«Три кота». Мультсериал (С субтитрами)«Три кота». Мультсериал (С субтитрами)
0+
16:35
«Три кота». Мультсериал (С субтитрами)
«Поезд динозавров». Мультсериал (С субтитрами)«Поезд динозавров». Мультсериал (С субтитрами)
0+
18:30
«Поезд динозавров». Мультсериал (С субтитрами)
Премьера! «Зебра в клеточку». МультсериалПремьера! «Зебра в клеточку». Мультсериал
0+
20:30
Премьера! «Зебра в клеточку». Мультсериал
Ничем не интересуется? Как не «спугнуть» любознательность ребёнка

Родители переживают: ребёнок ничем не интересуется, целыми днями готов только мультики смотреть или играть в смартфон. Но ведь все дети рождаются любопытными и любознательными, первые годы жизни вовсю исследуют мир вокруг себя и рады каждому новому открытию… Что меняется? Почему так происходит? Публикуем отрывок из книги педагога Димы Зицера «Любить нельзя воспитывать», который, возможно, ответит на этот вопрос.

Им ничего не интересно. Только айпад, только телевизор, только… не то, что хотелось бы нам… Как же нам удается сделать так, чтобы человек уже к семи-восьми годам перестал быть любопытным, превратился в скучного исполнителя чужой воли?

Мариинский театр. Балет «Сильфида». Слышу громкий шепот: «Смотри, смотри, какие деревья! Ой, как балерина танцует! Видишь, дядя пошел к колдунье! Ой, а она — смотри, какая злая! Ах, какое красивое платье — ты заметила?»

Это диалог (с позволения сказать) мамы с девочкой лет семи. Указания, на что именно смотреть и как реагировать, не прекращаются ни на минуту.

Антракт. Ничего не меняется. «Ты обратила внимание на люстру? А вот эту роспись на потолке — представляешь, как тяжело было сделать? Смотри, какие все нарядные — это потому, что в театр принято так ходить…» Но и это еще не все. Каждые пятнадцать минут устраивается экспресс-экзамен: «Ты запомнила, как ее зовут? А кто музыку написал? Зачем они ушли в лес? Увертюра — это?..» И так далее — по кругу.

У бедной девочки практически нет шансов на собственное впечатление. Ее интерес полностью парализован. Она бы и получила удовольствие от балета, но где там! Пребывающая в ужасе от того, что что‑то останется незамеченным, ее мама не дает ей ни малейшей возможности насладиться прекрасным. Знакомо?..

Неисповедимы пути нашего интереса. Бывает так, что, зацепившись за какую‑то малюсенькую деталь, он разрастается все больше и больше — и вот уже включает в себя и музыку, и танец, и людей вокруг, и вообще целый мир.

Интерес важно не спугнуть. А для этого — просто нет другого выхода — необходимо полностью положиться на человека. Девочка чудесно разберется сама: что именно ее «цепляет», а что пока можно не замечать. Только при таком подходе и остается у нас чудесное впечатление от вечера, события, встречи. Ничего не поделаешь: интерес — штука спонтанная.

Возможно, приятно думать, что мы и есть самое главное в их жизни, что без нас они не в состоянии и шагу ступить. Что красоту они способны воспринимать только в рамках наших инструкций. Должен окончательно разочаровать читателя: это не так. Совсем не так. Наша роль значима, но она заканчивается в тот момент, когда мы купили билеты в театр. Вернее, наша роль как раз и состоит в том, чтобы дать человеку возможность и право на собственные впечатления.

Иначе попросту невозможно этому научиться — тому самому непосредственному восприятию. Эффект, который достигается, прямо противоположен ожидаемому: человек в рамках инструкций разучивается видеть, слышать, воспринимать. У него отбирается право обращать внимание на прекрасные мелочи, его интерес подменяется интересом взрослого. И потом — совсем скоро — этот же взрослый и обращается к нему с претензией: «тебе ничего не интересно». Конечно, не интересно, ведь столько сил потрачено на убийство этого самого интереса!

Как иначе? Да просто: получать самим удовольствие от происходящего, наслаждаться. После спектакля — если будет желание — обсудить, обменяться впечатлениями (которые, как известно, у каждого свои). Вот и все.

Кстати, как обычно в подобных случаях, процесс является двусторонним: интерес взрослого погибает вместе с детским. Взвинченная мнимой ответственностью за чужое внимание, мама и сама, бедная, не видит, не слышит, не замечает, являя собой яркий и недвусмысленный пример для дочери.

Интересно почитать! Дима Зицер: «Любить нельзя воспитывать»

«Clever»
«Clever»

Книжка, которая действует как хороший контрастный душ: может быть, первые секунды немного не по себе, — уж очень автор прямолинеен. Но его честность точно идёт на пользу: даёт возможность посмотреть на отношения с ребёнком по-новому и задать себе важные вопросы.

Читайте также:

35 книг, которые помогут детям учиться дома

Научите ребёнка сомневаться: почему так важно тренировать критическое мышление

«Он знает все породы динозавров!» Что делать, если ребенка интересует только одна тема?

Фото: Kuttelvaserova Stuchelova, Maria Sbytova/Shutterstock.com

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Хотите отправить нам сообщение?

Перейти
Зебра в Клеточку