«С ним так сложно!», жалуются родители. «Кажется, он плохо воспитан», говорят посторонние. Ваш ребенок отличается эмоциональностью, беспокойством, требует больше внимания? Почитайте, почему важно учитывать его особенности.
Важно отметить, что не существует диагноза «ребенок с высокими потребностями», это просто термин, которым часто описывают слишком чувствительных или требовательных детей, отличающихся от сверстников. Иногда ребенок может восприниматься «сложным» из-за самых разных факторов: своего темперамента (особенно, если он не совпадает с родительским), особенностей здоровья и развития, социального окружения. Но есть и общие характеристики детей с высокими потребностями: они, как правило, более глубоко и интенсивно реагируют на окружающий мир и общение, и из-за этого их силы быстрее истощаются.
Как понять, что у вас высокочувствительный ребенок
1. Яркость эмоций
Такие дети как будто рождаются с настройками, выкрученными на максимум. Плачут они очень громко, радуются или злятся бурно, бегают быстро, а требуют желаемого изо всех сил: истерика у такого малыша может начаться мгновенно и выглядеть как буря. Такой дошкольник всегда заявляет о себе в формате крайностей: «Я никогда не буду это есть! Ни за что на свете я туда не пойду!». Чувства ребенка проявляются в его повседневной деятельности и напряженном языке тела.
2. Сенсорная чувствительность
Дети, которые очень чувствительны эмоционально, будут более чувствительны к сенсорной информации. Они более интенсивно воспринимают звуки, вкусы, запахи, «визуальный шум». Например, такой ребенок может бояться общественных туалетов, потому что смыв работает слишком резко и громко, или носить только любимую одежду, которая достаточно мягкая и не доставляет неприятных ощущений. Они могут отказываться от продуктов с резким вкусом и запахом, часто внимательно следят за тем, чтобы люди и вещи, окружающие их, выглядели привычно, а мама, например, не меняла прическу. Ребенок чувствует себя буквально засыпанным ощущениями, с которыми не может эффективно справиться.
3. Склонность к срывам
Из-за своей чувствительности детям сложнее справляться со стрессами или понимать, что они уже перегружены информацией. Их переполняют сильные эмоции и чрезмерные реакции, они не замечают, что уже устали, «поглощают» больше, чем могут выдержать. Конечно, это приводит к более частым и сильным истерикам.
4. Потребность все контролировать
У детей с высокой чувствительностью более сильная потребность в контроле над тем, что происходит вокруг, они могут быть жесткими, негибкими. Часто у них много идей и ожиданий, как все должно быть: где люди будут сидеть, какого цвета должны быть чашки, какую одежду они будут носить, а какую нет, или насколько близко может быть курица расположена к гарниру на тарелке. Эти иррациональные требования используются как защитный механизм: ведь ребенку кажется, что жизнь выходит из-под контроля. Чем больше дети теряют контроль внутри, тем более контролирующими они становятся снаружи.
5. Страх в новых ситуациях
Ребенку тревожно в новых местах, в новой обстановке. Вы пришли на детский день рождения, все гости веселятся, а ваш малыш думает: что это за место? Что здесь произойдет? Чего ожидать от этих людей? Понравлюсь ли я им? Буду ли я в безопасности? Постоянный анализ окружающей среды делает таких детей умными и проницательными, но при этом тревожными. Чтобы справиться с ситуацией, они яростно цепляются за свою зону комфорта, сопротивляясь всему новому. Им, как правило, труднее разлучаться с родителями, требуется больше времени, чтобы адаптироваться в детском саду и школе.
6. Склонность к перфекционизму
Например, дети с высокой чувствительностью очень не любят проигрывать, по-настоящему тяжело на это реагируют. Когда они не могут сделать что-то именно так, как говорит им мозг, они воспринимают это как потерю контроля, что очень некомфортно и трудно переносить. Они также легче чувствуют стыд, могут считать себя «неудачниками», еслим что-то не получается. Даже, казалось бы, мягкие указания могут воспринимать как личное обвинение. Важно с раннего детства объяснять такомук ребенку, что ошибаться и пробовать снова — нормально, не ругать и не критиковать за промахи, а отмечать пути развития.
Читайте также:
Почему ребёнок должен уметь говорить «нет»?
Не волноваться: 5 проблем с поведением, которые на самом деле — норма
Оценки и школьники: стоит ли переживать?
Фото: freepik