«Суперкрылья. Мировые защитники». Мультсериал«Суперкрылья. Мировые защитники». Мультсериал
0+
13:15
«Суперкрылья. Мировые защитники». Мультсериал
«Турбозавры». Мультсериал«Турбозавры». Мультсериал
0+
14:00
«Турбозавры». Мультсериал
«Три кота». Мультсериал (С субтитрами)«Три кота». Мультсериал (С субтитрами)
0+
16:00
«Три кота». Мультсериал (С субтитрами)

«Настраивайте на удовольствие от процесса»: гости программы «О! Дети» объясняют, как выбрать кружок для ребёнка

Седьмой выпуск программы «О!Дети» был посвящен теме правильного подбора кружка для ребёнка. Как определить, к чему у малыша есть способности? Где найти преподавателя, который сможет их развить? Как много может быть кружков и как часто их можно менять?

Главный редактор телеканала «О!» Анна Шнайдер и её гости вместе искали ответы на эти и другие актуальные для родителей вопросы. Представляем вам текстовую версию этой дискуссии.

Анна Шнайдер: Здравствуйте, я Анна Шнайдер, главный редактор детского познавательного телеканала «О!». А это программа «О! Дети», наш совместный проект с «Одноклассниками». Мы говорим о развитии, образовании и воспитании детей и приглашаем к диалогу всех, кому это интересно. Так что пишите нам, оставляйте свои комментарии, задавайте вопросы, давайте искать ответы вместе!

Сегодня мы обсуждаем, как выбрать кружок для ребёнка. Вторая половина сентября, и дети, и родители адаптировались к школе и к детскому саду, привыкли к новому режиму. Появились силы и возможность осмотреться по сторонам, и выбрать что-то по душе. Что подходит именно вашему ребёнку, сколько должно быть этих кружков? Как часто их можно менять? Давайте искать ответы вместе. Я с удовольствием представляю наших сегодняшних гостей. Основательница, идейный вдохновитель продюсерского центра «Имена Продакшн» Диана Тевосова и психолог, популярный блогер Евгения Воробьёва.

Женя, здравствуйте! Вы как профессиональный человек, знаете все подводные камни, можете указать нам на какие-нибудь сложности в решении этой задачи, обозначить какие-то опасности.

Диана, а вы, с одной стороны, в этом бизнесе, потому что ваше заведение — это центр дополнительного образования. А, с другой стороны, у вас есть свой родительский опыт, потому что вы — мама двух девочек, правильно? Я читала в одном из интервью, что идея сделать свой центр у вас возникла тогда, когда вы не подобрали ничего подходящего для ваших детей. Так ли это? И если так, то что было не так с теми центрами, которые посмотрели? Чем они не подошли? Ведь на рынке так много всего.

Диана Тевосова: Я открывала центр, когда моей старшей девочке было три года. Я ходила, искала и видела, что не все люди в центрах работают согласно своему призванию. Очень много специалистов, которые просто пытаются заработать на этой сфере, и очень мало профессионалов, на самом деле. Когда я открывала компанию, безусловно, я учитывала, чтобы условия у детей были правильные, и были педагоги высоко профессиональные с хорошим опытом. Для меня важен был системный подход к воспитанию ребёнка. Я не очень люблю, когда существуют перекосы — только актёрка, только вокал или хореография. Очень важно системно подходить к ребёнку, тем более, что в младшем возрасте очень сложно определить, к чему именно предрасположен ребёнок. На рынке очень много людей, которые не понимают детскую психологию. Они пытаются детей развлекать. Из-за этого возникают психологические травмы, потом родители обращаются к таким специалистам как Евгения. И люди за головы хватаются, узнавая, в каких условиях проходили занятия. Здесь нужно подходить системно к воспитанию ребёнка и смотреть: действительно ли там профессионалы, отвечают ли они педагогическим требованиям и делают ли они свою работу согласно своему призванию?

Диана Тевосова, основательница детского продюсерского центра
Диана Тевосова, основательница детского продюсерского центра

Анна Шнайдер: А как вы занимались «экспертизой» детских центров? Есть же множество вариантов: поспрашивать подружек, можно сходить самой в ближайшие центры или посмотреть рейтинги в интернете.

Диана Тевосова: Для меня было принципиально важно, чтобы моего ребёнка не испортили. Когда я говорю про системный подход, я имею в виду то, что детям нужно правильно дать и психологическое образование, и интеллектуальное, и творческое, и духовное. И когда ребёнок станет многогранной, уверенной в себе личностью, наверно тогда можно говорить о том, что я ему помогаю, а дальше он сам выберет, куда ему уйти. Это может быть и актёрское направление, и вокальное, и политическое. Но это не то, что я ему сказала, а это то, что он сам выбрал. А выбрать он сможет тогда, когда я смогу ему в этом помочь на старте. Не я буду свои амбиции «вешать» на ребёнка и говорить, что я так вижу, а он сам внутренне это поймёт. Он попадёт в такую творческую атмосферу, где от него ничего не будут требовать и не просить, но в то же время будут развивать. Сейчас очень много центров, которые, действительно, просто вредят. Нужно сходить посмотреть на детей, пообщаться с родителями, вообще понять, нравится ли вам атмосфера, в которой ребенок будет заниматься.

Анна Шнайдер: Женя, у меня для вас довольно таки философский вопрос, но самый важный на старте, когда родители только подступаются к этой теме. Зачем в принципе детям нужны кружки? Некоторые мои друзья делятся на два крайних лагеря. Один лагерь — это те люди, которые считают, что наша реальность сейчас такова, что кружков должно быть много, иначе он не будет успешным и счастливым. Ко второму лагерю относятся те, которые считают, что много кружков — это забрать детство у ребёнка. Есть и те, которые пытаются в золотой середине что-то отыскать.

Евгения Воробьёва: Когда мы говорим про ребёнка и про выбор различных кружков, мы должны отталкиваться от интересов ребёнка. Даже не от способностей, которые у него есть, а именно от интереса. Отвечая на вопрос: «Зачем ребёнку кружок?», мы говорим про то, чтобы он там мог эмоционально разгружаться, если это ребёнок, который уже ходит в школу, а школа — это всегда стресс, даже детские сады иногда бывают достаточно серьёзным стрессом для ребёнка. То есть кружок — это то место, где ребёнок может отдохнуть, снять какое-то напряжение, заняться чем-то интересным, то есть получить какое-то хорошее, эмоциональное, позитивное подкрепление. Есть действительно два лагеря родителей и третий, который относят к золотой середине. Первые считают, что чем мы больше ребёнка нагрузим, чем у него будет больше возможностей что-то делать, тем он будет успешнее, но по сути такие родители рассматривают ребёнка как инвестицию, как некий проект. Диана правильно сказала, что нужно любить ребёнка и отталкиваться от его интересов, от того, что ему хочется.

Анна Шнайдер: Если ребёнок не хочет, а родители настаивают — это одна история. Я знаю другой подход: если мы ему не предложим такое образование, то он и не узнает, что это существует и давайте-ка мы ему предложим не один кружок. Пусть он узнает, что кроме рисования есть шахматы, что можно ещё петь, а ещё можно на лошади кататься. Может быть посыл с хорошими намерениями.

Евгения Воробьёва, психолог, популярный блогер
Евгения Воробьёва, психолог, популярный блогер

Евгения Воробьёва: Нужно учитывать два момента. Первый — как ребёнок будет совмещать 25 кружков с учёбой в школе, потому что мы можем не учитывать нагрузку, которая идёт на ребёнка дополнительно. И нужно, чтобы эта нагрузка на ребёнка одновременно распределялась. Если ребёнок будет в стрессе, ему будет не до школы и не до кружков. Второй — про знакомство. Если ребёнку от трёх лет до семи, то ребёнку нужно похватать всё. Это тот возраст, когда у него главный вопрос: «Как?», «Как это или то устроено?». У него могут быть разные интересы. И, действительно, в этом возрасте, может быть, и не стоит ребёнка записывать в художественную школу. Здесь задача родителя состоит в том, чтобы познакомить с разными направлениями. Ребёнок может пробовать разное и бросать, для этого возраста это нормально.

Анна Шнайдер: То есть ребёнок через разные кружки больше понимает про себя самого и про окружающий мир. Для него это способ познания мира.

Диана Тевосова: Хотелось бы добавить насчет одного и другого лагеря. Те родители, которые записывают своего ребёнка на все секции, могут спровоцировать протест малыша. И мы тогда должны понимать, что мы не воспитываем успешную личность, мы воспитываем менеджера среднего звена — это ребёнок-исполнитель. Не нужно ждать того, что он будет самостоятельной личностью. С другой стороны, мне приводят детей, которые занимаются в домашних условиях, с нянями, и малыши не знают элементарных, базовых вещей. Сейчас дети другие, это нужно учитывать. У нас дети сейчас мыслят иначе, у них клиповое мышление, понимаете. Не учитывать это мы не можем. Нужно выбрать такую золотую середину, чтобы учесть и пожелания ребенка.

Анна Шнайдер: Может ребёнка лучше отдавать в спорт? Женя, как вы считаете?

Евгения Воробьёва: Когда мы говорим про спорт, мы говорим про какие-то способности. Если у ребёнка есть способности, то есть смысл замотивировать ребенка, заинтересовать. Тогда интерес и способности дают очень хорошие возможности, перспективу того, что ребёнок чего-то добьётся. Хотя, конечно, когда мы говорим про спорт мы должны учитывать и травмы и то, как ребёнок будет справляться с этим, если он в дальнейшем не сможет этим заниматься. Здесь ребёнка нужно нацеливать не на результат, а на удовольствие от процесса. Это относится ко всему дополнительному образованию. Нужно учитывать то, чтобы у ребёнка не было психологической травмы. Когда мы говорим про сопротивление, заставлять ребёнка или не заставлять — это воля родителя. Иногда же ребёнок может включать сопротивление по конкретным причинам: преподаватель не нравится или с друзьями в секции поругался. Можно договариваться. Допустим, «давай, ты будешь ходить в эту музыкальную школу ещё три-четыре месяца или год». В конце года ты скажешь, точно ты хочешь бросить или нет. За это время внутренние и внешние конфликты уладятся, уравновесятся.

Гости студии «О! Дети»
Гости студии «О! Дети»

Диана Тевосова: Родитель должен научиться ставить цель перед ребёнком. И в некоторых случаях нельзя у ребёнка идти на поводу — вытаскивать его из образовательного процесса. Ребёнок должен научиться доводить дело до конца. Это процесс, который выстраивается и со стороны педагога, и со стороны семьи. Когда нет мотивации внутри семьи, вырастает ребёнок, который не достигает никаких целей.

Анна Шнайдер: Диана, а для вас важно, чтобы дети, занимающиеся у вас, реализовывались, чтобы их приглашали на какие-то крупные проекты? Насколько это для вас необходимо?

Диана Тевосова: Здесь вопрос именно в духовных ценностях стоит. Условно говоря, важна мотивация ребенка, куда мы идём. Для меня успешность — это не цель, а средство для чего-то более большого и важного. То есть глобальная цель у него должна быть какая-то другая. И тогда это становится частью его характера, это его формирует. Мы объясняем детям, что съёмки и общение с интересными людьми — это опыт, который будет применен для более чего важного. А что это важное мы должны понять и найти. Общество его формирует, но не является самоцелью.

Анна Шнайдер: На что обращать внимание при выборе педагога? Может ли заслуженный артист быть хорошим педагогом?

Диана Тевосова: Для меня очевидно, что не каждый актёр может стать педагогом. Не факт, что актёр большой величины сможет общаться с детьми. Он может даже сказать вещи, которые могут отпугнуть ребёнка. Безусловно, он должен быть педагогом, он должен понимать детскую психологию. Он должен знать, как выходить из простых конфликтных детских ситуаций.

Анна Шнайдер: Сейчас появились центры для семейного времяпровождения. Как вам кажется, Евгения, эти кружки они все-таки больше для одного человека или могут смешиваться?

Евгения Воробьёва: Дети не любят, когда приходят родители. Может быть, это не совсем осознается, но их поведение в группе меняется. Когда родитель приходит в группу к детям, они начинают каждый проигрывать ту программу поведения, которую хотят видеть их родители. И педагог просто может быть шокирован. Хочу дополнить, когда мы говорим про мотивацию ребёнка к кружкам, мы должны смотреть на родителей, чем они интересуются в свободное от работы время.

Анна Шнайдер: По статистике, всего три процента людей определяются со своей профориентацией в детском возрасте. То есть, если ребёнок ходит на кружок, это не означает, что это может стать его профессией. Надо на это обращать внимание родителям?

Гости седьмого  выпуска «О! Дети»
Гости седьмого выпуска «О! Дети»

Диана Тевосова: Когда ребёнок ходит в какие-то творческие секции, он приобретает новые навыки, которые ему могут пригодиться в жизни. Он может стать великим спикером, телеведущим, политиком. Важно, что он станет уверенным в себе, будет чувствовать себя хорошо, не будет ничего бояться. У него будут явные цели, и он эти цели будет достигать. Вот в таком ключе мы воспитываем абсолютно гармоничную личность.

Анна Шнайдер: Женя, как вы считаете?

Евгения Воробьёва: Я соглашусь насчет целей правильных и позитивных, которые, действительно, развивают. И ещё зацикливаться на какой-то конкретной специальности смысла нет. Если мы говорим про развитие, то мы говорим про нейронные связи. Например, в детстве у ребёнка нейронные связи художника, в половое созревание это всё может быстро отсеяться. Есть категории профессий, к которым предрасположенность в раннем возрасте понять невозможно. То есть в 15 лет подросток может сказать: «Я буду программистом», а пять лет ребёнок может, конечно, сказать, но пока способности к программированию у него не будет.

Анна Шнайдер: Я вас правильно поняла, что, скорее, это исключение, чем правило?

Диана Тевосова: Да, но те дети, которые начинают себя пробовать в более раннем возрасте в разных направлениях, они уже к годам 10 знают, кем они хотят стать. Они очень быстро определяются, это становится их устойчивой частью характера. И здесь уже ошибок не будет, понимаете.

Анна Шнайдер: Спасибо вам большое за эту беседу! Евгения Воробьёва — психолог, Диана Тевосова — основательница детского центра «Имена Продакшн», мы говорили о том, как выбрать кружок для ребенка. Сейчас самое-самое время вам понять, будет ли ходить куда-то в этом учебном году ваш ребёнок и успеть записаться туда, где ваш ребенок лучше почувствует себя, найдет новых друзей, получит какой-то новый опыт и знания. А если вам ещё кажется, что вы плохо знаете своего ребёнка, включите ему детский познавательный телеканал «О!», с нами всё становится более понятно. Это была программа «О!Дети», увидимся!

Читайте также:

О! Дети. Выпуск 7. Как выбрать кружок?

О! Дети. Выпуск 6. Школа без стресса: как?

О! Дети. Выпуск 5. Папы разные нужны, папы всякие важны?

О! Дети. Выпуск 4. Нужно ли отправлять ребёнка в лагерь и как его правильно выбрать?

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Хотите отправить нам сообщение?

Перейти