«Оранжевая корова». Мультсериал«Оранжевая корова». Мультсериал
0+
10:30
«Оранжевая корова». Мультсериал
«Весёлый алфавит»«Весёлый алфавит»
0+
13:10
«Весёлый алфавит»
«Поезд динозавров». Мультсериал«Поезд динозавров». Мультсериал
0+
13:15
«Поезд динозавров». Мультсериал

Быть самим собой, уважать других: как создавали мультфильм «Зебра в клеточку»

Генеральный продюсер киностудии «Союзмультфильм» Юлия Осетинская и директор Дирекции детских и юношеских программ АО «Первый канал. Всемирная сеть» Вера Оболонкина рассказали, как создавался новый поучительный детский сериал о толерантности «Зебра в клеточку».

Юлия Осетинская, Генеральный продюсер киностудии «Союзмультфильм»
Юлия Осетинская, Генеральный продюсер киностудии «Союзмультфильм»

Вера Оболонкина, Директор Дирекции детских и юношеских программ АО «Первый канал. Всемирная сеть», продюсер
Вера Оболонкина, Директор Дирекции детских и юношеских программ АО «Первый канал. Всемирная сеть», продюсер

1 июня на телеканала «О!» состоялась долгожданная премьера музыкального сериала для дошкольников «Зебра в клеточку». Герои сериала забавные и очень разные: инициативная зебра с необычным узором на теле — Клеточка, «правильная» зебра в полосочку — Поля, стеснительный слон Родион, неугомонный страус Паша и его младший брат
яйцо Петя, добрый крокодил-вегетарианец Гоша, очень активная обезьянка Яна. Друзья живут на острове в африканских джунглях. Каждый день у них наполнен приключениями. Но различия в привычках, вкусах, особенностей темперамента и внешнего вида героев нередко приводят к непониманию и конфликтам. Тогда Клеточка помогает друзьям найти выход из ситуации.

Чем «Зебра в клеточку» отличается от других мультсериалов?
Юлия Осетинская: Мы создавали мультфильм с идеей раннего воспитания толерантности. Пожалуй, для нашей страны это первый подобный проект. Весёлый и познавательный, он создан специально для малышей. В простой доступной форме наша «Зебра в клеточку» покажет детям 3−5 лет, как хорошо быть самим собой и с добротой относиться к окружающим. Для жизни в современном мире это очень важно: понимать ценность уникальных особенностей личности. Вокруг всегда много «не таких, как все». Люди разного пола, возраста, национальности, цвета кожи, строения тела, с различными чертами характера постоянно пересекаются и общаются — все мы такие разные! Каждый — индивидуальность. Чем раньше дети усвоят эту простую истину, тем проще им будет жить. А сложные понятия из области социальных отношений им проще и интереснее постигать вместе с персонажами мультфильмов.

Вера Оболонкина: Сама идея, какие мы все разные и как нужно учиться и уметь жить в обществе — ключевая, не только для детей, но в первую очередь для взрослых — мы, если честно, не очень-то умеем жить друг с другом, и было бы здорово научить этому детей. Этот сериал поможет прежде всего родителям что-то рассказать и пояснить детям — то, что не всегда получается, что кажется сложным. Детям постоянно приходится объяснять, как не обидеть другого, как уважать его мнение, которое может сильно отличаться от твоего. И, надо сказать, не всегда удаётся сделать это доходчиво — в том числе и потому, что мы сами — недостаточно толерантные люди. Кажется, нам удалось создать добрый и весёлый анимационный проект на очень актуальную тему.

Толерантность в современном мире является базовой ценностью, а, как известно, все базовые ценности лучше усваивать в раннем детстве. Учиться и уметь жить в обществе важно и для взрослых, и для детей, но именно в детстве легче научиться слышать других, уважать их мнение, давать друг другу пространство для самовыражения. А если в детстве этому не научиться — так и будешь набивать шишки и воевать с другими — что мы часто вокруг и видим.

Как создавались герои сериала?
Юлия Осетинская: Клеточка, другие персонажи и весь мир сериала не мог бы появиться на свет без титанического труда многих талантливых людей. Креативным продюсером первых восьми серий выступил режиссер и сценарист анимации Алексей Алексеев. Именно он создал визуальные образы героев сериала «Зебра в клеточку», их характерные забавные движения и танцы. Столь удачная идея именно зебры в клеточку, которая не такая как все, принадлежит известной певице и автору песен Любаше — в одной из её детских песен есть такая зебра. Все зверята в сериале разных видов — поэтому у них различные привычки, вкусы, черты характера и внешность. Но все они милые и забавные, такими мы хотели их сделать. У кого-то из персонажей есть характерные черты их вида, а кто-то наоборот
выбивается из стереотипов.

Вера Оболонкина: Например, работа продюсера заключается вот в чем: продюсер выбирает проект, в который он входит или который сам запускает. Далее, он должен отслеживать, что все серии соответствуют заявленной теме, что сценарии и события будут интересны аудитории. Это включает в себя сюжеты, появление новых героев, шутки, повороты историй. Для нас с «Союзмультфильмом» это уже третий совместный проект, до этого были сериалы «Оранжевая корова» и «Пластилинки», так что идея «Зебры» нам сразу очень понравилась, конечно, мы захотели участвовать. Тут прекрасные персонажи, очень симпатичный мир, сериал совсем не похож на другие.

Над сериалом работали в том числе и психологи: какие рекомендации они давали?
Концепция сериала и все сценарии разработаны при участии высококвалифицированного детского психолога, медиа аналитика Анны Скавитиной. Она член Международной ассоциации аналитической психологии, супервизор Российского общества аналитической психологии и Института Юнга в Цюрихе. Анна помогает на всех этапах: от коротких описаний серии, логлайнов, сценариев до аниматика и готового эпизода. Идея в том, чтобы в каждой серии была конкретная тема из области толерантности, чтобы она была раскрыта и в сюжете, и в диалогах. Чтобы ситуация эпизода и решение этой ситуации были понятны детям и родителям.

Чтобы появился невероятно смешной и по-настоящему полезный мультфильм, замечательные продюсеры, художники, сценаристы, психологи, режиссеры, легендарный композитор Максим Дунаевский месяцами работали на киностудии «Союзмультфильм». Как в любом командном творческом процессе, споры и перекраивания тут неизбежны. Конечно, они были и всегда есть. В таких случаях мы собираемся всей командой и находим выход из сложившейся ситуации. Поначалу очень много споров у нас вызывали фоны проекта, и приходилось переделывать почти готовую серию. Или на этапе анимации понимаешь, что необходимо усилить действие персонажа дополнительной репликой, и тогда оперативно приходится вносить изменения. Это рабочий процесс.

Ожидают ли создатели сериала, что ребенок будет обсуждать с родителями сюжет мультфильма, задавать вопросы?

Юлия Осетинская: Скорее мы ожидаем, что родители обратят внимание на сериал, оценят его, и будут вместе с детьми его смотреть, а потом обсуждать сюжет и героев. В каждой серии мультфильма «Зебра в клеточку» есть конфликтная ситуация на почве различий. Но герои находят способ ее преодолеть. Ребенок может научиться тому, что заложено в концепции сериала. У каждого есть право быть самим собой, никто не обязан соответствовать навязанным требованиям. Кто в праве решать, какие черты личности считать достоинствами, а какие недостатками? Важно принимать особенности и желания других людей.

Кто из персонажей вам больше всего нравится и почему?

Вера Оболонкина: Клеточка для меня недостижимый идеал, который во всех людях и ситуации всегда видит только хорошее, и всех настраивает на эту волну. Этого состояния пытаются достичь многие люди, которые занимаются самоусовершенствованием годами.

Юлия Осетинская: Они все мне очень нравятся, я их люблю, как настоящих. Ведь для продюсера, который долгое время тщательно работает над проектом, персонажи становятся живыми и близкими. Как у любого человека, в характерах каждого из героев сериала есть свои сильные и слабые стороны, свои особенности. Но это то, что делает нас людьми. Страус Паша настоящий стендапер, с ним не соскучишься, но он может и перегнуть палку. Слон Родион невероятно милый, умный, но из-за стеснительности многое теряет. Мне очень нравится наш крокодил Гоша — настоящий джентльмен, красавица Поля, неугомонная Яна и, конечно, изобретательная Клеточка. А еще у нас есть совершенно особенный персонаж, малыш-яйцо — Петя, брат Паши. Все по-своему хороши.

Как сейчас меняются мультфильмы?

Юлия Осетинская: Если сравнивать с теми всенародно любимыми советскими мультфильмами, к которым привыкли многие поколения в России, популярные мультфильмы сегодня — это не короткометражки, а сериалы. Или семейные
полнометражные анимационные фильмы, которые можно смотреть в кинотеатре. Детям нравится много времени проводить с любимыми героями, они хотят видеть их как можно больше в своей жизни: в играх, игрушках, на одежде. Современная анимация — это более сегментированные проекты, то есть они направлены на определенный возраст, а иногда и пол ребенка. Дальнейшая сегментация будет идти по темам, интересам ребенка. Сериальные проекты уже очень редко создаются в технологии ручной рисованной анимации, так как это очень долгая, кропотливая и затратная работа, которую сложно окупить. Конечно, основной упор делается на различных видах компьютерных технологий создания проектов в 2D и 3D, а также активно развивается технология так называемого игрового движка и создания сериалов на его базе.

Должны ли в современных мультиках быть приметы времени — интернет, гаджеты?
Юлия Осетинская: В целом да, то, что в новых мультфильмах есть элементы повседневной современной жизни аудитории — это совершенно нормально. Только они не должны туда попадать из принципа, гаджеты и интернет в мультфильмах должны быть оправдано встроены в мир и в сюжет. Например, в нашей истории герои живут в диких джунглях, где нет места гаджетам, зверята напрямую общаются между собой. При этом у них может быть магнитофон или диджейские виниловые пластинки.

Читайте также:

Почему дети любят мультфильмы про зверей и монстров?

Почему современные дети не любят мультфильмы из нашего детства? (видео)

5 мультфильмов, которые учат детей настоящей дружбе

Хотите отправить нам сообщение?

Перейти