«Оранжевая корова». Мультсериал«Оранжевая корова». Мультсериал
0+
11:10
«Оранжевая корова». Мультсериал
«Бодо Бородо. Путешествия». Мультсериал«Бодо Бородо. Путешествия». Мультсериал
0+
12:20
«Бодо Бородо. Путешествия». Мультсериал
«Клуб вопросики»«Клуб вопросики»
0+
13:10
«Клуб вопросики»

«Что за нервный ребенок!» Сверхчувствительные дети: чем отличаются от других и как им помочь?



Еще пару минут назад ребенок веселился со всеми на дне рождения. И вдруг — слезы, крики, истерика на ровном месте. Родителям неловко, приходится быстро уходить. По дороге домой всё продолжается. «Все дети как дети! Да что с тобой не так?!» — не выдерживает мама. Да всё так. Просто, возможно, ребенок относится к сверхчувствительным? На какие признаки стоит обратить внимание, рассказывает психолог Светлана Филяева.

Фото: Roman Samborskyi/Shutterstock
Фото: Roman Samborskyi/Shutterstock

Светлана Филяева, психолог, арт-терапевт, сказкотерапевт
Светлана Филяева, психолог, арт-терапевт, сказкотерапевт

Сверхчувствительный (или высокочувствительный) человек — это сугубо психологический термин. Такие люди были всегда, согласно последним исследованиям статистики они составляют 15−20% от популяции. Мальчиков и девочек с такими особенностям психоэмоциональной сферы рождается поровну. Надо понимать, что сверхчувствительность — это не отклонение, не проблема, не какой-то диагноз. Это обозначение определенного психотипа.

5 признаков сверхчувствительного ребенка

Можно выделить несколько особенно важных характеристик.

1. Прежде всего это очень высокая чувствительность, детализированная и глубокая обработка информации по большему количеству параметров (происходит это бессознательно). То есть когда обычный человек видит яблоко, он просто отмечает про себя, что оно красное. Если то же яблоко видит сверхчувствительный, он заметит разные оттенки красного на бочках, пятнышки, вмятинки и пупырышки, подумает, что оно пахнет точь-в-точь, как яблоки в бабушкином саду, из которых она готовила ароматнейший пирог (и сразу вспомнит его вкус)…

2. Отсюда и вторая особенность: из-за такого детализированного анализа есть склонность быстро достигать точки возбуждения/переутомления. Перерабатывать такой поток информации сложно, на это уходит много энергии.

3. Эмпатичность. Такие дети замечают гораздо больше оттенков эмоций на лицах других людей, интонаций, то, как человек двигается, во что одет, какое у них настроение и почему. Если обычный ребенок заходит в класс, он видит, что учитель просто сидит за столом. Сверхчувствительный же сразу видит, что учитель в хорошем настроении или у него заспанный и расстроенный вид.

4. Со стороны может казаться медлительным, немного «разобранным». Этот эффект связан как раз с тем, что ему нужно больше времени для обработки информации. Однако такие дети становятся более креативными и продуктивными при создании комфортной обстановки, без окриков и поторапливаний. Из них вырастают аналитики, духовные наставники, советники, писатели, художники и музыканты, люди помогающих профессий — врачи, психологи.

5. Богатый внутренний мир, развитое воображение, креативность. У такого ребенка много тонких переживаний, насыщенная внутренняя эмоциональная жизнь. Часто присущ артистизм, который нужно помочь раскрыть. Нужно понимать, что ребенок хрупкий, но он вовсе не слабый.

Главное, что нужно сделать родителю — узнать своего ребенка, принять и научить его, как обходиться, жить комфортно со своей особенностью, научить тому, как использовать свои уникальные качества для достижения целей, не воспринимать их как какой-то недостаток. Сверхчувствительность — это дар, талант. Такие люди способны творить и создавать, делая жизнь окружающих лучше.

Чтобы лучше понять таки детей, можно посмотреть книгу «Девочка из ракушки» Елены Храбровой. Это история Тани, которая родилась в ракушке. Девочка росла в ней, жила как будто своей жизнью, закрывшись, но…

«Танины родители знали, что внутри ракушки вовсе не было тоскливо и тесно. Там было много света и звонких голосов. Там даже умещалось море, куда Таню возили летом.

Книги там умели разговаривать, а цветные карандаши распевали на разные голоса".

Девочке повезло, что к ней были внимательны, не давили. И ее учительница была терпелива: она не подталкивала, не обвиняла.

И вот в какой-то момент героиня пишет сочинение про питомца, которое отправляют на городской конкурс (потому что оно очень понравилось всему классу). Но, увы, его оттуда возвращают: Таня написала не про реального друга, а про вымышленного… Но дети придумывают, как поддержэать девочку, которая уже стала им близкой и интересной.

ИД "Городец"
ИД "Городец"

В этой истории очень важный посыл: родителям и взрослым надо бережно относиться к такому ребенку и давать понять, что всё с ним в порядке, помогать внутреннему миру выходить во внешний.

Советы родителям сверхчувствительных детей

1. Не спешите! Давайте ребенку время, учите его жить на своей скорости, учите отдыхать, от активной деятельности переходить к более спокойным занятиям. Не надо считать таких детей медлительными.

2. Пересматривайте нагрузку. Учитывая опасность перевозбуждения, надо понимать, что даже совершенно обычный день в садике, школе или кружке может быть очень серьезной нагрузкой. Поэтому нужно давать время на перезагрузку: можно почитать, прогуляться, посмотреть на листики, звезды, снежинки, поиграть в спокойные игры, порисовать, послушать тихую музыку. Если ребенок сразу после школы идет в кружок, спортивную секцию, это может быть для него слишком тяжело, надо разгружать расписание. Это вам кажется, что чередование школы, студии рисования, бассейна -- как раз очень разумно, ведь все эти занятия совершенно разные. Для сверхчувствительного ребенка просто само переключение с одной деятельности на другую тяжело, ложится грузом на нервную систему.

3. Учите делать паузы в течение дня. Этому нужно обучать уже с 5−6 лет: простая мера поможет успокоить нервную систему, научит самостоятельно определять, когда впереди опасный момент. Все эти телесные, слуховые, визуальные ощущения — это всё накапливается. Представьте, что вы весь день смотрите фильм на максимальном звуке! Посоветую обратить внимание на книгу Кьяры Пиродди «Расту счастливым. Первая книга об осознанности и внимании к себе»: в ней собраны несложные упражнения для детей, которые как раз и помогут лучше понимать себя и научиться регулировать свое состояние. Она подходит для ребят от 3 лет.

Фото: Zoteva/Shutterstock
Фото: Zoteva/Shutterstock

Пример из практики

У девочки с 6 лет начались истерики, слезы. Вот ситуация (казалось бы приятная для всех): с мамой и младшим братом поехали гулять в парк. Надо было прокатиться на автобусе несколько остановок. Но это был новый маршрут, и когда приехали, девочка встала у входа в парк и начала кричать и плакать. Мама (уже уставшая от таких вспышек) просто села и стала ждать…

Когда мы стали разбираться, то увидели, что такое поведение всегда было связано с эмоциональной нагрузкой: истерики происходили на школьных праздниках, днях рождения, экскурсиях, во время шопинга.

Стало понятно, что это не каприз, не демонстрация. Девочке было тяжело, ситуация была для нее невыносима, но, поскольку она не понимала, что с ней происходит, то просто начинала кричать.

Что можно было сделать? Например, разбить поездку на шаги: подъехали на автобусе, вышли — постояли, подышали и попили водички, поговорили; подошли к парку — осмотрелись, решили, по какой дорожке идти, сфотографировались и отправили фото папе.

Даже веселый день рождения может стать непосильным испытанием для такого ребенка. Если устраиваете праздник, не приглашайте 10 детей, достаточно и 2−3. И место лучше выбирать не открытое, а какое-то камерное, закрытое. Придумайте более спокойный вариант празднования, интересное занятие: мастер-класс по лепке, рисованию. Без громких звуков, суперосвещения и гиперактивных аниматоров.


4. Не давите по поводу общения. Очень часто оно может представлять сложности. Детям трудно быть в большой компании, в классе. Но в нынешнем мегапозитивном обществе считается, что правильно и хорошо быть активным, веселым экстравертом, и родители невольно начинают подталкивать ребенка. Когда он приходит в новое место, не говорите: «Ну что ты стесняешься? Чего боишься? Что ты вечно в углу стоишь?». Человек стоит и смотрит не потому, что стесняется. Нет, ему надо присмотреться и понять, с кем из этих людей он мог бы пообщаться. Он никогда не побежит в самую гущу детей: «Привет!!! Я Света!!! Давайте играть!!!». Нет, он сначала изучит, а потом может подойти и заговорить.

Фото: SewCreamStudio/Shutterstock
Фото: SewCreamStudio/Shutterstock

А если не обращать внимания на особенности ребенка?

Если оставить всё как есть, не помогать ребенку, последствия для него будут серьезными: истерики, головные боли, по ЖКТ — спазмы, колиты, рвота. Организм не будет справляться с нагрузками.

• Нарушения сна. Может быть такой эффект: очень устал, но не можешь заснуть. Мозг не в состоянии «переварить» все впечатления. Если ребенок засыпает, то сновидения могут оказаться чересчур яркими и насыщенными, могут быть и кошмары.

• Потеря концентрации. Тебе душно, голова гудит от впечатлений — сидишь на уроке и физически не можешь погрузиться в новый материал.

Нарушения коммуникации. Если ребенка то и дело заставляют общаться, приглашать в гости, звонить и писать сообщения, то он уже сам не идет в общение открыто, с интересом.

Падает самооценка. Когда родители все время пытаются равнять по линейке с другими детьми — «У всех дети как дети, а ты вечно ноешь!» — человек не знает себя, не понимает.

Современные исследования говорят о том, что очень часто сверхчувствительность наследуется в семье. Если вы узнали своего ребенка, то подумайте, не относятся ли вышеперечисленные особенности и к вам? Если у родителей была похожая ситуация в детстве и их не принимали, то сейчас может возникнуть страх, что у ребенка теперь что-то не сложится. Учите принимать особенности как нечто уникальное.

Почитайте базовые книги, которые помогут лучше разобраться в ситуации:

«Сверхчувствительный родитель. Как воспитать детей и сохранить себя в переполненном переживаниями мире» и «Высокочувствительный ребенок. Как помочь нашим детям расцвести в этом тяжелом мире» Элейн Эйрон.

А вот замечательные книжки про отношения в семье таких людей:

«Папа ищет работу» и «Папа едет на море» Вали Филиппенко. Здесь очень здорово рассказано про общение в семье, где многое выстроено на «полутонах», тонких ощущениях, особой атмосфере: показано, как настроение зависит от того, какой свет утром, как в доме пахнет кашей.

Читайте также:

Как уложить ребенка спать: «засыпательные» сказки и ритуалы перед сном

Как разговаривать с ребёнком, чтобы он слышал и понимал. Советы психолога

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Хотите отправить нам сообщение?

Перейти