Мы доверяем школе наших детей, они проводят там столько времени! К сожалению, опасные ситуации могут подстерегать и в самой лучшей и любимой школе.

Давайте пройдёмся по школьным маршрутам вместе и составим карту рисков. Задача — не напугать ребёнка, а научить его осознанности и правильной реакции на самые нестандартные ситуации.
1. Класс. Какие здесь возможны опасности? Травмы от незакреплённой мебели, розеток, может треснуть или разбиться стекло в окне, двери, дверце шкафа. Именно об этом и важно предупредить ребёнка: «Не балуемся с розетками, не опираемся на стекло, с верхних полок достаём что-либо аккуратно».
2. Рекреация (коридор). Риски: толчея на переменах, падения, травмы от резко открываемых дверей. Здесь же чаще всего случаются стычки между учениками. Напомните, что на перемене нельзя бегать сломя голову. По лестнице спускаемся шагом и ни в коем случае не торопимся, не катаемся по перилам.
3. Столовая. Здесь можно упасть на мокром полу, попасть в давку в очереди, поперхнуться или подавиться слишком горячей едой или из-за спешки. Повторите с ребёнком: «В столовой не бегаем, в очереди не толкаемся. Еду и чай сначала проверяем — не горячие ли? Ешь не торопясь, во время еды не отвлекайся на разговоры, шутки».
4. Туалеты. Это, к сожалению, классическая «зона повышенного риска» для буллинга, опасных розыгрышей. Иногда старшеклассники именно здесь пробуют употребить курительные средства, алкоголь. Что говорить ребёнку: «Если в туалете находится кто-то, кто тебя смущает — даже не заходи. Лучше иди в туалет на другом этаже. Если кто-то задирает, пытается задеть, сразу выходи. Что касается курения, отрепетируйте с ребёнком отказ: «нет», «это не для меня».
5. Спортзал и раздевалки. Риски: травмы на снарядах, падения, растяжения. Обязательно напомните, что объяснения учителя надо слушать и не баловаться со спортивным инвентарём, и раздевалка тоже не место для баловства и розыгрышей.
6. Гардероб. Основной риск — давка на выходе в начале и конце дня. Договоритесь, что ребёнок не спешит, спокойно одевается. Если видит толпу, пережидает в стороне.
7. Школьный двор. Травмы на площадке, в том числе из-за гололёда, возможны попытки втянуть в разговор со стороны посторонних людей. Обсудите: «Нельзя подходить к качелям, турникам, когда на них кто-то есть. Нельзя разговаривать с незнакомцами, даже если они называют тебя по имени. Если кто-то чужой зовёт тебя, беги к любому учителю или охраннику».
Если стал свидетелем опасной ситуации
Главное правило, которое должен усвоить ребёнок: «Твоя безопасность — на первом месте. Ты не супергерой, а тот, кто подаёт сигнал тревоги».
3 правила для ребёнка:
1. Не подходить. Если вдруг рядом завязалась драка, не надо подходить и пытаться разнимать самостоятельно.
2. Немедленно сообщить взрослому. Если кому-то стало плохо, произошёл несчастный случай, ребёнок увидел кого-то подозрительного, необходимо не просто «позвать» на помощь, а привлечь внимание учителя, охранника, подойти и чётко описать ситуацию: «Там на втором этаже у кабинета биологии мальчику плохо!» или «Я видел в коридоре у столовой странного мужчину с сумкой».
3. Звонок родителям. Как только он в безопасности, пускай позвонит вам и расскажет, что произошло. Вы сможете быстро предпринять что-то со своей стороны: позвонить классному руководителю или завучу, вызвать полицию, если нужно.
Вопросы для учителя: спросите на собрании
Не стесняйтесь задавать эти вопросы на родительском собрании. Вы не «качаете права», а проявляете ответственность.
1. «Какой в школе пропускной режим? Как вы контролируете, кто заходит в здание?»
2. «Что в школе считается чрезвычайной ситуацией (драка, травма, посторонний) и какой у администрации есть алгоритм действий?»
3. «Кто и как следит за безопасностью в „зонах риска“: туалеты, раздевалки, гардероб, особенно после уроков?»
4. «Есть ли в школе психолог, и как строится работа с буллингом? Куда обращаться ребёнку, если он стал свидетелем или жертвой травли?»
5. «Как школа борется с электронными сигаретами на территории?»
Помните, безопасность — это не страхи, а навыки. Проигрывайте эти ситуации с детьми дома. Спросите: «А что бы ты сделал, если бы???». Способность сохранять спокойствие и знание простых алгоритмов — самая надёжная защита.
Берегите себя и своих детей!
Что почитать?
Книги Сергея Киселёва на простых примерах показывают детям и родителям, в какие опасные ситуации может попать ребёнок дома, на улице, в интернете. Как сократить риски и как правильно реагировать в случае реальной опасности?
Читайте также:










