ситуации, когда что-то не дается?

Вот хорошие книжка для дошкольного возраста и лет до 8: «Я сдаюсь. История для тех, кто не верит в себя». Это короткие истории о мальчике, который взрослеет и учится читать, рисовать, у него не все получается. Вот он садится играть в настолки и прогрывает — злится, на себя или других. Как справиться с эмоциями и как в такие моменты могут поддержать взрослые, чтобы помочь поверить в себя.

«Советы в картинках. Давай договоримся. Как повзрослеть вместе с ребенком». Это необычная книжка-комикс, в которой очень наглядно показаны разные ситуации и точка зрения ребенка, видны и понятны его чувства: страх, тревога, если что-то идет не так.

И еще одна история, которую посоветую именно родителям: «Чемпион» — это книжка-картинка, которая наверняка вызовет узнавание у многих мам и пап, в детстве прошедших через то же, что и главный герой. Мы видим мальчика, который подрастает в семье спортсменов, на него возлагают большие надежды, родители хотят им гордиться и вообще растят как будущего чемпиона. Но если ему совсем не хочется соревноваться и побеждать?

Читайте также:

«В школу больше не пойду!». Что ответить первокласснику?

Раннее развитие: польза или вред?

Скандал из-за «домашки». Почему делать уроки с ребенком — плохая идея?

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Хотите отправить нам сообщение?

Перейти