«Ум и Хрум». Мультсериал«Ум и Хрум». Мультсериал
0+
4:05
«Ум и Хрум». Мультсериал
«Тикабо». Мультсериал«Тикабо». Мультсериал
0+
5:00
«Тикабо». Мультсериал
«Мультипелки. Шоу»«Мультипелки. Шоу»
0+
6:00
«Мультипелки. Шоу»

7 школьных предметов из прошлого, которые стоит вернуть в учебную программу



Поколение 80-х годов в своё время изучало в школе такие предметы, как МХК, риторика, логика, чистописание и домоводство. Из программ современных школ эти предметы постепенно убрали, но, может быть, зря? Какие уроки можно было бы вернуть в учебную программу и чему на них научат нынешних школьников, рассказывает детский психолог Светлана Пятницкая.

Светлана Пятницкая, дошкольный педагог, детский и перинатальный психолог, автор образовательных программ для детей дошкольного возраста
Светлана Пятницкая, дошкольный педагог, детский и перинатальный психолог, автор образовательных программ для детей дошкольного возраста

Мировая Художественная Культура (МХК)

Этот предмет развивает эрудицию и повышает общую осведомленность о культуре людей, позволяет школьнику извлечь уроки из опыта своих далёких предков, а также зримо ощутить, что волновало людей того времени и как менялась история населения земного шара. Когда человек понимает культурный код, он не испытает скуки, посещая галерею или музей.

У некоторых педагогов на уроках МХК ученики рисуют углём на огромных листах ватмана, изучая наскальную живопись древних людей. Одно дело — читать об этом в учебнике, другое — принимать в этом активное участие. У детей есть возможность вообразить себя первобытными охотниками и «метнуть копьё» под наблюдением преподавателя.

Логика

Этот предмет учит мыслить ребёнка чётко и лаконично, отличать истину ото лжи, обучает правилам и законам построения мысли. Изучение логики развивает мыслительные способности гораздо лучше, чем изучение любой другой науки. Именно такой познавательный процесс, как мышление, наиболее бурно развивается в младшем школьном возрасте. Логика оттачивает мастерство рассуждения человека, позволяет ему быть критическим мыслителем, слушателем и читателем. В современном техногенном мире это очень актуально.

Этика

Этика — предмет воспитания, задача которого — включить ребёнка в последовательный процесс осознания и усвоения нравственности, приобщения к моральным нормам. Ещё в дошкольный период мы ведём этические беседы, которые рассматривают вопросы дружбы и доброты, ответственности, честности, справедливости и формируют толерантность и эмпатию. После чтения художественных произведений (например, Николая Носова, Виктора Драгунского, Валентины Осеевой) мы обязательно обсуждаем поступки героев: «Как бы ты поступил на месте этого героя, почему?» По отношению к взрослому этот поступок можно оценить как плохой, а по отношению к другу — напротив. Этот предмет позволяет человеку быть более осознанным в своём восприятии по отношению к своему месту в обществе и месту других людей, испытывать привилегию и власть над окружающими. Все мы родились в разных странах и городах, семьях с разным количеством детей и с разным материальным положением. Мы являемся носителями своего родного языка. Всё это оставляет свой след во взрослой жизни: лёгкость или сложность при трудоустройстве, при покупках в магазине. Когда я осознаю, на какой ступени общества я нахожусь, злоупотребляю ли я своим положением?

Чистописание

Уроки чистописания во времена СССР вырабатывали у детей красивый, чёткий и разборчивый почерк, а тетради школьников были настоящими образцами каллиграфии.
Чистописание способствует развитию творческого потенциала и воображения, внимания и мелкой моторики рук, усидчивости, сосредоточенности и терпения. Благодаря чистописанию ребёнок становится более наблюдательным, быстрее воспринимает и запоминает информацию, ориентируется в пространстве, испытывает расслабление и эмоциональное спокойствие.

Риторика

Предмет, на котором дети учатся анализировать и оценивать общение. На уроках формируются умения говорить, слушать и слышать, писать и читать, овладевают искусством убеждения. Дети легко впитывают образцы речи, они очень эмоциональны и любят играть в различные игры, позволяющие закрепить умения и навыки общения. Например, на одном дыхании произносить четверостишие, влиять на громкость, чистоту и выразительность речи, занимать правильное положение при разговоре стоя, лёжа и сидя, подражая лесным животным, петь строчки из детской песни.

Особенно актуален этот предмет в связи с тем, что сейчас большая часть реального общения вытеснена виртуальным. Люди медленно, но верно разучиваются общаться друг с другом.

Домоводство

У детей дошкольного возраста (как у девочек, так и у мальчиков) возникает желание помогать маме в домашнем хозяйстве. Важно это стремление заметить в своем ребёнке и поддержать. Накрывать на стол, готовить перекус, мыть посуду и убирать свою комнату — посильная задача для ребенка 5−7 лет. Помните о том, что малышу важно проявлять свою самостоятельность и помогать вам в домашних делах.

Приведу в пример статью советского педагога Надежды Константиновны Крупской «Следует ли обучать мальчиков „бабьему делу“?», которая, хоть и датируется 1910 годом, на мой взгляд, не теряет своей актуальности сегодня.

«…Стоит в школе повести другую линию, и это презрение к „бабьему делу“ быстро исчезнет. В этих целях надо обучать и мальчиков наравне с девочками шитью, вязанью, чинке белья — всему тому, без чего нельзя обойтись в жизни и незнание чего делает человека беспомощным, ставит в зависимость от других… Желание быть полезным, хорошо выполнить возложенное на него дело, увлечение работой заставят мальчика очень скоро позабыть о своем презрении к „бабьему делу“».

Основы правовых знаний

Актуальность проблемы прав человека лично у меня не вызывает сомнений. С детьми дошкольного возраста мы обсуждаем фразу: «Наши права заканчиваются там, где начинаются права другого человека», объясняя, что мы не имеем права причинять другим вред и было бы хорошо поступать с другими так, как хочется, чтобы они поступали с нами. Очень важно научить детей соотносить свои желания и возможности с желаниями и возможностями других людей, осознавать свою ответственность перед другими.

На мой взгляд, каждый из предметов достоин того, чтобы вернуться в школьную программу. Безусловно, очень многое зависит от личности учителя. Среди списка предметов есть те, что трудны и скучны для восприятия школьников. Если их будут живо, увлекательно, доступно и тонко преподавать люди, влюблённые в свое дело, есть вероятность, что дети усвоят важные и ценные знания, способствующие высокому уровню их жизни.

Читайте также:

Изучаем окружающий мир: как живут пингвины

Как правильно воспитывать родителей: вредные советы психолога детям

О! Дети. Выпуск 12. Дислексия — дар или проблема?

Фото: liliya Vantsura, LightField Studios/Shutterstock.com

ЭКСПЕРТ:
Светлана Пятницкая
Дошкольный педагог, детский и перинатальный психолог, автор образовательных программ для детей дошкольного возраста
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Хотите отправить нам сообщение?

Перейти