«Оранжевая корова». Мультсериал«Оранжевая корова». Мультсериал
0+
10:30
«Оранжевая корова». Мультсериал
«Турбозавры». Мультсериал«Турбозавры». Мультсериал
0+
11:45
«Турбозавры». Мультсериал
«Динозавры»«Динозавры»
0+
13:10
«Динозавры»

Молчит? 9 признаков, что ребёнку пора к логопеду

Как быть, если у вас подрастает настоящий молчун? Ему пора в детский сад, а он всё никак не заговорит… Может, лучше оставить его в покое и не торопить? Рассказывает Анастасия Горбунова, нейропсихолог Детского центра коррекции и развития «Жёлудь».

Анастасия Горбунова, клинический психолог, нейропсихолог Детского центра коррекции и развития "Жёлудь"
Анастасия Горбунова, клинический психолог, нейропсихолог Детского центра коррекции и развития "Жёлудь"

В последнее время всё чаще можно услышать от родителей, воспитателей и даже некоторых неврологов и педиатров, что «надо просто подождать, попозже ребёнок сам разговорится», «мальчики вообще заговаривают ближе к четырем». К сожалению, это не так. И с походом к логопеду лучше не затягивать.

Сколько слов?

Существуют физиологические нормы правильного речевого развития. К трём годам ребёнок должен говорить предложениями из нескольких слов, задавать вопросы. С этим согласны и врачи, и психологи, и логопеды.

Если в 2−2,5 года речь ребёнка очень бедна, лучше не ждать, а обратиться за консультацией к специалистам. Понаблюдайте за тем, как он играет и общается, как реагирует, когда вы его не понимаете. Какие признаки должны насторожить?

  1. Ребёнок «не слышит» вас, не замечает, не хочет общаться ни с вами, ни с ровесниками, избегает коммуникации.
  2. Он говорит слова, однако они совсем не похожи на обычные. Например, вместо «машина» ребёнок говорит «мобиви».
  3. Использует для общения жесты, плач, крики.
  4. К 2-м годам у него ещё не появились слова.
  5. В 2,5−3 года не строит простых фраз.
  6. Он не понимает обращенную речь. Часто это бывает сложно определить именно родителям: малыш научился распознавать их мимику, интонацию. Обычно незнакомые люди и новая необычная ситуация лучше показывают, насколько ребёнок вообще понимает речь.
  7. Он не слышит громких звуков, сирен, ударов. Мама может стоять за его спиной и уронить погремушку, а тот продолжит спокойно играть.
  8. Речь ребёнка очень бедна, существенно отстает от норм развития, новые слова почти не появляются.
  9. Собственная речь подменяется чужими речевыми штампами. То есть в 3 года ребёнок повторяет готовые фразы из мультфильмов, книжек, реплики взрослых, но самостоятельной речи нет.

Какие последствия?

Даже если малыш сам, без помощи специалистов, заговорит в 3 года, то дальнейшее развитие речи будет долгой игрой в «догонялки». Предстоит тяжёлая работа, чтобы дотянуться до уровня речи ребёнка его возраста.

В норме словарный запас трёхлетнего малыша доходит до 1000 слов, он говорит предложениями, строит вопросы, отрицания, использует прошедшее время, множественное число. И это всё придётся быстро осваивать тому, кто только-только произнёс свои первые слова!

Если он попадёт к логопеду до школы, ему предстоит очень сложная работа. Но общими усилиями можно справиться и догнать ровесников.

В худшем случае, — если ребёнок к логопеду не попадет, — он пойдёт в школу неготовым: с бедным словарным запасом, нарушениями фонематического слуха, трудностями связной речи и т. д. К концу первого класса некоторым детям могут диагностировать дислексию (нарушение чтения) и дисграфию (нарушения письма).

В таком случае родители схватятся за голову и поведут ребёнка к специалистам с жалобами на школьные трудности, на нелюбовь к чтению, письму и русскому языку. А могут и просто обвинить ребёнка в лени, невнимательности и отправить к репетиторам, которые лишь увеличивают нагрузку, — и снежный ком проблем станет ещё больше.

Часто можно услышать истории, что «он/она у нас в папу/дядю/маму, он (она) тоже только в три заговорил, и ничего, сейчас все хорошо». Специалистам это говорит о том, что проблемы с речью уже были в этой семье. У такого поздно заговорившего родственника тоже были причины, почему так произошло.

В той ситуации трудности были скомпенсированы (но это вовсе не означает, что далее у этого человека не было речевых сложностей, о которых не знают или забыли): изменилась семейная ситуация или попалась воспитательница, логопед детского сада, развивавшая именно то, что тормозило речь. Вы уверены, что-то же самое произойдет и с вашим ребенком?

А, может быть, ребёнок пойдет в сад «и там сразу заговорит»? Такое случается, когда причины, затормаживающие речь, носят социальный характер. Однако в других ситуациях детский садик не поможет. Невозможно стать великим футболистом, просто наблюдая за матчем, надо играть в футбол и много тренироваться.

Куда и когда обращаться

Если вы заметили речевые сложности у ребёнка, первым делом обратитесь к логопеду и неврологу. Эти специалисты могут отправить на дополнительную консультацию к нейропсихологу, психологу, психиатру, сурдологу, — для уточнения причин речевых трудностей.

У нарушений запуска речи может быть медицинская основа (вызванная снижением физиологического слуха, нарушений работы центральной нервной системы и т. д.) .

Причины проблем могут быть и социальными. Если, например, ребёнка всегда понимают без слов, то ему и нет смысла учиться общаться. Осваивать речь, вступать в коммуникацию —это сложные и энергозатратные процессы. Проще использовать крики, жесты, плач, некоторые звуки, иногда простые слова. Специалисты во время диагностики помогут обнаружить причины проблем.

Как заниматься с ребёнком дома?

Вот несколько общих советов, как можно заниматься с молчуном дома.

  1. Общаясь с ребёнком, используйте фразы, выводящие на диалог: «что ты принес?», «что это у тебя в руках?, «что ты сделала?». Ставьте в ситуацию выбора «Ты хочешь воду или чай?». Меньше просите ребёнка «показать». Если ему пока трудно, предлагайте: «Давай скажем вместе», задавайте открытые вопросы.
  2. Играйте в игры на развитие понимания речи: одевайте игрушку, повторяя элементы одежды; учите части тела, показывая их на кукле, разглядывайте и называйте картинки, изображающие разные действия.
  3. Говорите с ребёнком так, чтобы он вас слушал, а не воспринимал как «белый шум». Разверните к себе, привлеките его внимание, установите контакт через игру и говорите, чётко, используя простые предложения и разбивая длинные фразы.
  4. Очень важно петь колыбельные и пестушки. Они учат воспринимать ритм, что полезно для развития речи. Тренируйте чувство ритма: малыш отворачивается или закрывает глазки, а вы выстукиваете карандашом ритм, который потом надо повторить.
  5. Развивайте фонематический слух. Попробуйте поставить перед ребёнком несколько «громких» бытовых предметов (миксер, чайник, пылесос и т. д.), покажите, как шумит каждый. Затем попросите закрыть глаза и показать/cказать, какой прибор вы сейчас включали. Также можно играть с разными музыкальными инструментами (дудочка, барабан, мелафон и т. д.). Играйте в «Кто так говорит?», где ребёнок на слух определяет, кто мяукает, кто лает и т. д. Пусть учится отличать женский голос от мужского, детского, различать интонации.
  6. Уделяйте внимание развитию по возрасту. Главное развитие малышей до трёх лет — сенсомоторное. Вместо того, чтобы долго сидеть за столом и пытаться учить цифры, играйте в активные игры, ползайте, лазайте, кидайте мячи. Давайте ребёнку различный сенсорный опыт (пусть почувствует разные текстуры материалов, разные температуры, запахи, цвета, размеры, вес): Вместе с ним описывайте все новые ощущения словами.
  7. Развивайте мелкую моторику. Сама по себе она речь не запускает: здесь важна не просто свободная манипуляция с мелкими предметами, игрушками, а именно чёткое выполнение конкретных шагов, последовательность действий, которую вы предлагаете выполнить.

Читайте также:

5 отличных логопедических игр на лето

11 логопедических упражнений, которые легко делать дома

Игры с песком, которые помогают развитию речи. Советы логопеда

Фото: Sunny studio, Roman Yanushevsky, Photographee. eu/Shutterstock.com

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Хотите отправить нам сообщение?

Перейти