«Добрыня Никитич и Змей Горыныч» (С субтитрами)«Добрыня Никитич и Змей Горыныч» (С субтитрами)
0+
10:30
«Добрыня Никитич и Змей Горыныч» (С субтитрами)
«Мой музей»«Мой музей»
0+
11:35
«Мой музей»
«Смешарики. Пинкод». Мультсериал«Смешарики. Пинкод». Мультсериал
6+
11:40
«Смешарики. Пинкод». Мультсериал

7 способов научить детей справляться с трудностями

Со сложными делами или задачами сталкиваются все, и дети, и взрослые. Но кто-то готов продолжать стараться, даже если не получается, а кто-то расстраивается и опускает руки. Если ваш ребёнок как раз такой — вот советы, которые помогут повысить мотивацию.

Многие дети и правда могут не стараться при попытке решить задачу, запомнить музыкальное упражнение или выучить стих. Для этого есть самые разные причины — просто скучно, или кажется слишком сложным, или не хочется делать прямо сейчас, или ребенок думает, что потратит слишком много сил. А иногда это протест против самой необходимости выполнения задания. Хотя способы «заставить» или «пригрозить лишением чего-нибудь приятного» тоже часто работают, есть несколько более продуктивных вариантов, которые помогут детям преодолеть сопротивление.

Смысл и прогресс
Если человек сам верит, что его занятие имеет смысл, и замечает свой прогресс — у него растет и мотивация. Если ребенок и правда не понимает, почему важно делать домашнюю работу по математике, обсудите с ним, для чего он это делает и какие у этого будут положительные последствия. Например, «Чем больше практики — тем лучше мозг учится делать это автоматически», или «Если ты научишься легко решать эти примеры, быстрее разберешься в следующих темах». Отмечая прогресс, обязательно ставьте измеримые, несложные и конкретные цели: не просто «лучше играть на пианино», а выучить короткую простую песенку.

Сотрудничество без давления
Иногда ребенку сложно делать что-то в одиночку, но легче в компании (именно поэтому, кстати, некоторые репетиторы предпочитают заниматься с 2−3 учениками одновременно). На первое занятие в кружок или секцию можно отправиться вдвоем с другом, делать уроки или заниматься дополнительно — с кем-то из одноклассников: команда из двух человек будет действовать эффективнее.

Важно дать ребенку понять, что он учится, выступает, достигает успеха — не для вас и не ради вашего одобрения. Конечно, дети это делают для своего будущего, а не из страха разочаровать родителей, и они должны твердо знать, что наша любовь к ним безусловна и не зависит от успешности.

Удовольствие и воображение
Радость важнее достижений и способностей. Почему вашему сыну нравится ходить в футбольную секцию? Потому что там можно вдоволь побегать, есть командные упражнения, бить по мячу — весело. Сложно было бы добиться успеха в игре, если заниматься этим через силу и в плохом настроении.

Напомните ребенку, что нет смысла сравнивать себя с очень талантливыми сверстниками, которые к 7 годам уже покорили лед или получили разряд по шахматам: процент таких детей очень невелик, а остальным приходится много тренироваться и проявлять настойчивость. Если ребенок склонен к самокритике, призывайте на помощь его воображение: было бы здорово пофантазировать о том, как все уже получилось, как, например, через полгода этот прием уже выполняется с легкостью.

Вместе с ребенком, а не против него
Если спросить ребенка, что будет, если он не сделает уроки, скорее всего, он ответит, что получит двойку или неодобрение учителя. Но точно так же он с легкостью перечислит и причины, по которым он ничего не сделал — не успевал, лень, слишком сложно или скучно, нужна помощь. Сохраняйте спокойствие, постарайтесь выслушать и понять: «Я услышала, почему ты не хочешь этого делать, но вот почему стоит попытаться довести дело до конца. Если решишь продолжать, я тебе помогу».

Что в будущем?
Выясните вместе с ребенком, что мешает ему именно сейчас. Если, например, он не любит математику, потому что не нравится учитель, спросите: «Насколько важным будет этот учитель в твоей жизни через пять или десять лет?» Когда дети расстроены, они думают, что это неприятное чувство никогда не пройдет — и это мешает позитивно подумать о будущем. Тогда стоит напомнить о чем-то, что было сложным, но все же получилось: «Помнишь, как ты сначала не мог научиться ездить на роликах — и переживал из-за этого, а потом научился?».

Позитив и активность
Пусть ваш ребенок видит, что вы тоже порой делаете то, чего вам не хочется делать. Да, в жизни мы неизбежно будем сталкиваться с учителями, которые нам не нравятся, с не самыми интересными предметами, со сложными задачами. Эксперты выяснили: когда дети развивают навыки устойчивости, это оказывает «каскадное положительное влияние» на их учебную мотивацию. Это значит, что стоит учиться двигаться вперед и не пасовать перед проблемами, и уверенность в других сферах укрепится сама собой.

Часто именно начало работы помогает мотивации. Если ребенок не хочет, например, учиться кататься на велосипеде, попробуйте предложить: «Давай покатаемся 10 минут, и если потом передумаешь, мы уйдем». Как только мозг понимает: «О, кажется, получается!», мы ощущаем радость, и эта маленькая победа поддерживает нас и дальше.

Прогноз последствий
Бывает полезно не заставлять детей что-то делать, а вместе описать варианты последствий. Например, можно сказать: «Я понимаю, что у тебя проблемы с таблицей умножения, и учитель не твой любимый, но тебе все равно нужно ее выучить. Дальше математика будет сложнее, а еще эти знания пригодятся, если ты хочешь стать программистом или инженером. Чем меньше ты будешь сопротивляться, тем легче будет». И еще вариант: «Это нормально, что тебе нравится делать математику. Но если ты не сделаешь уроки — не сможешь пойти на рисование. Иногда приходится делать то, что не нравится, чтобы заниматься тем, что любишь».

Читайте также:

Чему научат неудачи? Как помочь ребёнку учиться проигрывать

Как помочь ребёнку стать храбрее

Самоподдержка: как научить ребёнка принимать свои ошибки

Фото: Shutterstock

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Хотите отправить нам сообщение?

Перейти