«Три кота». Мультсериал (С субтитрами)«Три кота». Мультсериал (С субтитрами)
6+
7:05
«Три кота». Мультсериал (С субтитрами)
Премьера! «Малышарики. Умные песенки»Премьера! «Малышарики. Умные песенки»
0+
9:40
Премьера! «Малышарики. Умные песенки»
«Тима и Тома». Мультсериал (С субтитрами)«Тима и Тома». Мультсериал (С субтитрами)
0+
9:45
«Тима и Тома». Мультсериал (С субтитрами)

Родители и школа: советы педагогов прошлого

Часто «старые» школы и опытных педагогов приводят в пример: отлично учили, внимательно относились к личности. Опыт образовательных учреждений прошлого пригодится и современным родителям и учителям: почитайте!

В 1901 году в Москве на деньги иркутских купцов-меценатов Ивана Логгиновича и Александры Ксенофонтовны Медведниковых была основана «гимназия нового типа», которой суждено было стать первой общеобразовательной школой в России. Меняя после революции номера и названия, она получила в 30-е годы прошлого века номер 59, а в 50-е — имя Н.В. Гоголя и до 2017 года просуществовала под этим номером и именем. Сейчас уникальная воспитательная система утрачена, но от этого идеи, на которых основывалась воспитательная концепция Медведниковской гимназии, не стали менее актуальными. Об истории и принципах этого передового для своего времени учебного заведения, о том, как они видятся современному преподавателю, рассуждает кандидат педагогических наук, учитель словесности и выпускница московской школы № 59 им. Н. В. Гоголя Анастасия Гавриленко:

Анастасия Гавриленко, кандидат педагогических наук, учитель школы 1231 им. В.Д. Поленова г. Москвы
Анастасия Гавриленко, кандидат педагогических наук, учитель школы 1231 им. В.Д. Поленова г. Москвы

— Огромная роль в развитии идей Медведниковской гимназии принадлежит Василию Павловичу Недачину (1863−1936), преподавателю словесности и классической латыни. Он разработал программу, «отвечающую чаяниям русских отцов и матерей», а после эмиграции создал во Франции известную русскую гимназию по образцу Медведниковской. Недачин был убеждён, что, только когда родители и педагоги «смотрят в одну сторону», ребёнок вырастает нравственно здоровым человеком. Для лучшего понимания ожиданий родителей Недачин впервые именно в созданной им гимназии предложил проводить родительские собрания, считая важным обсуждать с родителями вопросы обучения и воспитания ребёнка.
Свои мысли Василий Павлович изложил в книге «Московская гимназия имени И. и А. Медведниковых: основы учебно-воспитательной организации и первые годы жизни (1901−1904)», изданной в 1904 году. Почитать её можно на сайте РГБ. Он сформулировал простейшие требования школьной этики — основы взаимоотношений между родителями и учителями в деле воспитания детей. Попробуем разобраться, почему они актуальны и сегодня.

1. «Всеми силами приучайте детей говорить правду — эта привычка к правде уже большая половина нравственной человеческой личности. Употребляйте все усилия к тому, чтобы внушить им любовь и доверие к своей школе, и помните, что не может приносить пользы та школа, которой не верят дети; всячески возвышайте поэтому престиж школы в их глазах и никогда при них не подвергайте осуждению ее порядков — это такой огромный вред в педагогическом отношении, с которым может сравниться немногое».

Как часто родителям кажется, что они обсуждают дома поступки учителей или порядки школы исключительно во благо ребенка, но, слыша от взрослых осуждение школы, ребенок уже не может относиться к ней искренне и доверительно. Любые трудности можно решить в доброжелательном диалоге взрослых. Если же ваши разногласия со школой принципиальны, проще поменять школу, чем бороться с принципами выбранной вами образовательной организации. И свои силы истратите, и ребенку навредите, и школу не измените.

2. «Объясняйте, как нужно им жить, чтобы быть достойными членами своей общественной среды, т. е. общества товарищей, семьи, воспитателей и пр. Внушайте им понимание идеи порядка, как огромной общественной силы, управляющей жизнью человеческих обществ. Не думайте, что для развития воли и свободной человеческой личности для ребенка не нужно никаких стеснений, никакой дисциплины — ведь правильно развитая „воля“ предполагает умение владеть собой, т. е. подгонять свои вкусы и желания как к известным нравственным правилам, так и условиям жизни данной общественной среды».

В последнее время стало модным идти на поводу у желаний ребенка: родителям кажется, что принятие любого его поведения — это гуманное воспитание. Однако, не регламентируя день и занятия своего сына или своей дочери, вы лишаете ребенка ощущения упорядоченности мира, порождаете неумение организовать себя и свою деятельность, провоцируете частые капризы, вызванные не дурным характером малыша, а повышенным уровнем внутренней тревожности, усталостью от бездействия. Не делайте режим очень жёстким, оставляйте время на игры, увлечения, «ничегонеделание», обговаривайте с ребенком устройство его дня, но пусть оно будет. И ребенку, и взрослому станет от этого проще выстраивать отношения с миром и со школой.

3."Что касается физического воспитания, то и в этом отношении чрезвычайно важно не расходиться с нами. Поэтому не кутайте детей, не изнеживайте их. Приучайте ко всякой погоде, пользуйтесь всякой возможностью выпустить их на чистый воздух, приохочивайте к играм, к гимнастическим упражнениям. Научайте их мыться ежедневно водой комнатной температуры до пояса, держать в чистоте руки, уши, зубы и пр. Все это мелочи, но и они имеют большое значение в сложном деле воспитания человека, и они играют важную роль в целесообразном и гармоническом развитии всех сторон живого организма. Не пренебрегайте же и мелочами, совершая свое великое дело воспитания, с любовью посвящайте ему свои силы — оно стоит этого, внесите в него побольше простора, света…"

Многие современные дети, особенно дети больших городов, физически развиваются гораздо меньше, чем когда-то их родители. Причина этому — увеличение «сидячих» нагрузок, увлечение компьютерными играми, минимальный объём самостоятельного передвижения (дорога из дома в школу и обратно в машине родителей или на такси). Найдите возможность для движения ребенка. Ему так важно побегать и попрыгать для гармоничного развития, выплеснуть накопившуюся усталость, снять зажимы и страхи.

4. «Внушайте сострадание к слабым, к бедным, к животным, любовь к природе, развивайте религиозное чувство, приучайте любить свою родину, одним словом, закладывайте семена добра и истины. Не оставляйте без внимания и характера; приучайте к самостоятельности, к самопомощи, заставляйте во всем полагаться только на себя и не рассчитывать на чужую помощь. Средство одно: всего этого добивайтесь только одним путем, а именно путем убеждения, указания на целесообразность и разумность того, что вы требуете; старайтесь непременно доводить ребенка до сознания, до полного понимания причинной связи между данным его поступком и данным вашим требованием, и тогда ваш успех обеспечен».

Чем больше родители разговаривают с ребенком как с равным собеседником, чем чаще обсуждают, что показалось ему важным, интересным, значимым, тем больше у него возможностей для саморазвития. Увеличивая ответственность за порученное ребенку дело, взрослые позволяют ему взрослеть осознанно. Чем добрее будет среда, в которой растет малыш, тем больше шансов, что он отнесется с добром к миру и людям, будет защищен этим добром от жизненных трудностей, которые встретятся ему потом.
Как часто семья винит школу в неверном воспитании, а школа списывает на семью все огрехи воспитания ребенка, причем обе стороны пользуются недавно еще популярными терминами «образовательные услуги» и «клиентоориентированный подход», чтобы оправдать перекладывание ответственности в деле образования ребенка друг на друга. Но как раз это казалось В.П. Недачину в корне неправильным: «единение с семьей, состоящее во взаимном доверии, взаимопомощи, единомыслии, единстве целей, наша школа стремится положить вторым краеугольным камнем своего воспитания… Успевает ли она в этом уже теперь? Не представляет ли она пока еще с семьей тех двух враждующих лагерей, которые с давних пор представляли собой русская семья и русская школа? На этот вопрос и наша семья, и наша школа с гордостью имеют право сказать, что они не враги, что они хотят одного, дружно идут к этому одному и обе хотят пользы своим детям, и что поэтому они друзья, и друзья сознательные, построившие свою дружбу на общности своих интересов».
Разве не об этом мечтают и школа, и родители? Найдите «свою» школу, «дружите» со школой своего ребенка, и тогда его школьная жизнь будет безопасной, яркой, разнообразной и увлекательной.

Читайте также:

Родители и учителя: как общаться?

Первоклассные истории: книги, которые помогут привыкнуть к школе

Идем в школу! Как помочь ребёнку адаптироваться?

Фото: Shuttestock, архив пресс-службы

Хотите отправить нам сообщение?

Перейти