«Три кота». Мультсериал (С субтитрами)«Три кота». Мультсериал (С субтитрами)
0+
16:25
«Три кота». Мультсериал (С субтитрами)
«Лекс и Плу. Космические таксисты». Мультсериал«Лекс и Плу. Космические таксисты». Мультсериал
6+
0:00
«Лекс и Плу. Космические таксисты». Мультсериал
«Мультипелки. Шоу»«Мультипелки. Шоу»
0+
5:00
«Мультипелки. Шоу»

Игры в грязи: почему они нравятся детям и чем полезны для развития?

С новой игрушкой ребёнок играет полчаса, а вот возить туда-сюда палкой в луже с глиной готов хоть весь день. Что такого в этих играх с грязью? И неужели они способны приносить пользу ребёнку? Рассказывает нейропсихолог Мария Баулина.

Фото: Jenna Stensland/Unsplash
Фото: Jenna Stensland/Unsplash

Мария Баулина, кандидат психологических наук, практикующий нейропсихолог, доцент Института психологии и специального образования
Мария Баулина, кандидат психологических наук, практикующий нейропсихолог, доцент Института психологии и специального образования

Пирожки из песка с листьями, супчик из земли с камнями и домик для червяка под корнями дерева — каждая из этих игр заставляет взрослых тяжело вздыхать и благодарить технических прогресс за изобретение стиральной машины. Почему дети так любят возиться в грязи?

Чем полезны игры с грязью?

Люди не любят об этом вспоминать, но мы и наши дети — животные, которые не могут постоянно находиться в помещениях из стекла и бетона. Желание потрогать кору деревьев, запустить руки в недра песочной горы и пошлёпать по лужам — естественное стремление.

Не стоит забывать о том, что только в последние 50−70 лет городские дети воспитываются в рафинированных условиях, а до этого вся история человечества обязательно включала познание ребёнком окружающего мира как важнейший этап развития.

Помимо разнообразных тактильных ощущений, это ещё и помощь иммунитету. Сталкиваясь с содержащимися в песке или земле микроорганизмами, иммунная система малыша обучается бороться с ними.

Фото: Freepik
Фото: Freepik

Отдельно следует сказать о тренировке вестибулярного аппарата и проприорецепции — мышечного чувства.

1. Балансирование на лежащей ветке или в скользкой грязи заменяют любые тренажёры. Неустойчивые и сыпучие поверхности заставляют малыша делать многочисленные наклоны, приседать и поворачиваться в разные стороны.

2. Неоднократно сталкиваясь с необходимостью искать удобное положение, мозг ребёнка получает целых три вида информации: о своём положении в пространстве, о направлении и скорости движения суставов, а также о мышечных усилиях, которые требуются для тех или иных действий. Именно эти знания будут защищать ребёнка в течение всей жизни от неудачных падений и других опасных ситуаций, требующих моментальной реакции.

3. Земля, песок, вода и листья позволяют ребёнку получить опыт более точного различения веса, размера и объёма. Например, невозможно подобрать такие мячи, которые будут отличаться по весу на 10 граммов, в то время как в любой груде камней можно найти все возможные варианты.

4. Копаясь в луже или в песке, малыш учится разным типам движений и познаёт физические законы. Так, пытаясь подцепить палкой фантик, ребёнок узнаёт про закон рычага.

5. «Грязные» игры приучают ребёнка не бояться грязной работы. Конечно, родителям хотелось бы, чтобы ребёнок возвращался с прогулки таким же чистым, каким выходил из дома. Но в этом случае не стоит ожидать, что он без брезгливости будет ухаживать за питомцами или помогать по хозяйству.

Как игры с глиной и палкой помогают развить фантазию?

Как известно, самые фантастические идеи появляются в условиях скудного выбора. Когда перед ребёнок находится гора игрушек, то для своей игры он возьмёт какую-то из них.

Но если в его распоряжении только палки и листья, можно творчески подойти к любой ситуации. Например, щепка может быть как солдатиком, так и лодкой, ножом или кроватью. Возможность всё заменить несколькими природными материалами очень привлекательна для детей, так как не ограничивает их фантазию в игре. Ведь кукла или машинка обязывает малыша относиться к ним соответственно: куклу — кормить, машинку — катать. А правила игры с палками и водой из лужи ограничены только требованиями безопасности.

Фото: Freepik
Фото: Freepik

Однако некоторые дети не решаются дать волю фантазии, и тогда игра сводится к элементарным манипуляциям. В этом случае стоит придать их действиям творческий импульс.

1. Расскажите ребёнку о том, как вы играли в детстве. Возможно, для него станет открытием то, что камешки в мокром песке могут быть «слитками золота», а завёрнутая в листик и закопанная пластиковая крышка — «секретиком».

2. Иногда все драматические перипетии игры происходят в воображении ребёнка, а со стороны его игра выглядит так, как будто он просто возит палкой в луже. В этом случае расспросите малыша, во что он играет, и помогите озвучить те события, которые вы наблюдаете: «Ух, какая буря началась в море!»

3. Чаще обращайте внимание ребёнка на сходство камней, палок или листьев с какими-либо предметами. Подобные сравнения помогут малышу начать играть с ними соответствующим образом. Так, тонкой веткой, похожей на удочку, он наверняка захочет половить «рыбу».

Как тренировать навыки коммуникации в игре?

В отличие от игрушек, которыми время от времени приходится делиться, земли, песка и травы всегда хватает.

Такая доступность лишает игры конкурентности, исключает многие поводы для ссор и позволяет сосредоточиться исключительно на их содержании. Кроме того, в песочнице или в луже все равны. Трудно представить ситуацию, когда кто-то из детей хвастается, что у него песок чище и желтее. Этим свойством «грязных» игр можно воспользоваться для развития у ребёнка навыков коммуникации.

Фото: Freepik
Фото: Freepik

1. Помогите детям организовать общую игру по постройке плотины на ручье или туннеля в куче песка. С вашей поддержкой ребёнку будет проще высказывать свои идеи и предложения.

2. Поделитесь с малышом важными знаниями о свойствах почвы, листьев и воды, чтобы он мог рассказать о них другим детям. Например, раскройте секрет идеальных пирожков: нужно, чтобы песок для них был не слишком мокрый, но и не сухой.

3. Проведите с ребёнком разведку вокруг детской площадки, чтобы найти особенно ценный природный материал: например, листья с ветками, которые удобно втыкать в земляные торты, или красивые камни. Запомнив «месторождения», малыш сможет проявить лидерские качества и предложить приятелям воспользоваться этими богатствами.

4. Поощряйте стремление ребёнка присоединиться к коллективной игре, подсказывая ему наиболее удачный момент для этого. Допустим, увидев замешательство сверстников после обрушения моста из палок, малыш может внести свою лепту, помогая ликвидировать последствия «аварии».

Вместе с ребёнком подумайте о том, что можно заранее подготовить для «грязных» игр, чтобы они стали интереснее для всех детей и, возможно, чуточку чище. Так, можно принести в песочницу бутылку с водой, чтобы полить сухой песок, или найти удобные палочки, благодаря которым «суп» в ведре не придётся мешать пальцем.

Читайте также:

Игрушки-антистресс: чем они действительно полезны для ребёнка?

Юные исследователи: как наблюдать за микроорганизмами?

Квест для ребенка дома: готовые сценарии игр

Поделиться:
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Хотите отправить нам сообщение?

Перейти