25 июня 2018

До 7 лет мы учим детей ходить и говорить, а когда они приходят в школу – мы их учим сидеть и молчать

8 важных цитат Сергея Казарновского об образовании, творческом подходе и талантливых детях.

Несмотря на то, что каникулы только начались, не успеем мы оглянуться, как наступит 1 сентября, а с ним и новый учебный год. Многие родители ждут его с нетерпением, другие — с тревогой. О настоящей роли школы в образовательном процессе, о творческом подходе к урокам и о том, как воспитывать талантливых детей, «О!» поговорил с Сергеем Казарновским, директором одной из самых необычных школ Москвы, «Класс-центра», и публикует 8 самых ярких цитат педагога.

Сергей Казарновский, директор школы «Класс-центр»
Сергей Казарновский, директор школы «Класс-центр»

Про воспитание

Способность родить детей есть практически у каждого, но это не значит, что все умеют воспитывать детей. Воспитание — это процесс постоянного поиска точек соприкосновения с их жизнью. Иногда нужно подстраиваться под них, но проявлять интерес — всё время! Только тогда возникает взаимное уважение.

Про семью и школу

Сейчас тяжело выбрать хорошую школу. Как сказала одна моя замечательная коллега-педагог: «До 7 лет мы учим детей ходить и говорить, а когда они приходят в школу — мы их учим сидеть и молчать.». Но обычно к июню родители уже всё знают об учебном заведении, в которое 1 сентября пойдут учиться их дети. Мы много говорим с мамами и папами на встречах с родителями, они, конечно, переживают. И правильно, кто, если не они? Роль семьи в процессе воспитания и образования ребёнка невозможно переоценить, она без сомнения самая главная, никто не может дать больше, чем семья. Школа — это школа, и в современном мире родители привыкли, что всю воспитательную работу выполняет она. Но на самом деле мы всего лишь помогаем: создаем точки соприкосновения между детьми и родителями и даём знания.

Про стереотипы в образовании

Возможно, я сейчас кого-то удивлю, но я совершенно уверен, что дети ни на что не замотивированы. Но их можно заинтересовать, если предложить им что-то необычное. Этим и должно заниматься образовательное учреждение. Одна из главных претензий к системе образования — это формирование шаблонов в голове у детей. Перед тем, как дать задачу, учитель обязательно показывает пример. Увы, мы тоже не можем целиком избавиться от стереотипов, но наша школа, та среда, в которой находятся и учителя, и ученики, создана таким образом, что волей-неволей приходится что-то придумывать и изобретать, потому что это делают все вокруг. Да, школа — это конвейер, но на нём не чушки и болванки, а дети, совершенно разные, талантливые, умные, замечательные.

Про талантливых детей

Творческие дети могут вырасти в любой семье, даже у инженера и экономиста. Я сам — сын инженеров-строителей. Всё зависит от того, как живёт семья. Иногда в творческих семьях дети выбирают совершенно другие специальности. Бывает и такое, что в возрасте 6−7 лет видно, что у ребёнка настоящий талант, он в чём-то просто гениален. Самое интересное, что чаще всего, в итоге этот талант он начинает использовать в совершенно другом направлении.

Некоторые думают, что одарённость — это некий дар, например, абсолютный слух, но моё определение «одарённого ребёнка» совпадает с определением Александра Григорьевича Асмолова. Одарённый ребёнок — это ребёнок у которого есть дар хотеть узнать что-то новое. Когда ребёнок, глядя на перевёрнутый барабан, говорит, что это — окончание ноги слона, это восхищает. Это значит, что он еще не попал во власть шаблонов и стереотипов, он умеет выходить за обозначенные пределы.

Про математику и творчество

Многие дети, да и взрослые, думают, что творческим людям математика не нужна. Такая, какую её преподают в современных школах — действительно. Но на самом деле, математика — один из самых интересных школьных предметов, она дает людям уникальную возможность научиться порядку действий. Всё, что происходит в жизни, должно идти по порядку, и вот это действие не может происходить раньше этого — этому учит математика. Сколько учителей-гуманитариев не могут провести простейшую викторину! Они не способны выстроить её так, чтобы интрига сохранялась до самого конца. Это простейшая режиссура, а режиссура — это математика. Формулы тоже имеют свою красоту: вы только посмотрите на квадратное уравнение. Но чтобы дети эту красоту увидели, педагог должен им её показать. Так что в творчестве гораздо больше математики, чем мы привыкли думать.

Про технологии

Современные ФГОСы в начальной школе предусматривают использование технологий, но это совершенно не значит, что все без исключения учителя умеют делать это во благо образовательного процесса. Однажды мы с делегацией Министерства образования приехали в Париж и спросили: «Скажите, а у вас во всех школах есть электронные доски?» Нет, отвечают, у нас их вообще мало. «А у нас во всех!» — гордо говорим мы. Только учителя, на самом деле, пользоваться ими не умеют. Но самое важное, что живое общение с учителем и родителями технологиями не заменишь.

Про импровизацию

Подход важен буквально во всём. В нашей школе уже несколько раз была ситуация, когда набирали по три класса, но называть третий класс буквой «В» никто не хотел. Есть у наших педагогов такая примета. Что делать? Один раз мы подумали и решили назвать класс по инициалам классного руководителя, Оксаны Маценко. Получилось «Ом» — очень звучно, ребятам понравилось, так они до выпуска и были «Омовцы».

4 года назад мы до самого начала учебного года не могли придумать, как назвать класс, инициалы в этот раз были неподходящие: «ТГ», «МР», в общем, не получалось. Но к ночи 31 августа нам пришла в голову мысль сделать классы, как в известной загадке — «А», «И», «Б». Все были очень довольны. Конечно, в документах букву «И» у нас не приняли, но в школе об этом не знает никто. В отчетности это класс «В», но на самом деле — «И». Вот такая жизненная импровизация и творческая свобода. Я считаю, что без неё не должно быть школы.

Про раннее развитие

У меня есть совершенно конкретная позиция по раннему развитию. В этой ситуации никакой радикализм не приемлем, не должно быть никакого сумасшествия. Когда родители переносят свои несостоявшиеся мечты и надежды на ребёнка — это беда. Я не дам точного рецепта, каждый родитель должен смотреть на своего ребёнка и развивать в нём то, в чём он хорош, то, что ему нравится, но при этом мамы и папы, безусловно, должны иметь чувство человеческой меры.

Читайте также:

12 метких цитат о родительстве психолога Людмилы Петрановской

11 цитат учителя истории о современном образовании в России

Фото: vk.com/klass_centr

Читайте также:
Как научить ребёнка определять время по часам: 8 советов психолога (видео)
24 сентября 2018
Как научить ребёнка определять время по часам: 8 советов психолога (видео)
Своими секретами делится детский психолог Светлана Пятницкая.
Великие двоечники: 5 гениев, которые плохо учились в школе
22 сентября 2018
Великие двоечники: 5 гениев, которые плохо учились в школе
Двойки одаренности не помеха.
Как правильно наказывать ребёнка: 10 важных правил
21 сентября 2018
Как правильно наказывать ребёнка: 10 важных правил
А вы умеете правильно наказывать детей?
История игрушек: от калейдоскопа до куклы Барби
20 сентября 2018
История игрушек: от калейдоскопа до куклы Барби
6 интересных фактов о происхождении известных игрушек.
Если родители – перфекционисты: 6 травм родом из детства
19 сентября 2018
Если родители – перфекционисты: 6 травм родом из детства
Как справиться с желанием быть «самим совершенством»?
Первый раз в первый класс: как помочь ребенку адаптироваться к школе
17 сентября 2018
Первый раз в первый класс: как помочь ребенку адаптироваться к школе
Как помочь первокласснику справиться со стрессом?
«Лапы, морды и хвосты»: 6 вопросов о том, как проходили съёмки программы
15 сентября 2018
«Лапы, морды и хвосты»: 6 вопросов о том, как проходили съёмки программы
Спрашиваем у ведущей программы, Зои Канарейкиной.
Портфель для первоклассника: что обязательно должно в нём быть
14 сентября 2018
Портфель для первоклассника: что обязательно должно в нём быть
И что покупать совершенно не обязательно!
Что делать, если вашего малыша обижает чужой ребёнок (видео)
14 сентября 2018
Что делать, если вашего малыша обижает чужой ребёнок (видео)
Рассказываем, как правильно вести себя с обидчиком.
Методы воспитания: 7 шагов к послушному ребёнку
13 сентября 2018
Методы воспитания: 7 шагов к послушному ребёнку
Советы, рекомендации и типичные ошибки родителей.
Как стать звездой: путь к славе или психологическая травма
12 сентября 2018
Как стать звездой: путь к славе или психологическая травма
Что происходит с детьми за кулисами телешоу, объясняет психолог.
6 комиксов, читать которые интересно и полезно
11 сентября 2018
6 комиксов, читать которые интересно и полезно
Оказывается, эти книги положительно влияют на развитие ребёнка!