8 августа 2018
Перестаньте «дружить» со своими детьми

Современные мамы и папы изо всех сил стараются быть со своими детьми на одной волне. Но оказывается, результат такого воспитания может сильно разочаровать родителей в будущем. Почему детям нужна не дружба со взрослыми, а иерархия в семье, рассказывает эксперт «О!» Анна Скавитина.

Анна Скавитина, психолог, аналитик, член IAAP (International Association of Analytical Psychology), супервизор РОАП и Института Юнга (г. Цюрих), эксперт журнала «Psychologies»
Анна Скавитина, психолог, аналитик, член IAAP (International Association of Analytical Psychology), супервизор РОАП и Института Юнга (г. Цюрих), эксперт журнала «Psychologies»

В последнее время часто слышу, что родители, чаще мамы, хотели бы дружить со своим ребенком. Им бы хотелось, чтобы ребенок мог поделиться с ними самым сокровенным, поговорить на любую тему, чтобы у детей и родителей были похожие интересы. Обычно такие идеи возникают у женщин, чьи отношения с собственными мамами, нынешними бабушками, не особенно сложились. И теперь им очень хочется изменить ситуацию, быть не такой, как мама, дать ребенку то, что не доставалось им самим в детстве. Детская мечта о прекрасных отношениях с мамой теперь переносится на свою семью: «Я стану той мамой, о которой сама мечтала».

Моя мама мне все запрещала — я буду все разрешать, моя мама меня не обнимала — я буду обнимать ребенка все время, моя мама не говорила со мной на важные мне темы — я сама буду говорить со своим ребенком обо всем, что его волнует.

После жесткого воспитания детей в предыдущих поколениях современная «вольница» — это глоток свежего воздуха. Нынешнее поколение «невоспитанных детей» впитывает совсем другие ценности: они не такие послушные, как раньше, они имеют свое мнение обо всем и высказывают его тогда, когда хотят, а не тогда, когда попросили, они знают слово «хочу» и спрашивают «зачем?», если им говорят «надо». У нас растет поколение детей, к которым с рождения относятся как к личностям. А это абсолютно новое явление в истории человечества.

До эпохи Возрождения к детям относились почти как к домашним животным. Рожали много, смертность была высокая, за прегрешения били, с раннего детства отправляли трудиться: помогать по хозяйству, присматривать за младшими, за скотом. Избивали даже королевских детей, по крайней мере, во французских исторических источниках немало свидетельств этих фактов. Дети, часто и мальчики, и девочки носили платья, только лет с 5−8 мальчиков начинали одевать в короткие штанишки. Как только ребенок становился подростком, одежда менялась на взрослую, а человек, в дополнение к обязанностям, обретал права. С 19 века ситуация начала медленно меняться, жесткая сегрегация ребенка стала уменьшаться, и дети потихоньку переставали быть существами второго сорта. А вот серьезные изменения начали происходить только в середине 20 века, то есть совсем недавно, во времена нынешних бабушек.

Сегодняшних младенцев можно увидеть в джинсах и галстуке-бабочке. И хотя внешне сегрегация уменьшалась, семейные системы все равно продолжали функционировать в жесткой иерархической системе. Патриарх (или матриарх) — наверху, остальные — снизу. Чтобы система нормально работала, должны быть механизмы для удержания власти. Основной механизм — сила. Стукнул кулаком по столу или ремнем по пятой точке, показал, кто тут авторитет — система работает, дети боятся и слушаются.

Современное поколение старательно уходит от насилия как от способа удержания власти. Родители, прошедшие через этот опыт сами, не хотят повторять его со своими детьми.

Избегая насилия, мамы и папы отказываются и от системы семейной иерархии со своими детьми, хотя члены семьи изначально находятся в неравных социальных позициях: маленькие зависимы от взрослых. Младенцы не выживут без родителей, а дружба в условиях, когда один зависит от другого, получается не очень взаимной. Зависимому человеку трудно дружить с тем, от кого он зависит, особенно если речь идет не только о материальном аспекте. Дружба — это про равные отношения. Думаю, именно в таком проявлении дружба детей и родителей возможна, когда дети вырастают и уходят из родительской семьи в свою, сумев преодолеть финансовую и эмоциональную зависимость.

Мне кажется, что-то, что сегодняшние родители называют «дружбой с детьми» — это скорее семья, в которой родители удерживают власть без насилия. И сразу возникает много вопросов: а надо ли вообще удерживать власть? А чем плоха анархия? Если надо, то на каких основаниях, кроме силы, остальные члены семейной системы будут соглашаться идти за лидером? Как сделать семью командой?

Есть много семей, которые отвечают на эти вопросы для самих себя, пробуют, экспериментируют. Родителям важно знать, какое выбрать семейное устройство: патриархальное или анархически-демократическое, чтобы можно было быть твердо уверенными, что дети вырастут успешными и счастливыми. К сожалению или к счастью, жизнь намного богаче, чем схема, и мы должны признать, что однозначного ответа на этот вопрос вам никто не даст. Каждая семья выбирает свой путь, находя баланс между жесткой иерархией и демократией. Но есть оборотная сторона дружбы с детьми, против которой психологи точно возражают. Это не дружба, а использование ребенка в своих целях.

Женщина на консультации жалуется: «Вот скажите, я хочу дружить с ребенком, прошу его все-все мне рассказывать, а он не хочет. Молчит, запирается. Я же ему все рассказываю!»

Спрашиваю: «А что значит — все-все рассказываете?»

«Ну, например, какие у меня отношения с моими любовниками, кто из них лучше в интимных вопросах, ему ведь важно учиться тому, как с женщинами обращаться, совета у него спрашиваю».

Это точно не дружба со своим ребенком! Это использование ребенка, это совращение, это вторжение.

Отношения с ребенком — игра в одни ворота. Вы тут взрослый, заботящийся, сильный, умный человек, способный всегда поддержать. Такой человек, который нужен ребенку для выживания и развития. Вы — отдающая сторона, он — принимающая. Свои интимные вопросы стоит обсуждать на стороне со взрослыми друзьями или в соцсетях под чужим именем. А ребенку позвольте иметь собственные секреты, которые он будет обсуждать со своими сверстниками.

Если говорить о моем выборе, то мне кажется, что легче создать хорошие отношения между детьми и взрослыми, в которых есть уважение личного пространства друг друга и взаимопомощь в нужных ситуациях за счет авторитетного, основанного на родительских компетенциях и чувствительности, но не авторитарного стиля родительства, основанного на силе и вторжении. И если именно это родители будут называть дружбой с детьми, то в таком мире хочется жить.

Фото: conrado/Photobac/altanaka/Shutterstock.com

Анна Скавитина
Психолог, аналитик, член IAAP (International Association of Analytical Psychology), супервизор РОАП и Института Юнга (г. Цюрих), эксперт журнала «Psychologies»
Читайте также:
5 советов психолога родителям, чьи дети не рады первому сентября
1 сентября 2018
5 советов психолога родителям, чьи дети не рады первому сентября
Как мотивировать маленького «нехочуху».
Стресс тормозит развитие: как помочь ребенку адаптироваться к школе
21 августа 2018
Стресс тормозит развитие: как помочь ребенку адаптироваться к школе
Советы, которые помогут сохранить здоровье ребенка и ваши нервы.
Кто виноват и что делать: почему дети ругаются матом
16 августа 2018
Кто виноват и что делать: почему дети ругаются матом
7 полезных советов психолога, которые помогут справиться с дурной привычкой.
Как помочь ребёнку адаптироваться к школе: общие правила для родителей
15 августа 2018
Как помочь ребёнку адаптироваться к школе: общие правила для родителей
Психологическая подготовка к первому классу.
Ребенок-левша: особенности развития и обучения
13 августа 2018
Ребенок-левша: особенности развития и обучения
Помогите ему улучшить свои сильные стороны
В школу в 6 лет: мнение психолога
13 августа 2018
В школу в 6 лет: мнение психолога
В каком возрасте лучше идти в первый класс?
7 противоречий в воспитании, которые мучают современных мам
9 августа 2018
7 противоречий в воспитании, которые мучают современных мам
Главные дилеммы нашего времени.
3 важных вопроса о раннем развитии
7 августа 2018
3 важных вопроса о раннем развитии
Отвечает психолог Лариса Суркова.
Как правильно извиняться перед ребёнком
6 августа 2018
Как правильно извиняться перед ребёнком
Умение признавать свои ошибки только укрепит ваш авторитет.
Элен Запашная: «Аскольд — самый лучший папа на свете!»
3 августа 2018
Элен Запашная: «Аскольд — самый лучший папа на свете!»
Интервью с супругой известного дрессировщика Элен Запашной.
5 секретов крепкой детской дружбы
30 июля 2018
5 секретов крепкой детской дружбы
Научите своего ребёнка дружить.
Тест: попробуй угадать значение этих устаревших слов
28 июля 2018
Тест: попробуй угадать значение этих устаревших слов
10 слов, которые заставят тебя подумать!
Эти игрушки обязательно должны быть у каждого ребенка
27 июля 2018
Эти игрушки обязательно должны быть у каждого ребенка
От погремушек — к сложным конструкторам.
Правила жизни «ленивой мамы»
26 июля 2018
Правила жизни «ленивой мамы»
Как вырастить самостоятельного ребенка?
«Есть целый пласт вещей, который может дать только папа»: гости программы «О! Дети» рассказывают, в чём заключается главная роль отца
23 июля 2018
«Есть целый пласт вещей, который может дать только папа»: гости программы «О! Дети» рассказывают, в чём заключается главная роль отца
Какую роль отец должен играть в воспитании сына и дочери? Отвечают гости студии «О! Дети».
5 родительских слабостей, которые убивают будущее наших детей
12 сентября 2017
5 родительских слабостей, которые убивают будущее наших детей
Эта статья облетела весь мир и была прочитана 5 миллионов раз!
Разрешите своим детям скучать
6 сентября 2017
Разрешите своим детям скучать
И вы увидите, что произойдет...
5 техник, которые помогут справиться с детской завистью
5 сентября 2017
5 техник, которые помогут справиться с детской завистью
Как научиться управлять этим чувством?