«Три кота». Мультсериал (С субтитрами)«Три кота». Мультсериал (С субтитрами)
0+
5:00
«Три кота». Мультсериал (С субтитрами)
«Мой музей»«Мой музей»
0+
7:00
«Мой музей»
«Смешарики». Мультсериал«Смешарики». Мультсериал
0+
7:05
«Смешарики». Мультсериал

Как помочь ребёнку адаптироваться к школе: общие правила для родителей

До начала учебного года осталась всего пара недель! Для родителей будущих первоклассников «О!» составил целую энциклопедию статей по подготовке к школе, а этот текст предназначен специально для тех, у кого в запасе ещё остались один-два года на подготовку. Рекомендациями, которые помогут ребёнку легче адаптироваться к школе, делится эксперт «О!» психолог Анна Скавитина.

Анна Скавитина, психолог, аналитик, член IAAP (International Association of Analytical Psychology)
Анна Скавитина, психолог, аналитик, член IAAP (International Association of Analytical Psychology)

Итак, решено. Ребёнок идёт в первый класс. Подготовку лучше всего начинать за год до поступления: выбрать школу, познакомиться с требованиями к детям, привыкнуть к регулярным занятиям. Может быть, отдать ребёнка на подготовительные курсы при школе, чтобы познакомиться с будущими одноклассниками и учителем, или организовать самостоятельные занятия дома. Это всё важно, это даст возможность ребёнку понять, куда он идёт и что его ожидает. Но есть ещё много разных не менее важных вещей, которые заранее подготовят ребёнка к новому этапу жизни и сделают адаптацию легче. Речь идёт о базовых навыках самостоятельности.

Много раз в психологической практике я сталкивалась с ситуациями, когда здоровый умный ребёнок оказывался настолько не готовым к самостоятельному пребыванию в школе, что мама или бабушка сидели под дверями кабинета, а то и за задней партой весь первый и второй класс, сопровождали ребёнка в туалет, вместе собирали вещи после урока. Нет, мамы и бабушки и рады были бы не присутствовать, занимаясь своими делами, но дети вцеплялись в них мёртвой хваткой — так им было страшно.
Чтобы процесс проходил спокойнее, а ребёнок и мама были готовы некоторое время находиться отдельно и доверять друг другу, навыки самостоятельности важно постепенно наращивать, начиная как минимум за год до школы. Вот чем стоит заняться в первую очередь.

Организовать рабочее место

В 4−5 лет у ребёнка должно появиться своё рабочее место, за которым он может рисовать, клеить наклейки, лепить из пластилина. Он может заниматься один или с кем-то из взрослых. В конце занятий мы учим раскладывать предметы с рабочего стола по своим местам. Если в семье несколько детей, то у каждого должно быть отдельное рабочее место. Даже если это половина стола — это его/её половина стола. Задача родителей — обеспечить оптимальное освещение, высоту стола и стула в соответствии с ростом ребёнка и не поощрять занятия на кухне. Для дошкольника нормально провести за занятиями 15 минут, сделать небольшой (на 5−7 минут) перерыв, пробежаться до кухни, немного попрыгать, а потом можно позаниматься ещё. Обратите внимание: постепенно время занятий за столом должно нарастать, но не стоит делать его больше получаса без перерыва.

Составить расписание

Ребёнку пригодится умение следить за своим расписанием, знать дни недели и время. Желательно, чтобы расписание занятий появилось у него хотя бы за год до школы. В нём должны быть выделены дни недели, в которых отмечены дополнительные занятия, кружки, семейные еженедельные дела и указано время — нарисованы обычные или электронные часы. Указывайте время на дорогу, время на сборы перед выходом из дома прямо в расписании. Так мы учим ребёнка ориентироваться во времени, приходить вовремя. Составлять расписание и вносить изменения туда желательно вместе с ребёнком. Можно отмечать наклейками в течение или в конце дня, что сделано, а что нет. Обсуждать, почему так произошло и что можно перенести на другой день.

Научить следить за своим внешним видом

Ребёнок должен отличать свои вещи от чужих и знать, где они лежат, чистыми пользоваться, грязные относить в мешок для стирки. Если ребёнок ходит на дополнительные занятия, то лучше подготовить ему список вещей с рисунками и указать там, что нужно собрать для занятий. Прикрепите список с внутренней стороны шкафа. Пусть ребёнок собирает сумку с вещами по картинкам вместе с вами. Потом он будет делать это сам, а вам останется только проверить, правильно ли всё собрано. Ещё чуть позже эта задача полностью перейдёт в зону его ответственности. Да, он может что-нибудь забыть, но ему важно столкнуться с тем, что бывает, когда что-нибудь не взял, чтобы понять, зачем собирать всё по списку. Считайте, что ребёнок готов собирать портфель сам. Список учебников и канцелярии по дням недели с картинками будет полезен и в начальных классах. Подготовьте его вместе с ребёнком.

Поручить домашние обязанности

Регулярные домашние обязанности приучат к ответственности, которая нужна в школе: кормить-поить домашнего питомца, поливать цветы, убирать со стола и тому подобное. Важно, чтобы эти небольшие дела были ежедневными. Не стоит добавлять новые домашние обязанности во время первого класса, достаточно новой ответственности в школе. Но привычные задачи могут остаться, если не занимают много времени.

Научить правилам гигиены

К этому же времени ребёнок должен научиться ежедневному самостоятельному ритуалу гигиены: почистить зубы, принять душ, переодеть пижаму, самостоятельно воспользоваться туалетом, убрать за собой в ванной, расстелить себе постель вечером и заправить её утром.

Конечно, стоит хвалить ребёнка на самостоятельные проявления, за старание что-то сделать самому, за то, что он хочет взять на себя ответственность. По возможности лучше не доделывать то, что он может сделать или доделать сам. По крайней мере, у него на глазах, напоминая ему, что он ничего без мамы не умеет.

Некоторые родители рассказывают ребёнку про будущую школу с большим восторгом, так что дети начинают думать, что поход в школу — это непрерывный праздник. На входе их ждёт большое разочарование: школа совсем не праздник, а большая работа, которая, правда, может быть очень интересной. Разговаривая с ребёнком про школу, рассказывайте правду: там можно многому научиться, если слушать учителя, читать книги, познакомиться с новыми детьми, но придётся много трудиться, учить уроки. Идти в школу — это повод для гордости, показатель того, что ты растёшь и взрослеешь.

Для мамы ребёнок-первоклассник — это тоже новая ступень материнства и ответственности. Одна моя приятельница, родив третьего ребёнка и отдав старшего в первый класс, сказала: «Не понимаю, зачем дают мамам декрет в первый год жизни? Он же только ест и спит — почти и делать ничего не надо. Надо давать декрет, когда ребёнок идёт в первый класс — ужас, сколько работы!»

Обучая ребёнка навыкам самостоятельности перед школой, мы одновременно учим себя отпускать его, доверять его умениям, разрешаем ему и себе взрослеть.

Другие статьи Анны Скавитиной:

Перестаньте «дружить» со своими детьми

9 советов, которые помогут вернуться к школьному режиму после каникул

5 главных отличий современного ребенка от детей прошлых лет


Фото: Shutterstock.com

ЭКСПЕРТ:
Анна Скавитина
Психолог, аналитик, член IAAP (International Association of Analytical Psychology), супервизор РОАП и Института Юнга (г. Цюрих), эксперт журнала «Psychologies»
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Хотите отправить нам сообщение?

Перейти