«Оранжевая корова». Мультсериал«Оранжевая корова». Мультсериал
0+
10:30
«Оранжевая корова». Мультсериал
«Весёлый алфавит»«Весёлый алфавит»
0+
13:10
«Весёлый алфавит»
«Поезд динозавров». Мультсериал«Поезд динозавров». Мультсериал
0+
13:15
«Поезд динозавров». Мультсериал

Дислексия у ребёнка: вовсе он не «издевается» и не «ленится»!

У вас уже рябит в глазах от красной ручки в тетрадях вашего ребёнка, трудно смотреть и слушать, как он пишет и как читает? Возможно, он у вас очень старательный. Просто некоторые особенности мешают ему осваивать навыки письма и чтения.

Анастасия Горбунова, клинический психолог, школьный нейропсихолог
Анастасия Горбунова, клинический психолог, школьный нейропсихолог

Часто учителя и родители замечают, что ребёнок совершает «глупые» ошибки или ученик, знающий правила, не может их применить в классе. Ребёнок может пропускать буквы, путать их, отзеркаливать, не делать пробелы между словами. Забывает писать с красной строки, угадывает окончания слова при чтении, а не читает его полностью. Нередко на таких детей быстро вешают ярлыки лентяев и двоечников. Однако часть из них вовсе не ленится, а страдает от дисграфии и/или дислексии.

Дислексия это специфическое нарушение процессов чтения (а дисграфия — процессов письма), проявляющиеся в стойких, повторяющихся ошибках, обусловленных несформированностью высших психических функций.
Это не болезнь, а особенность восприятия письменной информации.

Очень важно отметить, что наличие дисграфии и дислексии не отображает уровень интеллекта!

Дислексия и дисграфия связаны только со сложностями овладения письмом и чтением и никак не связаны с интеллектуальными способностями ребенка. Интеллект у дислексиков и дисграфиков полностью сохранен.

По статистике, с дислексией в той или иной форме сталкивается каждый пятый житель планеты. Дислексия и дисграфия часто идут рядом друг с другом, однако эти особенности могут встречаться и раздельно. К каким специалистам стоит обратиться? К нейропсихологу и логопеду: они определят наличие дислексии и помогут ребёнку справиться со школьными трудностями. И к репетиторам в этом случае идти не нужно: увеличение нагрузки только усилит негативизм.

Главное — не допустить травли, навешивания ярлыков со стороны учителя или одноклассников, не считать самим, что ребёнок издевается или ленится. Ведь тогда у него снижается самооценка, опускаются руки и полностью пропадает желание преодолевать школьные сложности. Очень важно, чтобы окружение и сам ребёнок понимали, что у него есть трудности, в которых он не виноват и которые нужно учитывать при его обучении.

Основные причины дислексии и дисграфии

Существуют различные причины и классификации видов дислексии и дисграфии. Но в качестве основных причин трудностей освоения навыков письма и чтения можно выделить следующие:

Трудности, обусловленные недостаточностью регуляторного компонента

На письме и чтении это может выражаться в:

  • пропуске элементов букв, слогов, слов;
  • в «угадывающем» чтении;
  • в «забывчивости»: не написал предложение с большой буквы, не поставил точку;
  • в орфографических ошибках при знании правил.

А в поведении на уроках и при выполнении домашних заданий у таких деток часто отмечается:

  • импульсивность, легкая отвлекаемость;
  • сложности переключения на другое задание;
  • трудности контроля за выполнением задания.

Трудности, обусловленные слабостью обработки зрительно-пространственной информации

На письме это может выражаться:

  • в трудностях формирования и запоминания графического образа букв и слова;
  • в заменах зрительно похожих букв («ш"-"щ», «к"-"н», «ч"-"у», «з"-"э» и т. д);
  • в смешении зрительно похожих слов («галка"-"галька», «полено"-"полно»);
  • в зеркальном написании букв;
  • в трудности ориентировки на листе бумаги, в поиске начала строки, отсутствии отступа;
  • в трудности удержания строки;
  • в колебаниях наклона, ширины и высоты букв;
  • в нарушении порядка букв в словах;
  • в слитном написании слов;

Трудности, обусловленные слабостью переработки слуховой информации

На письме и чтении это может выражаться:

  • в заменах букв, сходных по звучанию;
  • в пропусках слов в диктантах;
  • в трудностях называния, забывания смысла слов;
  • в заменах слов словами близкими по звучанию или по смыслу;
  • в трудности пересказа;
  • в низкой интонированности чтения, неправильной расстановки ударений;
  • в сниженной слухоречевой памяти;
  • в заменах звуков близких по произношению («ж» и «з», «т» и «п» и др.) и звучанию («б» и «п», «з» и «с» и др.).

На что обратить внимание в дошкольном возрасте?

Официально установить, что у ребёнка именно дислексия и дисграфия, можно в конце 1 класса. Однако хорошие неврологи, нейропсихологи и логопеды могут говорить о предрасположенности к этому намного раньше.

Вот признаки, на которые стоит обратить внимание ещё в дошкольном возрасте, они могут говорить о развитии дислексии и/дисграфии в будущем:

  1. Задержка речевого развития.
  2. Повышенная импульсивность, гиперактивность, отвлекаемость, рассеянность, ребёнку тяжело самоорганизоваться, собраться.
  3. Ребёнок «не слышит» инструкцию.
  4. Проблемы с мелкой моторикой.
  5. Ребёнку долго и тяжело дается навык овладения правильного захвата ложки, карандаша и других предметов.
  6. Он не узнает слова, которые часто встречает в своей жизни (например, на вывесках).
  7. Плохо различает звуки.
  8. Возникают трудности с овладением графическим образом букв, выделением границ слов и предложений.
  9. Ребёнок тяжело воспринимает и воспроизводит ритмы.
  10. Долго не может запомнить понятия «право-лево» в собственном и чужом теле, пространственные предлоги (над, под, перед и т. д.), тяжело ориентируется в пространстве внешнего мира, листа, собственного тела.

Игры с дошкольником

Для профилактики дисграфии и дислексии вовсе не стоит (а точнее точно не надо) начинать учить в раннем возрасте буквы, писать всё лето перед школой прописи и быстрее бежать читать. Для того, чтобы у ребёнка не возникли сложности с переработкой слуховой, кинестетической (мышечное чувство), зрительной и зрительно-пространственной информацией, с серийной организацией движений, вниманием, необходимо своевременное развитие по возрасту. Ведущая деятельность в дошкольном периоде — игровая.

  • Играйте с ребенком в игры с правилами, где ему необходимо воспринимать инструкцию на слух, удерживать ее.
  • Развивайте мелкую моторику, сенсорную сферу.

  • Давайте ребёнку необходимую двигательную нагрузку. Прыгайте в классики, через резиночку, играйте в мячики. Игра в классики может превратиться в сложную игру на понимание и удержание инструкции, например, попросите ребенка: «Сначала прыгни на правой ноге, затем обеими ногами, затем повернись через левое плечо и прыгни левой ногой». Игры с мячиками отлично готовят руки к письму и являются отличной профилактикой плохого почерка, сильного или слабого нажима. Мячики отлично развивают зрительно-моторную координацию: следя за траекторией мяча, затем ребенок легко учится двигаться по строчке при чтении.
  • Играйте в игры на развитие пространственного восприятия — это могут быть различные танграмы, кубики Никитина, настольные игры «Попробуй повтори», «Цветовой код» и другие похожие задания.
  • Лучший способ для запоминания букв со старшим дошкольником — это испечь вместе с ребенком букву. Вместе замесить тесто, подобрать начинку, посыпать ароматной пряностью, испечь ее, а потом съесть! Так мы задействуем все чувства — и вкус, и запах, и мелкую моторику, пока лепим букву, и терпение, когда ждём выпечку. Так, например, буква «И» может пахнуть апельсином, а на вкус быть «кииииисленькой». А буква «О» — шоколадной.
  • Пройдите логопедическую и нейропсихологическую диагностику за год или два до школы, чтобы установить где есть дефициты и как с ними можно работать.

Как помочь ребёнку?

Если в школьном возрасте были определены дисграфия и дислексия, без психолого-педагогической коррекционной помощи не обойтись. При официально установленном диагнозе либо школа может предоставлять 5 бесплатных занятий в неделю с психологом и логопедом, либо ребенок может получить бесплатную помощь в ГППЦ (городской психолого-педагогический центр).

В школьном возрасте конкретные советы по преодолению дисграфии и дислексии даст только специалист, определив причину. Необходимую нагрузку должен определять логопед или нейропсихолог, который занимается с вашим ребенком. Точно не стоит заставлять больше читать и писать. идти к репетиторам! Школьной нагрузки и коррекционных занятий и так достаточно много для нервной системы ребёнка. Внимание к нему и вера в него помогут вам найти правильный путь, а специалисты в области детского развития окажут поддержку.

Читайте также:

Молчит? 9 признаков, что ребёнку пора к логопеду

Раннее развитие: польза или вред?

5 мифов о дислексии

Фото: aniascamera, Dragana Gordic, Veja, Maria Sbytova, Nataliia Zhekova/Shutterstock.com

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Хотите отправить нам сообщение?

Перейти