Вроде бы и хочется, чтобы ребенок стал более самостоятельным, но так страшно за него! А вдруг сделает глупость, что-то сломает, поранится? Нет уж, лучше не оставлять ни на минуту… Популярный блогер Ева Диденок в новинке «Сначала обними себя. Книга поддержки молодой мамы» рассказывает, как сама училась доверять детям и делегировать им ответственность. Публикуем отрывок из новинки с разрешения издательства «Бомбора».
1. Я стараюсь не вмешиваться в дела ребёнка, пока меня об этом не просят. Хочет одеться сам — пожалуйста. Застряла голова в водолазке, страдает и кряхтит, но помощи всё равно не просит, значит, так и нужно.
Пусть пробует. Лезет на горку, я встану рядом, но подталкивать не буду. Хочет сам подниматься по лестнице — хорошо. Пусть будет медленно и долго, но я не буду поднимать его насильно. В тот момент, когда ребёнок занят своими невообразимыми и сложными делами, он становится самостоятельным и уверенным в себе. Даже если его действия кажутся непонятными или странными, проявите терпение и интерес.
Вы почувствуете взаимное доверие, уважение и принятие друг друга.
2. Я организовала пространство своих детей так, чтобы у них была возможность быть самостоятельными. Первое — конечно же, шкаф с одеждой. У детей есть доступ ко всей одежде, поэтому мне не нужно за них что-то выбирать или доставать. Второе — система хранения игрушек. Абсолютно у каждой игрушки в доме есть своё место, это место понятное, его видно и легко идентифицировать. Поэтому дети знают, какие игрушки у них есть, и им легче решать, во что они хотят играть. Также у детей всегда есть доступ к чашкам и воде.
3. Я начала делегировать детям больше обязанностей, но предварительно поделив большие задачи на маленькие. Самое простое — вовлекать детей в готовку. Например, прошу детей помыть яйца, когда мы готовим блинчики, или достать миску. Со временем задания усложняются. Сын уже может самостоятельно разбивать яйца на горячую сковороду.
4. Когда я уже передала ребенку ответственность за что-то, ни в коем случае не вмешиваюсь, не исправляю и не критикую за неудачи. Если просит — помогу. Не просит — значит, это его урок.
5. Позволяю детям принимать собственные решения. Например, спрашиваю их, что будем готовить на завтрак, или куда пойдём, или какую шапку выбрать.
6. Я стараюсь не ругать детей за ненамеренные неудачи. Например, за разбитый стакан. Замечали такую несправедливость, когда ребёнок что-то разбивает, взрослый сразу же реагирует словами: «Криворукий, неаккуратный!», но когда это делает мама или папа, то это «на счастье»? Я за то, чтобы отношение к таки пустякам было одинаково лёгкое. И не важно, кто это сделал, — взрослый или ребенок.
7. Часто хвалю детей за самостоятельность и благодарю за помощь мне. Чем больше замечаешь, что ребёнок проявляет самостоятельность, тем больше у него желания делать всё самому. Чем больше он делает всё сам, тем лучше у него получается. Для меня очень важно не только самой доверять детям, но и чтобы они могли доверять мне.
Чтобы доверие работало в обе стороны, я сама стараюсь соблюдать эти простые правила:
1. Стараюсь быть безопасной. Ребёнок должен знать что бы он ни сделал или ни сказал, я никогда не причиню ему вреда, всегда найду возможность его услышать, понять и принять.
2. Быть надёжной, предсказуемой и последовательной. Если я что-то пообещала детям, я должна это выполнить. Если я сказала, что мультиков не будет, значит, нужно сдержать своё слово. Даже если настроение уже поменялось и не хочется быть такой принципиальной. Я часто наблюдаю картину, как ребёнок балуется в ресторане за столом, папа говорит ему: «Ещё раз — и мы уйдем». Происходит «Eщё один раз» — и ничего, никаких последствий. Происходит во второй, в третий, в чётвертый раз. Папа только сильнее раздражается и кричит. Но глобально не делает того, что пообещал с самого начала.
Если вы постоянно грозитесь что-то сделать, но не делаете, для ребёнка вы становитесь ненадёжным взрослым и доверие к вам подрывается. В трудной ситуации у ребёнка не будет оснований вам доверять.
3. Стараюсь откликаться на зов о помощи. Чтобы ребёнок чувствовал себя в безопасности, когда играет самостоятельно, не пренебрегайте моментами, когда он вас зовёт. Понимаю, что, прививая самостоятельность, вы бы хотели, чтобы ребёнок с первого раза научился играть без вас. Но для этого требуется чуть больше времени.
4. Я честно говорю детям о своих чувствах и не боюсь просить у них прощения, если ошиблась. Не боюсь сказать им о том, что устала, и попросить о помощи.
Ева Диденок: «Сначала обними себя. Книга поддержки молодой мамы»
Быть мамой — это иногда очень сложно. Ты устаёшь, тревожишься, боишься, не можешь расслабиться. Где взять внутренние силы? И как перестать бесконечно нервничать? А если эмоции зашкаливают? Популярный блогер и мама двоих детей написала книгу о том, как позаботиться о себе, научиться видеть главное и не тратить время и энергию на досадные мелочи, — как найти бесценный ресурс, который позволит получать удовольствие от материнства и растить детей в любви и радости.
Читайте также: