«Оранжевая корова». Мультсериал«Оранжевая корова». Мультсериал
0+
10:30
«Оранжевая корова». Мультсериал
«Весёлый алфавит»«Весёлый алфавит»
0+
13:10
«Весёлый алфавит»
«Суперкрылья. Мировые защитники». Мультсериал«Суперкрылья. Мировые защитники». Мультсериал
0+
13:15
«Суперкрылья. Мировые защитники». Мультсериал

«Я вас не знаю»: правила детской безопасности


«Никогда не разговаривай с незнакомцами!» —  мы напоминаем детям об этом правиле едва ли не так же часто, как о необходимости мыть руки перед едой и переходить дорогу только на зеленый свет. Мы хотим, чтобы ребенок не только запомнил это правило, но и понимал, для чего оно нужно и что будет, если его нарушить. Очень важно донести эту мысль так, чтобы ребенок не воспринимал мир как враждебный и полный опасностей. Как научить ребенка нормальному, здоровому недоверию к незнакомцам и при этом не напугать его? Рекомендациями делится Лия Шарова, руководитель Школы безопасности «Стоп Угроза».

Лия Шарова, педагог, руководитель  Школы безопасности «Стоп Угроза»
Лия Шарова, педагог, руководитель Школы безопасности «Стоп Угроза»

Когда и как говорить

Практика показывает, что у детей проблемы с личными границами начинаются с 3−4 лет. Одни малыши очень общительные и активные, готовые первому встречному рассказать все-все, другие любят убегать от родителей и при этом легко идут на контакт с незнакомцами, принимая от них конфеты и что-нибудь еще. Как только вы понимаете, что проблема есть, можно начать разговаривать с ребенком о его личной безопасности.

Очень важно, чтобы эти разговоры не проходили в форме поучительных бесед, которые могут напугать ребенка и внушить ему страх перед миром. Пусть это будут диалоги, которые можно вести прямо во время прогулки или при просмотре мультика, то есть между делом. Достаточно двух-трех минут, в течение которых вы расскажете малышу о том, какими бывают люди, кому можно доверять, а от кого стоит держаться подальше.

Спрашивайте ребенка: «Как ты думаешь, как плохой человек может увести ребенка с детской площадки? Как можно обмануть малыша? Что может предложить незнакомец, чтобы мальчик или девочка согласились за ним пойти?» Когда вы на улице, предложите ребенку осмотреться и определить, кто их прохожих ему нравится, а кто нет, кто вызывает доверие, и объяснить свой выбор. Практически все дети доверяют пожилым людям, причем маленький ребенок в эту категорию относит даже сорокалетних.

Если мы устанавливаем правила, мы обычно объясняем, для чего это нужно. Если мы говорим ребенку, что с незнакомыми людьми не нужно вступать в контакт, стоит рассказать, что это опасно, но без жестоких подробностей. Мягко поясните: «Бывают случаи, когда детей крадут у их родителей, чтобы оставить себе или получить выкуп». Детям достаточно этой информации, чтобы понять: незнакомцы могут быть опасны. Когда вы поясняете ребенку, как нужно переходить дорогу, вы делаете это максимально простым языком, чтобы он понял и запомнил. Так же и с разговорами о личной безопасности: не усложняйте и не поучайте. Ваша задача — не напугать ребенка, чтобы он держался подальше от незнакомцев, а рассказать ему о рисках и, что немаловажно, о том, как он может себя обезопасить.

Расскажите ребенку о том, что некоторым незнакомым взрослым доверять можно. Если он потерялся, нужно осмотреться по сторонам и зайти в первое попавшееся учреждение: аптеку, магазин, банк, полицию. Там можно обратиться за помощью к людям в форме — сотрудникам. Изобразите эту ситуацию в виде игры: «Представь, что ты потерялся и зашел в аптеку. Я — аптекарь. Что ты мне скажешь?» В такой легкой форме дети быстро запоминают алгоритм действий.

Если ребенок потерялся там, где поблизости нет магазинов или аптек, проговорите, к кому он может обратиться. Пусть он сам выскажет свою точку зрения, а вы затем аккуратно подведете его к мысли о том, что среди незнакомцев самые безопасные —  это женщины с детьми, семьи, бабушки.


Что говорить

Не стоит в своем разговоре делить всех людей на хороших и плохих, добрых и злых, порядочных и преступников. Лучше говорить о том, что есть свои, а есть чужие. Можно взять лист бумаги и нарисовать на нем вместе с ребенком так называемые круги доверия, каждый — своего цвета. В первый круг мы помещаем членов семьи и непосредственно ребенка. Второй круг по соседству — это все знакомые взрослые, и их у малыша 4−5 лет будет не очень много. Все остальные люди, посторонние, незнакомые, —  в третьем кругу, и с ними лучше не вступать в контакт, если рядом нет родителя.

Расскажите ребенку, чем отличаются эти круги: со знакомыми взрослыми можно общаться, но принимать от них подарки, идти куда-то вместе с ними позволено только с разрешения родителей. Семья — это единственные люди, которые могут обнимать и целовать ребенка, сажать его на коленки, чем-то его угощать, но при этом малыш не обязан принимать их знаки внимания. Если ему не нравится, что какая-то пожилая родственница пытается его зацеловать, он имеет право выразить свое несогласие.

Рассказывая о третьем круге, куда мы поместили всех посторонних, донесите до ребенка следующую мысль: «Мы, воспитанные и порядочные взрослые, не подходим к незнакомым детям, не трогаем их и ничего не предлагаем. Мы можем приблизиться к чужому ребенку только в том случае, если он попал в беду, заблудился, его кто-то обижает».

Почему это важно? Потому что мы воспитываем детей в уважении к старшим. Для собственной безопасности ребенка важно, чтобы у него было моральное право перестать быть вежливым в некоторых случаях. И если взрослый сам невежлив, то есть нарушает правила, о которых мы сказали, у ребенка есть моральное право самому забыть о манерах и повоспитывать этих дядю или тетю. Каким образом? Ребенок должен ответить им: «Я вас не знаю и не стану с вами разговаривать и уж точно никуда не пойду».

Если ребенок вас не послушался

Вполне возможно, что на ваших глазах к ребенку подойдет незнакомец, и тот, несмотря на проведенные беседы, откликнется. Не нужно его за это ругать и наказывать. Мягко спросите, почему он так поступил, ведь вы же обговорили правила. Возможно, ребенок зажат, не может отказаться взрослому — нужно проработать этот вопрос. Он решил, что этот взрослый хороший и с ним можно говорить? Поговорите с малышом о том, что плохие люди могут выглядеть по-разному. Маленькие дети в один голос говорят, что преступник — это исключительно мужчина страшной наружности, одетый в черное, с пистолетом. Как такой человек может замаскироваться, чтобы не выдать себя и обмануть ребенка? Задавайте наводящие вопросы, пока малыш сам не придет к выводу, что опасный человек может быть одет так же, как все вокруг, вежливо говорить.


Как вести себя на улице

Считается, что улица полна опасностей. Это верно лишь отчасти: она может быть безопасным пространством, если ребенок использует два вида оружия — быстрые ноги и громкий голос. Если малыш побежит и закричит, то любой преступник тут же сам обратится в бегство, чтобы не быть раскрытым. Пусть во время прогулок ваш ребенок «тренируется», то есть кричит и бегает вволю — современные дети очень зажаты, потому что родители постоянно призывают их к порядку. Ребенок должен понимать: если ему будет нужна помощь, он не должен стесняться.

Как помочь ребенку сохранить доверие к миру

У ваших детей должно быть здоровое, разумное недоверие к окружающему миру и понимание того, что в нем есть опасность, но от нее можно защититься. Если вы не нагнетаете страх, не рисуете ребенку ужасные картины, что с ним будет, если он возьмет конфетку от незнакомца, будьте спокойны: он не утратит доверия к миру и не начнет всего бояться. Будьте аккуратны в выборе слов, объясняйте, а не пугайте, не показывайте собственного страха. Ваша задача — научить ребенка основам безопасной жизни в мире, а не изоляции от реальности.

Читайте также:

3 секунды до беды: правила детской безопасности в городе

5 опасностей, которые подстерегают детей в Интернете

Послушный ребенок: за и против

Фото: Haywiremedia/Dmytro Zinkevych/Tomsickova Tatyana/Shutterstock.com

Хотите отправить нам сообщение?

Перейти