«Летающие звери», «Малыши и летающие звери». Мультсериалы (0+)«Летающие звери», «Малыши и летающие звери». Мультсериалы (0+)
0+
5:00
«Летающие звери», «Малыши и летающие звери». Мультсериалы (0+)
«Жужжалка» (0+)«Жужжалка» (0+)
0+
7:00
«Жужжалка» (0+)
«Три кота». Мультсериал (0+)«Три кота». Мультсериал (0+)
0+
7:05
«Три кота». Мультсериал (0+)

7 ошибок родителей, которые разрушают детскую самооценку

Исследования показывают, что уверенные в себе дети — более спокойные, лучше учатся, хорошо чувствуют себя в социуме. Любой родитель хочет, чтобы самооценка ребенка была достаточно высокой: как избежать распространенных ошибок, которые этому мешают?

Конечно, многие родители и так делают достаточно для укрепления детской самооценки — например, стараются почаще хвалить ребенка. Кстати, хотите почитать, как это делать правильно? Но некоторые из этих способов, наоборот, подрывают уверенность детей в себе — давайте разберемся, как этого избежать.

1. Ошибка: позволять избегать ответственности
Например, иногда родители стараются не поручать детям никаких домашних дел. Одни считают, что ребенок не справится, другие уверены, что расписание детского дня и так довольно плотное, и дети устают от учебы и дополнительных занятий. Но на самом деле домашние обязанности даже дошкольникам помогаютстановиться более ответственными, а заодно и выяснить, что у них очень многое получается! Выполнение подходящих по возрасту и силам домашних дел помогает им ощутить самостоятельность, оцекнить свои достижения, оценить, что они тоже приносят пользу семье. Просто просите ребенка, например, помочь со стиркой или вынести мусор, это поможет ему посмотреть на себя как на способного и компетентного человека

2. Ошибка: пытаться предотвратить все ошибки
Бывает непросто смотреть, как ваш ребенок терпит неудачу, получает отказ или портит и ломает какие-то вещи — пусть даже и случайно. Когда это происходит, многие родители спешат на помощь — чтобы скорее все исправить. Но предотвращение ошибок лишает ребенка возможности научиться справляться самостоятельно. Неважно, забыл ли он дома кроссовки перед соревнованием или не смог решить несколько примеров в контрольной — ошибки помогают всем учиться, и без них никак не обойтись. А умение справляться с неудачами дает возможность стать сильнее, чтобы в следующий раз добиться большего успеха.

3. Ошибка: защищать от «плохих» эмоций
Ребенку грустно, он плачет или злится? Многие родители сразу бросаются на помощь — но не поддержать, а отвлечь, переключить, подбодрить, успокоить. Но то, как мы реагируем на эмоции наших детей, имеет большое влияние на развитие их эмоционального интеллекта и самооценки.

Помогите своим детям определить, что вызывает их эмоции, и научите их саморегуляции. Обсудите, как появляются эмоции, что при этом происходит, что чувствует ребенок, что делать, чтобы было легче справляться с этими эмоциями социально приемлемым способом в будущем.

4. Ошибка: считать себя жертвой
Такие слова, как «мы не можем себе это позволить, потому что наша семья бедная», укрепляют уверенность ребенка в том, что большая часть жизненных обстоятельств находится вне его контроля. Дети, осознающие свой жизненный выбор, чувствуют себя более уверенными в своей способности создать для себя лучшее будущее.
Вместо того, чтобы вслух преувеличивать свои несчастья, поощряйте ребенка к позитивным действиям: например, освойте финансовое планирование или способы экономить.


5. Ошибка: чрезмерная опека
Конечно, если держать ребенка в защитном пузыре, вы избавляетесь от лишних беспокойств. Но изоляция их от проблем тормозит развитие: лучше быть опытным проводником, а не защитником. Позвольте своим детям ощутить жизнь, даже когда их страшно отпускать. Вы дадите им возможность обрести уверенность в своей способности справляться с любыми жизненными трудностями.

6. Ошибка: ожидать совершенства
Высокие ожидания, планирование достижений — это здорово, но слишком высокая планка ожиданий тоже имеет свои последствия. Когда дети считают ожидания завышенными, они могут даже не пытаться что-то делать: им кажется, что они никогда не оправдают родительских ожиданий, потому что это просто невозможно.

Вместо этого вместе сформулируйте, каким могло бы быть будущее ребенка — и ближайшее, и в долгосрочной перспективе, и установите ориентиры на этом пути. Например, поступление в более сильную школу — это долгосрочное ожидание, поэтому помогите выбрать краткосрочные цели на этом пути (например, получать хорошие оценки, делать домашнее задание, побольше читать).

7. Ошибка: наказание вместо последствий
Детям нужно усвоить, что некоторые действия приводят к серьезным последствиям: если что-то разлил или сломал — надо убрать и починить, если слишком долго собирался на праздник — все уже веселятся без тебя. Но есть большая разница между дисциплиной и наказанием. Дисциплинированные дети думают: «Я сделал плохой выбор». Дети, которых наказывают, думают: «Я плохой человек».

Другими словами, правила в семье дают ребенку уверенность в том, что он сможет сделать более разумный и здоровый выбор в будущем, в то время как наказание заставляет его думать, что он не может добиться большего. Обсуждайте реальные последствия поступков.

Читайте также:

Простой приём, который поможет поднять ребёнку самооценку

Почему важно давать ребёнку выбор и как это делать правильно?

Дети и мотивация: 7 шагов, подтвержденных наукой

Фото: Shutterstock

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Прими участие в большом сказочном конкурсе на «Канале О!»

Перейти