Премьера! «Еда на ура! Как в сказке»Премьера! «Еда на ура! Как в сказке»
0+
10:00
Премьера! «Еда на ура! Как в сказке»
«Барбоскины на даче» (С субтитрами) (О! Кино!)«Барбоскины на даче» (С субтитрами) (О! Кино!)
6+
10:20
«Барбоскины на даче» (С субтитрами) (О! Кино!)
«Спроси у ТриО!»«Спроси у ТриО!»
0+
11:35
«Спроси у ТриО!»

Сложная адаптация к школе: 10 важных признаков

Как быстро первоклассник привыкает к школе, новым правилам, режиму? И как понять, что что-то идет не так, и ребенку срочно нужна поддержка? Разбираемся вместе с психологом и школьным коучем Ольгой Гавриловой.

Ольга Гаврилова, основатель проекта «Школьный Коуч», детский и семейный психолог,  нейропсихолог, педагог. Психолог-консультант образовательных учреждений России и  Международного Бакалавриата
Ольга Гаврилова, основатель проекта «Школьный Коуч», детский и семейный психолог, нейропсихолог, педагог. Психолог-консультант образовательных учреждений России и Международного Бакалавриата

Пора привыкнуть!

Приходя в школу, ребенок сталкивается одновременно с разными трудностями. Это и вхождение в новый детский коллектив, и обустройство на новом месте, и ориентировка в новом пространстве и в непривычном режиме
времени, и осваивание в принципе новой роли ученика. Эмоций очень много, как позитивных, так и негативных, как и
ожиданий, тревог. Которые при неблагоприятном развитии событий перерастают в ожидании постоянного неуспеха в школе, плохого отношения к себе со стороны учителей и одноклассников, в боязни школы, нежелании туда ходить.

Обычно недели через две ребенок начинает лучше ориентироваться в организации процесса, понимает, куда он должен идти, где его класс, кто его учитель и одноклассники, запоминает основные школьные правила. Родители на этом этапе часто успокаиваются и считают, что ребенок «адаптировался». Однако, это не так.

Даже детям с высоким уровнем адаптации требуется около двух месяцев обучении на привыкание. Таких детей видно сразу — им нравится ходить в школу, они большую часть времени в хорошем настроении, выполняют требования взрослых, учебный материал усваивают легко, старательны, внимательно слушают учителя, легко заводят дружеские связи в классе. У него хорошее настроение, сон, аппетит. Много ли сейчас таких детей? Правильно, к сожалению, единицы.

Потому что такое возможно при сочетании многих условий: это и хорошее здоровье, физиологическая и психологическая зрелость, хороший уровень развития и самоконтроля, благоприятная семейная атмосфера,
устойчивая привязанность к родителям и их эмоциональная поддержка, и позитивный опыт общения со сверстниками к этому возрасту, и т. д. А для большинства первоклашек средним для адаптации к школе является срок в полгода. Дети в целом положительно относятся к школе, понимают и усваивают основное, стараются, общаются друг с другом, но требуют контроля и помощи в организации учебы, особенно при выполнении домашних заданий. Многие не могут быстро привыкнуть и приспособиться к школьной жизни. На уроках они отвлекаются, играют и болтают с одноклассниками, у них возникают проблемы с усвоением школьного материала. Часто дети, испытывающие большое напряжение, начинают вести себя так, как вели себя в гораздо более младшем возрасте. Все больше с каждым годом детей, у которых адаптация к школе связана со значительными трудностями и на адаптацию уходит весь первый год учебы. Они с трудом усваивают учебные программы, при том, что многих из них можно назвать даже способными, испытывают много негативных чувств, часто сами расстраиваются, сердятся, нарушают
дисциплину, на таких детей чаще всего жалуются учителя. Чаще всего родители заметят отрицательное или безразличное отношение к школе, ребенок жалуется на плохое самочувствие, слабость, наблюдаются
проблемы с настроением, учится со сложностями и неохотно, не может сосредоточиться на уроках и справиться с заданиями, отказывается их делать, требует постоянного контроля и помощи взрослых, ему трудно в
контакте с одноклассниками.

Особенно тяжело, что ребенок в такой ситуации живет в ожидании постоянного неуспеха в школе, плохого отношения к себе со стороны педагогов и одноклассников, в боязни школы, нежелании посещать ее. Ведь отношение к школе и учебе, а также способы реагирования и поведения закрепляются, и потом их очень сложно изменить в лучшую
сторону.

На что обратить внимание?

Школьная дезадаптация часто проявляется в виде разного рода протестов (как активных, так и пассивных) и тревожных реакций. Приведу примеры типичных стратегий, которые закрепляются и становятся «характером» ребенка на многие школьные годы. А ведь это нарушение психического состояния и поведение, обусловленное психическим стрессом,
т.е срывом адаптации!

«Ваня встает во время урока, на переменах бегает и толкает детей, приходит на урок перемены возбужденным и долго не может успокоиться. На уроках часто привлекает к себе внимание, гримасничает, передразнивает детей и учителя, отказывается выполнять задания, говорит, что „это все легкотня“ и ему скучно, невнимателен на уроках. Не терпит замечаний, сразу переходит на повышенный тон, может разрыдаться, скинуть на пол
учебники, опрокинуть стул».

«Илья сидит на первой парте. Тихий, незаметный, ни с кем не играет, на уроках смотрит в окно, играет с карандашами, рисует в тетради, за ходом урока почти не следит. Когда учитель задает Илье вопрос, мальчик часто его
просто не слышит.»

«Света — робкая, стеснительная, смотрит в пол, отвечает очень тихо, на перемене стоит у стены, смотрит на играющих ребят, но сама не подходит. Плачет, если не знает ответа или не получаются ровные строчки. Руку на уроке не поднимает. Домой приходит и ложится спать, спит иногда 3−4 часа. Потом делает уроки и плачет.»


Очень важно, как пройдет адаптация малыша к 1 классу, для всего его дальнейшего жизненного пути, для его других, будущих адаптаций к новым условиям. Чем раньше вы поймете, что ребенку трудно, что нагрузка, интеллектуальная или эмоциональная, непосильна, что ему нужна помощь, тем быстрее сможете помочь отрегулировать ситуацию и решить возникшие проблемы.

Как понять, что что-то у ребенка в школе пошло не так?

Одновременное наличие хотя бы трех пунктов говорит о серьезном риске срыва адаптации, да и один уже должен насторожить.

1. Устойчивое негативное отношение к школе.
2. Сниженное настроение, отсутствие интереса.
3. Низкие достижения при нормальном развитии, отвлекаемость.
4. Упрямство, проявления агрессии, вспышки гнева, нарушение школьной дисциплины.
5. Постоянные фантазии, появившаяся лживость.
6. Повышенный страх и тревожность, частые эмоциональные расстройства.
7. Заметная уединенность, заторможенность, угрюмость и недовольство, говорение с самим собой.
8. Неуверенность, чувство собственной неполноценности.
9. Отсутствие общения или конфликты с одноклассниками или невозможность играть с ними на переменах.
10. Появившиеся проблемы с самочувствием и поведением — а это уже сигналы SOS!

  • нарушения сна (трудно заснуть или, наоборот, встать утром, кошмары, ночные пробуждения, говорение и хождение во сне)
  • изменение аппетита (в любую сторону), резкое изменение веса
  • сверхчувствительность, неадекватные страхи, тревожность, плаксивость, раздражительность
  • чрезмерная подвижность, возбудимость или, наоборот, желание ребенка долго лежать после школы (вялость, постоянная усталость)
  • частые головные боли (утром перед школой или после возвращения домой) или беспричинные боли в животе, тошнота и рвота, особенно утром перед школой, поносы или запоры, несколько ОРЗ в сентябре-октябре, обострившиеся кожные проблемы и др. нарушения здоровья
  • энурез (недержание мочи), тики, запоры, поносы, дрожание пальцев рук, сосание пальцев, обгрызание ногтей
  • сосание пальцев, обгрызание ногтей, заусенцев, кусание и облизывание губ, ковыряние в носу, многократное повторение каких-либо действий (теребит волосы, расчесывает кожу, постоянно дотрагивается до половых органов, задерживает там руку и т. д)
  • быстрые подергивания (тики) лица, плеч, рук и т. п, дрожание пальцев рук и прерывистый почерк.


Если есть подобные проявления, особенно несколько сразу, то тут уже не просто надо регулировать режим дня, общую нагрузку и общий эмоциональный фон дома и в школе, а требуются консультации и помощь специалистов.
Отсутствие такой помощи в период адаптации может привести к развитию невротических реакций и расстройств.
Неврозы, «синдром тревожного ожидания» (школьная фобия), депрессия, тревожное расстройство — неполный список осложнений срыва адаптации. Начать стоит с консультации детского невролога, который оценит состояние нервной системы ребенка и его физиологические ресурсы. В случаях, когда надо оценить эмоциональное состояние ребенка и понять, что именно его напрягает и что можно с этим сделать, стоит обратиться к детскому психологу.
Может понадобиться помощь других смежных специалистов (педиатра, возрастного физиолога, нейропсихолога и др.)

Неврозы встречаются чаще всего и очень распространены. Ребенок боится выходить к доске, боится бесед наедине с учителем, сильно переживает из-за контрольных и любых проверок знаний. В основе лежат страхи: «Что может что-то случиться», «Я не справлюсь». С этим работают психологи. Присоединение психосоматических признаков (нарушение в состоянии здоровья и функционировании организма) говорит о еще более серьезном истощении нервной системы, например, о развивающейся депрессии.

Ребенок не хочет идти в школу, постоянно плачет и капризничает, нарушен сон. У детей депрессивные состояния часто сопровождаются развитием агрессивности, высокой возбудимостью, а не упадком сил, так что они совсем не очевидны неспециалисту. Разобраться здесь поможет детский психиатр. Во многих случаях ребенка ведут параллельно два специалиста, например, невролог и психолог. Чем раньше будет оказана необходимая помощь, тем легче и быстрее можно помочь ребенку справиться со сложностями адаптации.

Читайте также:

«В школу больше не пойду!». Что ответить первокласснику?

Занятия для дошкольников: когда пора остановиться?

35 книг, которые помогут детям учиться дома

Фото: PV productions, Veja, Ulza/Shutterstock

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Хотите отправить нам сообщение?

Перейти