«Ничего себе имя!»«Ничего себе имя!»
0+
7:00
«Ничего себе имя!»
«Оранжевая корова». Мультсериал«Оранжевая корова». Мультсериал
0+
7:30
«Оранжевая корова». Мультсериал
Премьера! «Еда на ура! Как в сказке»Премьера! «Еда на ура! Как в сказке»
0+
10:00
Премьера! «Еда на ура! Как в сказке»

Пижамная вечеринка — это символ самостоятельности вашего ребенка, и вот почему

Остаться на ночь у друга или подружки — в детстве это было целое приключение! А уж если собиралась целая компания, то маме хозяина вечеринки редко когда удавалось утихомирить веселье до отбоя. Современные дети ходят в гости с ночёвкой не так часто. Почему эту традицию необходимо возродить и чем полезны пижамные вечеринки, «О!» рассказала психолог Анна Скавитина.

Анна Скавитина, психолог, аналитик, член IAAP (International Association of Analytical Psychology), супервизор РОАП и Института Юнга (г. Цюрих), эксперт журнала «Psychologies»
Анна Скавитина, психолог, аналитик, член IAAP (International Association of Analytical Psychology), супервизор РОАП и Института Юнга (г. Цюрих), эксперт журнала «Psychologies»

Когда мои дети ходили в детский сад, мы регулярно договаривались с мамами их садовских одногруппников, предупреждали воспитателей и забирали по очереди вместе со своим ребёнком ещё одного-двух детей. Потом мы шли на детскую площадку, в театр, в развлекательный центр, часто просто домой. От такого обмена выигрывали все! Мамы, отдавшие детей «в аренду», получали свободный вечер, возможность заняться своими делами и экономию на няне. Дети получали партнеров по играм и кучу удовольствия. Мамы, которые забирали с собой нескольких детей, как ни странно, тоже чувствовали себя более расслабленно, потому что дети с удовольствием играли друг с другом и не доставали родителей просьбами уделить им внимание. Они чувствовали, что при других детях им легче управлять собой, на собственного ребёнка получалось посмотреть по-другому, он как бы открывался с неожиданных сторон. Справляться с несколькими детьми часто оказывалось легче, чем с одним, от этого мамы чувствовали себя более компетентными — и в результате улучшались отношения со своими детьми.

Мне очень нравилось иногда водить всех детей в театр. Все окружающие обычно были настроены доброжелательно и радостно помогали мне одеть, раздеть, усадить и переместить детей, принимая меня за многодетную маму. Дети иногда в шутку мне подыгрывали. Так же было и у других мам из нашей компании. Чуть позже дети иногда стали оставаться на ночь друг у друга, ездить на дачу на выходные и приглашать школьных друзей в гости. Регулярные детские пижамные вечеринки стали приятной частью нашей жизни. После каждой поездки в чужой дом и в гости к чужим родителям дети становились немного взрослее.

Американская ассоциация психологов в списке проверки самостоятельных навыков ребёнка имеет пункт: умение ночевать вне дома в дружеской семье или детском лагере к девяти годам. Да и психологи из других стран, в том числе российские, их поддерживают. Школы в Европе, с которыми я сталкивалась, хотя бы один-два раза в год отправляют даже учеников начальных классов в совместные поездки с одноклассниками и учителями. Эти поездки являются обязательной частью обучения в школе, то есть нельзя сказать: «Ой, мой зайчик ещё слишком мал и болезненный, чтобы с вами ехать!»

Оказываясь в безопасных условиях, но не со своими привычными и изученными вдоль и поперёк мамой и папой, ребёнок должен понять, что правила в этой семье и в этих условиях немного отличаются от его семьи. Например, у кого-то принято сразу после ужина убирать со стола посуду и каждому ее мыть, в другой семье надо убрать тарелки со стола и поставить их в посудомоечную машину, а в третьей вообще не нужно это делать, потому что есть домработница или няня. Видеть, понимать и принимать такие различия для ребёнка непросто, а ещё сложнее им следовать и не настаивать на правилах, которые есть у них в доме.

Как-то раз у меня в гостях было пять разновозрастных детей от 4 до 10 лет разных национальностей и из разных стран. Все прекрасно проводили время, а ночью я вдруг почувствовала, что кто-то забрался ко мне под одеяло. Оказалось, что это 10-летняя девочка из Скандинавии, которая очень любила дома посреди ночи приходить спать к своим родителям. Это было неожиданно. Я поинтересовалась, все ли у неё хорошо, она ответила — да. Тогда я выделила ей отдельное одеяло и не стала выгонять из кровати, решив, что разбираться будем утром. Девочка спокойно доспала у меня под боком. Утром мы вместе со всеми ребятами пошли завтракать к родителям скандинавской девочки, и я рассказала о ночном происшествии. Родители посмеялись и подтвердили, что так у них ночами бывает регулярно. Мы объяснили, что в нашей семье обычно дети спят отдельно, но, конечно, если их ночью что-то беспокоит, то они могут прийти, разбудить нас и поговорить об этом даже ночью, но лучше, все же, утром, если, конечно, это возможно. Девочку это очень удивило. Когда в следующий раз она пришла к нам с ночёвкой, то всю ночь мирно проспала в своей кровати, а позже родители рассказали, что она перестала бегать ночами и к ним в кровать. Вероятно, она увидела, что могут быть иные правила жизни в семье.

Мои дети тоже научились многому, сходив в гости в другие семьи и съездив в детские летние лагеря, и всегда были очень горды новыми навыками. Например, попробовали стирать и даже переодевать памперс малышу из другой семьи, увидели, что другие братья и сестры бывают более капризные и надоедливые, чем свои, а другие родители имеют совсем иные принципы воспитания, в чём-то лучше, в чём-то хуже.

Дети используют своих родителей с самого рождения: для того, чтобы выжить, для получения пищи, тепла и заботы. Многие мамы так привыкают помогать своим малышам жить и выживать, так твёрдо оказываются убеждены в своей нужности и важности для ребёнка 24/7, что даже когда малыш вырастает, они остаются абсолютно уверены, что он не справится сам ни за что и ни с чем. В итоге самые обычные шестилетние дети едят с ложечки, 12-летним помогают с туалетом, а 15-летних водят в школу. Мой, говорят, вы знаете, такой пассивный, безынициативный и безответственный, сам делать ничего не хочет и не умеет, кем будет в жизни не знает. Но, простите, чтобы что-то уметь, надо это пробовать! Понемногу наращивать самостоятельность ребёнка.

С какого же возраста надо поощрять самостоятельность ребёнка, спрашивают меня родители как психолога? Может быть, я многих шокирую, но специалисты уверены в том, что с одного года точно, а лучше даже ещё раньше. Нет, не оставлять его одного и не требовать делать то, что он не в состоянии сделать в силу возраста. Присматриваться к нему, поддерживать его исследования мира, обеспечивая достаточную безопасность, но не делать за него то, что он может сделать сам.

Недавно я наблюдала, как малыш пытался залезть на скамейку, но у него это плохо получалось. Его терпеливая мама стояла рядом, смотрела на него, подбадривала, но не помогала. Соседская бабушка сказала маме: «Что ж ты ему не поможешь?» Мама ответила: «Пока я верю, что он сможет сделать это сам». После нескольких попыток у малыша все получилось, и он гордо сидел на высокой скамейке.

Мне кажется, что всем детям для успешного развития важно, чтобы мама верила в их возможности, поддерживала усилия и инициативы, радовалась каждому самостоятельному проявлению и давала возможность тренироваться в безопасных условиях, например, учила находиться некоторое время с другими взрослыми: нянями, учителями, воспитателями, родителями друзей, которым она сама готова доверять.

Приходя в гости на пижамные вечеринки, дети учатся ориентироваться в новых условиях, не имея возможности задавать вопросы маме или папе, самостоятельно принимают решения. Они учатся сравнивать, выбирать подходящую для себя модель поведения, узнают много нового о мире, учатся поддерживать отношения и адаптируются в непривычных условиях, то есть развиваются, становятся более толерантными к проявлениям других людей и больше принимают и понимают самих себя. Помните ли вы, как сами ночевали вне дома первый раз? Были ли вы готовы к этому? Отпускаете ли вы своего дошкольника или младшеклассника в гости к другу с ночевкой, разрешаете ли поехать ненадолго в детский лагерь? Хотя поездка в детский лагерь, это, пожалуй, следующий маленький шаг к самостоятельности после ночевки у друзей. Просите ли вы рассказать ребёнка, что нового и важного он узнал для себя в гостях и поездке? Такие маленькие путешествия — важный этап взросления вашего сына или дочери, на который иногда трудно отважиться и родителям, и ребёнку, но так жалко его пропустить.

Фото: Alena Ozerova/Standret/George Rudy/Shutterstock.com

ЭКСПЕРТ:
Анна Скавитина
Психолог, аналитик, член IAAP (International Association of Analytical Psychology), супервизор РОАП и Института Юнга (г. Цюрих), эксперт журнала «Psychologies»
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Хотите отправить нам сообщение?

Перейти