23 июня 2018

Кому и зачем нужна игротерапия?

Игровая терапия — распространенный вид психотерапии, который используется не только для детей, но и для взрослых. Она помогает справиться с тревогами, найти варианты решения проблем, понять свои страхи с помощью… игры. Кому и как помогает игротераптия «О!» рассказала детский психолог Светлана Пятницкая.

Светлана Пятницкая, дошкольный педагог, детский и перинатальный психолог, автор образовательных программ для детей дошкольного возраста
Светлана Пятницкая, дошкольный педагог, детский и перинатальный психолог, автор образовательных программ для детей дошкольного возраста

Современные родители наслышаны о том, что игра — ведущая деятельность детей дошкольного возраста. В игре ребенок импровизирует, отражает ситуации, которые производят на него глубокие впечатления, пробует различные способы поведения. Для ребёнка это серьёзное, наполненное смыслом занятие, которое способствует его психическому, физическому и социальному развитию и позволяет понять, как он приспосабливается к окружающему миру и познает его.

Помимо этого, игра для ребёнка является некой формой «самотерапии», благодаря которой могут быть отреагированы такие ситуации, как травматичный опыт, различные конфликты и неприятные ощущения. Игра, также, позволяет в значительной мере отреагировать страхи, которые сковывают ребенка и встретиться с глубоко затаенными, невысказанными чувствами. Часто впечатления так переполняют ребёнка, что он не способен выразить их словами, зато для этого можно использовать игру. Дети переживают игровые ощущения как безопасные и создающие благоприятную атмосферу.

Методики игротерапии

Игровые методики различаются:

  • по степени директивности (выполнению принятого решения);

  • по частоте игровых сеансов;

  • по формату работы — игра может применяться как способ индивидуального воздействия и в целях групповой психотерапии.

Иногда проводится совместная игра детей с родителями. Психотерапевт в игре может быть наблюдателем, партнёром либо руководителем.

Кому поможет игротерапия

Игротерапия может быть полезна детям, которые испытывают:

  • затруднения при общении (низкий уровень социальной компетентности);

  • нарушения волевой сферы (слабоволие, капризы, упрямство, негативизм);

  • нарушения эмоциональной сферы (страхи, агрессивность, застенчивость);

  • нарушение внимания, рассеянность, гиперактивность;

  • проблемы в развитии: задержка психического развития (ЗПР), легкие формы умственных расстройств;

  • последствия педагогической запущенности;

  • проблемы в контексте с разводом родителей, усыновлением.

Игротерапия расширяет ролевой репертуар в поведении ребенка, снимает эмоциональное напряжение и способствует достижению эмоциональной устойчивости, корректирует нарушения поведения детей с ограниченными возможностями здоровья и детско-родительские отношения.

Как работают психологи

По мнению известного американского психотерапевта Вайолет Оклендер (автора книг «Окна в мир ребенка» и «Скрытые сокровища») для психолога, работающего с ребёнком, важно всё: какие игрушки и темы для проигрывания он выбирает, трудно ли ему переключаться с одной игры на другую, общаются ли внутри игры его герои и персонажи.

В своей работе психолог использует возможность обращать внимание ребёнка на процесс его игры: «Тебе нравится играть медленно» и на то, что он делает: «Ты укладываешь куклу спать». Специалист наблюдает за позой, мимикой и жестами, прислушивается к фразам. Иногда обсуждение игры происходит после завершения или в момент паузы, исключая прерывание её течения. Психолог может взять несколько игрушек и предложить ребёнку разыграть с ними сюжет, воссоздает и структурирует ситуацию из жизни, просит вообразить себя выбранной игрушкой и рассказать, на что он похож, что делает, что ему хотелось бы делать.

Существуют правила, которые важно соблюдать: сеанс игротерапии не должен длиться дольше 45 минут, из игровой комнаты нельзя ничего уносить, а также ломать, наносить повреждения психологу или самому себе. За пять минут до окончания сеанса психолог предупреждает ребёнка о скором завершении: «У нас осталось на игру еще пять минут» или «Вскоре мы должны закончить».

Игротерапия в формате: родитель+ребёнок

Терапия детско-родительского взаимодействия подразумевает полноценное участие родителя в процессе игры. Одна из её создательниц, Шейла Айберг считала, что во время раннего детства родители — центр мира ребенка. Они обеспечивают ему питание, поддержку, безопасность, возможности учиться, а также оказывают огромное влияние на эмоциональное развитие ребенка, на его поведение. Одни типы родительского отношения и модели взаимодействия родителя и ребёнка могут служить причиной проблем у детей или усугублять эти проблемы, а другие — могут оказывать огромное положительное влияние.

В результате правильного взаимодействия в рамках игротерапии, между родителем и ребенком шаг за шагом выстраиваются теплые эмоциональные отношения, родители начинают видеть многие положительные качества своих детей и становятся менее требовательными, учатся искренне и с чувствами тонко реагировать на детей, учатся стимулировать их развитие, в результате чего поведение ребенка улучшается. Для детей с тревожностью, депрессией и негативизмом это неоценимый вклад в формирование личности.

Читайте другие статьи Светланы Пятницкой:

7 веселых уличных игр для этого лета

Уроки доброты: как говорить с ребенком об особенных детях

10 игр, которые помогут исправить почерк ребёнку

Фото: triocean/shapovalphoto/Andrey_Kuzmin/Shutterstock.com

Читайте также:
Как научить ребёнка определять время по часам: 8 советов психолога (видео)
24 сентября 2018
Как научить ребёнка определять время по часам: 8 советов психолога (видео)
Своими секретами делится детский психолог Светлана Пятницкая.
Эти 5 фраз никогда не должен слышать ваш ребенок
23 сентября 2018
Эти 5 фраз никогда не должен слышать ваш ребенок
То, что вы говорите, может быть опасным оружием. Не используйте его против ребенка.
Как правильно наказывать ребёнка: 10 важных правил
21 сентября 2018
Как правильно наказывать ребёнка: 10 важных правил
А вы умеете правильно наказывать детей?
История игрушек: от калейдоскопа до куклы Барби
20 сентября 2018
История игрушек: от калейдоскопа до куклы Барби
6 интересных фактов о происхождении известных игрушек.
Если родители – перфекционисты: 6 травм родом из детства
19 сентября 2018
Если родители – перфекционисты: 6 травм родом из детства
Как справиться с желанием быть «самим совершенством»?
Первый раз в первый класс: как помочь ребенку адаптироваться к школе
17 сентября 2018
Первый раз в первый класс: как помочь ребенку адаптироваться к школе
Как помочь первокласснику справиться со стрессом?
Портфель для первоклассника: что обязательно должно в нём быть
14 сентября 2018
Портфель для первоклассника: что обязательно должно в нём быть
И что покупать совершенно не обязательно!
Что делать, если вашего малыша обижает чужой ребёнок (видео)
14 сентября 2018
Что делать, если вашего малыша обижает чужой ребёнок (видео)
Рассказываем, как правильно вести себя с обидчиком.
Методы воспитания: 7 шагов к послушному ребёнку
13 сентября 2018
Методы воспитания: 7 шагов к послушному ребёнку
Советы, рекомендации и типичные ошибки родителей.
Как стать звездой: путь к славе или психологическая травма
12 сентября 2018
Как стать звездой: путь к славе или психологическая травма
Что происходит с детьми за кулисами телешоу, объясняет психолог.
6 комиксов, читать которые интересно и полезно
11 сентября 2018
6 комиксов, читать которые интересно и полезно
Оказывается, эти книги положительно влияют на развитие ребёнка!