7 июля 2018

9 советов, которые с помощью стихов сделают из вашего ребёнка гения

Говоря о методиках развития, редко кто вспоминает про поэзию. Классические произведения воспринимаются не иначе как часть общеобразовательной программы, а произведения современных детских авторов, скорее, как развлечение. Между тем, это совершенно незаслуженно! Специально для читателей «О!» педагог и блогер Валерия Нодель объясняет, как превратить стихи в супертренажёр для мозга в домашних условиях!

Валерия Нодель, педагог частного образовательного центра, писатель, копирайтер, блогер
Валерия Нодель, педагог частного образовательного центра, писатель, копирайтер, блогер

Что такое поэзия? Скучные уроки литературы? Искусство для избранных? Вовсе нет! Поэзия — это и Пушкин с Шекспиром, и современные направления, такие, например, как рэп, и сакральные тексты наших предков. Но прежде всего, поэзия — это мощнейший инструмент для совершенствования мозга: чтение классики развивает не только речь, память и вкус, но и креативное мышление, логику, стратегическое мышление, и даже дипломатические способности. Это подтверждают исследования психолингвистов, нейропсихологов и физиологов.

Не бойтесь, что ребёнок не поймёт. Этот совет самый важный. Маленькие детки реагируют в первую очередь на родительские эмоции, а новые слова они усваивают гораздо быстрее, чем нам иногда кажется. Выберите любое понравившееся вам стихотворение и прочитайте малышу. Он обязательно подхватит ваш восторг. Лидия Чуковская, дочка известного писателя К. Чуковского в своих воспоминаниях писала:

«В голосе его, когда он читал великую лирику, появлялось некое колдовство, захватывавшее и его и нас. <…> он не объяснял ничего, ровнёхонько ни единого слова, только торжественно возглашал: „Баратынский“. И мы вместе с ним отдавались энергии ритма, наверное, не менее мощной в этих стихах, чем энергия ветра.»

Вот лишь несколько идей, которые понравятся и детям, и родителям. Сразу оговорюсь, что привычную детскую поэзию в данной статье я не беру, с ней как раз вопросов возникает меньше всего, пройдёмся по классике.

Устройте домашний театр

Для ребёнка нет ничего скучнее, чем сидеть на месте. Будем стихотворение показывать! Включаем мимику, жесты, берём игрушку, у нас в ход даже носки идут. Попробуйте показать «Ворону» А. Блока (тут чёрный носок будет очень кстати) или «Берёзу» С. Есенина. А по стихотворению П. Потёмкина «Ветер» мы с малышами делаем весёлую зарядку: надуваем щёки, бегаем, взъерошиваем друг другу волосы и грозим пальчиком.

Снимите мультфильм

Хорошо, когда в тексте присутствует динамичный сюжет, а если там одни описания? Нудно? Делаем раскадровку и снимаем мультфильм! Главное, что нам понадобится, — это фотоаппарат, чтобы снимать кадры один за другим. Чем детальнее раскадровка, тем живее получаются мультфильмы. Кстати, это очень хорошая тренировка пространственного мышления. Прорисовывать кадры достаточно сложно, поэтому мы используем игрушки, аппликации или пластилин, которые легко двигать. К счастью, сейчас много программ, которые собирают группу фотографий в единый видеоролик буквально за пару минут. Само собой, что основная работа ложится на взрослого, но зато потом дети готовы пересматривать самодельный мультфильм и слушать стихотворение миллионы раз на дню. Для начала подойдут простые варианты, например, «Тучки» В. Маяковского.

Займитесь цветописью

Нам нравится рисовать к стихотворениям иллюстрации, но самое любимое детьми упражнение — цветопись. Хорошо оно тем, что учит концентрации внимания. Не спеша читаем стихотворение и стараемся запомнить все цвета, которые прямо или косвенно использовал поэт. Затем в произвольном порядке наносим запомнившиеся цвета на белый лист бумаги. Особенно детям нравится, что рисовать можно пальцами, ляпая краску как попало. Возьмите первые четырнадцать строчек «Листопада» И. Бунина и попробуйте сконцентрироваться только на цвете. Какие краски окажутся на вашем листе бумаги?

Угадайте, что на что похоже

Пожалуй, самый загадочный, манящий, но и пугающий элемент поэзии — это метафора. Тут нужно уметь искать сходства, аналогии и понимать, что кто-то может думать не так, как вы. Чтобы с лёгкостью находить метафору в тексте, нужно научиться самому её создавать. Тут потребуются тренировки. Дети обожают игру «Что на что похоже». Правила простые: выбираем любой предмет (например, лампочку) и ищем всё, что похоже на лампочку: груша, матрёшка, восьмёрка и так далее. Так же можно искать похожие цвета: синее небо, синие глаза, синее море. В качестве наглядного примера возьмите стихотворение Н. Матвеевой «Она умеет превращаться!».

Немного пошумите

Хореи, ямбы, амфибрахии — всё это оставим опытным литературоведам. Нас же интересует только ритм стихотворения. Какой он? Быстрый, медленный, бодрый или меланхоличный? Тренировать чувство ритма очень важно не только для занятий музыкой, но и для контроля за временем. Чтобы было веселее, в ход идут любые подручные «шумелки»: крышки от кастрюль, ложки, погремушки, колокольчики и т. п. Читаем ребёнку стихотворение чётко, с выражением и отбиваем ритм. Пара минут, а сколько удовольствия ребёнку! Поэкспериментируйте с отрывками из сказок А. Пушкина.

Подслушивайте!

Поэзия, как и музыка, умеет передать звуки окружающего нас мира. Надо только научиться прислушиваться. Это очень важно — научиться внимательно слушать и слышать. Как звенит ручей? Как бьётся сердце? Как звучит город или лес? Можно звуки имитировать голосом, можно использовать подручные материалы. Посмотрите, как это сделал В. Брюсов в стихотворении «Голос города» («Ру-ру, ру-ру, трах, ру-ру-ру…»).

Найдите противоположности

Если есть похожести, значит есть и противоположности. Как создать контраст в тексте? Использовать противопоставление. Мы же просто пока ищем противоположности. Для пущей эффектности я использую «шкатулку волшебницы Антитезы». В любую коробку или шкатулку заранее складываются «противоположности», но заглядывать в неё можно только ведущему (то есть, родителю). Например, ведущий достаёт из шкатулки кусочек ваты и спрашивает: «Что это? Какие признаки у этого предмета (какой он?) Какая у этого предмета противоположность?» Дети, как правило, отвечают, что это мягкая вата, а противоположность её — что-нибудь твёрдое. Как только дети дали ответ, ведущий достаёт из «шкатулки», например, камешек. Когда ребёнок научился хорошо определять противоположности, задание усложняется: предлагаем прослушать стихотворение и определить, какие в нём есть противоположности, а в шкатулку заранее складываем необходимые предметы. Так, для стихотворения «Ночь и день» П. Соловьёвой мы положим в шкатулку мышку, кошку, карточку с изображением весны, карточку с изображением зимы, солнышко, луну.

Сделайте сенсорную коробку

У нас есть две сенсорные коробки, которым уже несколько лет, но они всё ещё любимы и до сих пор пополняются экспонатами. Первая — «Русская изба» из коробки от утюга, вторая «Усадьба 19 века» из обувной коробки. Каждый раз, когда мы читаем какое-либо стихотворение, посвящённое русскому быту, мы ищем в тексте новые элементы, которые бы можно было добавить в наши дома. Так мы изучаем историю нашей страны. Когда начинается работа с сенсорной коробкой, дети уже заранее сосредоточенно слушают поэтический текст, чтобы ничего не упустить. Началось же всё со стихотворений И. Никитина «Детство» и отрывков из «Евгения Онегина» А. Пушкина.

Осознайте, что вы чувствуете

Сейчас много говорится про развитие эмоционального интеллекта. Что это такое? Как его развивать? Мне кажется, сначала нужно разобраться в собственных эмоциях, потом попытаться понять чужие. Детям проще понять детей, поэтому и тексты берём о детях. Я очень люблю И. Северянина «В парке плакала девочка» и М. Цветаевой «Так» и «Инцидент за супом». Что ты почувствовал, когда я читала стихотворение? Как ты думаешь, что чувствует эта девочка/ мальчик (герои стихотворений)? Очень важно научить ребёнка обращать внимание на чувства других.

Это далеко не весь список идей. Всё в руках родителей! Главное — поверить, что поэзия в нашей жизни имеет гораздо большее значение, чем кажется!

Читайте также:

До 7 лет мы учим детей ходить и говорить, а когда они приходят в школу — мы их учим сидеть и молчать

Жираф на день рождения: как стать опекуном животных в зоопарке

Как научиться контролировать свои эмоции: 7 советов психолога

Фото: Shutterstock.com, личный архив Валерии Нодель

Читайте также:
Как перестать сравнивать своего ребёнка с другими
26 сентября 2018
Как перестать сравнивать своего ребёнка с другими
И почему это лучше сделать прямо сегодня.
О! Дети. Выпуск 7. Как выбрать кружок? (видео)
24 сентября 2018
О! Дети. Выпуск 7. Как выбрать кружок? (видео)
В гостях у Анны Шнайдер психолог Евгения Воробьёва и основательница детского продюсерского центра Диана Тевосова.
Как научить ребёнка определять время по часам: 8 советов психолога (видео)
24 сентября 2018
Как научить ребёнка определять время по часам: 8 советов психолога (видео)
Своими секретами делится детский психолог Светлана Пятницкая.
Эти 5 фраз никогда не должен слышать ваш ребенок
23 сентября 2018
Эти 5 фраз никогда не должен слышать ваш ребенок
То, что вы говорите, может быть опасным оружием. Не используйте его против ребенка.
Как правильно наказывать ребёнка: 10 важных правил
21 сентября 2018
Как правильно наказывать ребёнка: 10 важных правил
А вы умеете правильно наказывать детей?
История игрушек: от калейдоскопа до куклы Барби
20 сентября 2018
История игрушек: от калейдоскопа до куклы Барби
6 интересных фактов о происхождении известных игрушек.
Если родители – перфекционисты: 6 травм родом из детства
19 сентября 2018
Если родители – перфекционисты: 6 травм родом из детства
Как справиться с желанием быть «самим совершенством»?
Что делать, если вашего малыша обижает чужой ребёнок (видео)
14 сентября 2018
Что делать, если вашего малыша обижает чужой ребёнок (видео)
Рассказываем, как правильно вести себя с обидчиком.
Методы воспитания: 7 шагов к послушному ребёнку
13 сентября 2018
Методы воспитания: 7 шагов к послушному ребёнку
Советы, рекомендации и типичные ошибки родителей.
Как стать звездой: путь к славе или психологическая травма
12 сентября 2018
Как стать звездой: путь к славе или психологическая травма
Что происходит с детьми за кулисами телешоу, объясняет психолог.
4 причины, почему нельзя делать уроки с ребёнком (видео)
10 сентября 2018
4 причины, почему нельзя делать уроки с ребёнком (видео)
Рассказывает известная «ленивая мама» Анна Быкова.