4 сентября 2017
Личный опыт: «Невероятная новость про домашнюю работу: ее в финской школе не проверяют!»

«О!» уже рассказывал, как устроены школы и детские сады в Испании, Латвии и даже Китае. Мы узнали, в какой стране на полдник дают бутерброды с салом и луком и где дети работающих родителей могут посещать ночную детсадовскую группу. А в сегодняшней статье речь пойдет о лучшем в мире образовании — финском. Два года назад журналист Андрей Шилов выпустил книгу о жизни в этой стране. Одна из глав книги как раз посвящена финским школам. С разрешения автора мы публикуем самые интересные отрывки.

Андрей Шилов
Андрей Шилов

В России очень мало говорят про образование в Финляндии. Наверное, финны сознательно его не продвигают, ведь это продукт для внутреннего потребления.

Как устроены школы в Финляндии

В 6 лет финские дети идут в подготовительные классы при школах. Такой учебный год — самый простой, больше похожий на садик, без уроков, с играми, рукоделием и частым гулянием на свежем воздухе. Сама подготовительная школа с 8:15 и до обеда бесплатная, а дальше — продленка до 17:00 за деньги (у нас было 158,4 евро в месяц). Большинство родителей выбирает этот вариант, потому что куда денешь ребенка в середине дня? Сложно представить себе работу до обеда, после которой ты сможешь сидеть дома с детьми.

В первом и втором классе продленка дешевле — 120 евро в месяц (дальше есть не всегда). Но туда надо еще успеть записаться: мы как-то опоздали с сыном в школьную группу продленного дня, пришлось записываться… на детской площадке! Площадка была через пару кварталов от школы, при ней был домик, вполне современный, с вешалками для верхней одежды, туалетами, большой комнатой со столами, стульями, игрушками, бумагой и карандашами — в общем, можно было проводить время и внутри. Но обычно дети были именно на площадке — в сопровождении пары взрослых педагогов.

Один прием пищи в финской школе бесплатный. Назовем его «обед», хотя столовая одна и расписание составляют для параллелей. У сына сейчас в школе «обед» начинается в 11, и домой в 15 или в 16 часов он приходит голодный. Еда — хм, как сказать… Разная бывает еда. Я слышу всякие отзывы. Но в этом школы не выделяются из сложившихся правил финского общепита. Важно то, что еда все-таки бесплатная и организованная: родители могут быть уверены, что ребенок в школе поел. В интервью мэр Хельсинки Эва-Рита Сиитонен мне заявила:

В Финляндии уже 60 лет детей в школах кормят горячей едой, так что маме не нужно оставаться дома и готовить для ребенка. Я думаю, это больше способствовало участию финских женщин в рабочей жизни, чем какие-то политические демонстрации.

Первый класс в финской школе

Уроки в первом классе — c 8:15 и до 12:15 или 13:00. У сына-шестиклассника учеба начинается в 8:30 или в 9:15 — а заканчивается попозже, то в 13:30, а то и в 15:30. Финские школьники не учатся по субботам и среди учебного года у них много каникул: осенние, рождественские, «лыжные» (в феврале), пасхальные и cамые большие — летние, они длятся два месяца. Единой даты начала учебы вроде нашего первого сентября нет: новый учебный год начинается вместе с осенним холодом и дождями во вторую неделю августа. Церемоний в стиле «Здравствуй, школа!» по этому случаю ни для «подготовишек», ни для первоклашек не проводят — и это кажется неожиданным для такой церемониальной страны. Да, Финляндия — страна церемоний, но не страна торжественности. Пышно и громко — это точно не про финнов. Во всем простота, даже сдержанность. Практично. По делу. Надо учиться — пришли и учимся.

В Финляндии ребенок обязан пойти в первый класс осенью того года, в котором ему исполняется семь лет. Сын у нас в Берлине влился в школьную систему раньше (так получилось), и после переезда в Финляндию оказалось, что по финским правилам ему по возрасту надо идти во второй класс, хотя он в Германии во втором классе уже отучился. Никакие наши доводы система не приняла — мальчишке пришлось второй раз учиться во втором классе.

Перед началом учебы устраивают специальное родительское собрание. Рассказ о своем ребенке там не услышишь — это не происходит при других родителях, только тет-а-тет (15-минутные встречи родителей с учителем устраивают в определенный момент в учебном году). На общем собрании в середине года могут упомянуть чью-то проблему или какой-то конфликт, но опять же не назовут имен. В разговоре для всех говорят о программе, о каких-то школьных мероприятиях, дают установки — что важно для родителей в этом году. У нас, родителей первоклассников, собрание началось с того, что каждого попросили встать, представиться и в двух словах рассказать о своем ребенке.

Родителям первоклассников, среди прочего, раздают памятки. Моя жена рассказывает, что было важного в памятке для нас: «Подбадривайте своего ребенка. Следите, чтобы у него был организованный ритм жизни, обеспечьте ежедневно пять приемов пищи и хотя бы раз в день ешьте всей семьей. Расспрашивайте ребенка о том, как идут дела. Отслеживайте, чтобы его в школе не травили одноклассники».

Особенности образования

Школ в стране много, второй смены нет, в классе обычно человек двадцать. Когда говорят, что Финляндия высоко ценит образование, то видно это как раз на таких примерах: здания школ в хорошем состоянии, нужен ремонт — делают ремонт, с родителей деньги на это не собирают. Вот у сына сейчас ремонтируют в школе спортзал. Прошлый ремонт был совсем недавно, во время каникул, но что-то там не получилось, и в середине года затеяли его снова. Директору радость, учителю физкультуры наверняка головная боль (с каждым классом он ездит в крытый спортивный центр на сдвоенный урок), но недофинансирования школы точно нет.

Оснащенность школ разная, но определенный минимум, например, компьютеры, везде есть. Мой сын с завистью смотрел видеоматериалы, которые я снял в трех часах езды от Хельсинки, в глубокой финской провинции — там ученикам на уроке географии раздали айпады, они вместе искали по координатам здание своей школы на Google Maps. Такие роскошества все-таки не у всех, и вот читаю историю в местной прессе: учитель в каком-то поселке обратился к местному бизнесу за помощью — так ему для уроков бизнесмены скинулись и купили айпады. Тут же в газете результаты научного исследования: обучение с айпадами более эффективное. Да кто бы сомневался.

У нас был разный опыт с финскими школами. Я уж точно не скажу, что все они идеальные — ту, где сын учился поначалу, вспоминаю с тихим ужасом — и учителя нам не нравились, и одноклассники были явно не того круга, что наш сын… Но ведь есть что-то присущее всем финским школам. И хорошим, и не очень — какой-то финский подход к школьному образованию. Финны часто говорят о том, что создают ученикам мотивацию и что за теми остается свободный выбор. Например, ученики одеваются во что хотят, школьной формы нет. В старших классах они могут свободно выбирать предметы и, соответственно, экзамены. Вообще здесь другое отношение к дисциплине. Cтрогости, грозности в образе учителя или директора в школе совсем нет — есть уважение и авторитет (хотя кого-то любят больше, кого-то меньше). Очень редко случается, чтобы учителя на учеников кричали. Разумеется, никого указками не бьют. Cовсем нет в школе муштры, нет жесткости — так сказать, образование без стресса. Я бы даже добавил, образование вообще без напряжения и без конкуренции.

Дневников в школе нет. Учебники школа выдает бесплатно, в них можно и нужно рисовать, писать, чиркать, обводить кружочками — короче, половина работы делается прямо на странице учебника. В младших классах в учебниках есть постоянные герои: у дочки сейчас в первом классе на каждой странице учебника математики живет компания: зайчик, белочка, собака, две лисы — все с именами — и в заданиях нужно разбираться, кто кому сколько дал орехов, как разделить между ними грибы и прочее.

Финских школьников явно не заставляют читать книги. Отдельного предмета «Чтение» просто нет — и только на уроке финского языка, среди прочего, у сына за год проходят четыре книги (их нужно прочесть, потом написать по ним небольшие сочинения). Литература — вещь факультативная, и тех, кто хочет, в начале года заносят в специальный список соискателей «Диплома читателя». Ученики получают список из 12 «категорий» — юмористические книги, научная фантастика, фэнтэзи, путешествия, отдельно у сына в прошлом году была категория «Путешествия во времени», и так далее. Дают им адрес в Интернете, где по каждой категории находишь большой список книг (как финских, так и переводных с других языков). За год доброволец должен прочесть эти двенадцать книг и написать по ним сочинения — а в конце года специальную тетрадочку с отчетом сдают учителю. Таким любителям чтения вместе с документом об окончании учебного года выдают «Диплом читателя» с оценкой. Мы с сыном, конечно, читаем и русскую литературу, но это уже не школьная программа (мы еще российскую историю и географию учим, а куда деваться? В финской школе же таких подробностей нет).

Вот еще про «Диплом читателя»: у сына в пятом классе такие дипломы получили (кроме него) только несколько девочек. От многих финнов я слышал, что девочки, мол, конечно, учатся лучше. Мне всегда казалось, что школьные успехи не зависят от пола — и когда я сам учился в школе, вот уж точно не было явного разделения на отличниц-девочек и так-себе-мальчиков (в десятом классе золотые медали вместе со мной получали и те, и другие). Но по финской статистике, девочки и правда учатся заметно лучше мальчиков! В знаменитом международном тестировании школьников PISA среднее количество баллов, которое набрали финны, было 529. Но это среднее число, а если посмотреть отдельно, то средний балл у девочек был 543, а у мальчиков — 516! То ли финские девочки и в самом деле умнее мальчиков, то ли местная система образования девочкам больше подходит.

И еще замечу: система современного финского образования создавалась в стране мононациональной. Этим она сильно отличается от многих других — и потому не везде ее можно перенять. В последних результатах PISA у финнов была одна всерьез отстающая группа — иммигранты первой волны. В среднем их уровень оказался на два класса ниже, чем у остальных учеников-финнов. Это показывает, что финской школе нужно меняться, иначе знаменитое равенство возможностей останется только на бумаге.

Система оценки знаний

Теперь невероятная новость про домашнюю работу: ее в финской школе не проверяют и никогда за нее не ставят оценки! Я к этому так и не могу привыкнуть. Вот сделала дочка все по математике — на следующий день спрашиваю ее: «Что сказали? Все правильно?» — «А учитель не смотрел». Свобода. Сделал, не сделал — получается, это важно только ученику и его родителям.

До шестого класса оценок вообще никаких не ставят. «Я и так знаю, кто как учится», — замечает знакомая учительница. В шестом классе сыну, наконец, начали ставить оценки, и выяснилось, что высшая отметка здесь не привычная нам пятерка, а десятка. Когда сын приносит домой проверенные контрольные, у меня в голове включается «обменный пункт»: 10 — это наши «пять с плюсом», «молодец», «блестяще». Такую оценку дают редко и рассчитывать на нее каждый раз бессмысленно, учитель так постоянно делать не будет. 9 — это просто «пятерка», 8 — «пять с минусом» или «четыре с плюсом», когда могут быть мелкие недочеты, но общий уровень работы хороший. 7 или 6 — уже не очень, это «четверка», «четверка с минусом» или даже «трояк». Ниже оценок я не встречал — сын старается, но думаю, их и правда редко ставят. И если в нашей школе фактически есть четыре оценки (5, 4, 3 и 2), то у финнов их шесть (10, 9, 8, 7, 6 и 5). Формально есть даже «4» (вроде нашего «кола»), но одна финская учительница призналась мне, что директор просил их не ставить «4», такие оценки плохо влияют на репутацию всей школы.

«Послушай, — как-то спросил я сына, — но если устно отвечать, у доски, ведь учитель должен сказать, что он ставит за ответ?!» «А нас к доске раньше и не вызывали, — смеется сын. — В Финляндии столько интровертов, что если попросить кого-то выйти и говорить перед всем классом, многие испугаются и будут бормотать — бу-бу-бу — никто ничего и не услышит!» Сейчас, в шестом классе, они все-таки отвечают вслух, но оценок за это так и не ставят.

Читайте также:

Почему стоит обязательно научить ребенка шахматам

Личный опыт: «В испанских школах игра на флейте — обязательный предмет!»

Делай с ребёнком что хочешь, лишь бы мама отдохнула: почему этот тренд не работает

Текст: отрывок из книги Андрея Шилова «Финляндия. Пора менять место жительства»

Фото: Nataliya Dorokhina/LightField Studios/goodluz/spass/Shutterstock.com

Читайте также:
Личный опыт: я — взрослый дислектик
21 мая 2018
Личный опыт: я — взрослый дислектик
Трудности обучения не мешают получать знания.
Тест: что ты знаешь о мировых музеях?
19 мая 2018
Тест: что ты знаешь о мировых музеях?
Некоторые вопросы очень каверзные.
Личный опыт: мои дочери учатся в школе для одаренных детей
14 мая 2018
Личный опыт: мои дочери учатся в школе для одаренных детей
И родителям эта школа нравится не меньше, чем детям.
«Я не согласен»: научите ребенка спорить
4 мая 2018
«Я не согласен»: научите ребенка спорить
Покажите ему, как вести дискуссию по правилам.
Как помочь ребенку не запутаться во Всемирной паутине
26 апреля 2018
Как помочь ребенку не запутаться во Всемирной паутине
Защитите своих детей от киберугроз.
10 причин выбрать для первоклассника программу «Школа России»
23 апреля 2018
10 причин выбрать для первоклассника программу «Школа России»
Полезная информация для родителей будущих первоклассников!
10 интересных фактов о цирке
21 апреля 2018
10 интересных фактов о цирке
Хотите стать настоящим волшебником? Смотрите и учитесь!
Личный опыт: у меня семеро детей, и я счастлива
16 апреля 2018
Личный опыт: у меня семеро детей, и я счастлива
У нашей сегодняшней героини шесть сыновей и одна дочь.
5 плюсов электронного учебника
16 апреля 2018
5 плюсов электронного учебника
А вы задумывались об этом?
Личный опыт: мой сын занимается спидкубингом
9 апреля 2018
Личный опыт: мой сын занимается спидкубингом
То есть собирает кубик Рубика за считаные секунды!
Проверьте, готов ли ваш ребенок к школе?
2 апреля 2018
Проверьте, готов ли ваш ребенок к школе?
На заметку мамам будущих первоклассников.
Личный опыт: моя дочь — батутистка
26 марта 2018
Личный опыт: моя дочь — батутистка
Ребенок хочет прыгать выше головы? Его ждут в секции спортивного батута!
11 классных детских музеев России
25 марта 2018
11 классных детских музеев России
Подборка мест, где понравится и большим, и маленьким.
Личный опыт: мой сын — хоккеист
19 марта 2018
Личный опыт: мой сын — хоккеист
И это делает его по-настоящему целеустремленным.
4 фактора, которые влияют на успешность ребенка в школе
19 марта 2018
4 фактора, которые влияют на успешность ребенка в школе
Как помочь первокласснику адаптироваться в коллективе.
7 мнений психологов о домашнем обучении
14 марта 2018
7 мнений психологов о домашнем обучении
Хорошо это или плохо?