15 апреля 2019

5 русских народных подвижных игр, которые понравятся вашим детям

Современные дети по разным причинам посвящают активным играм гораздо меньше времени, чем их ровесники, жившие в другие эпохи. Многие даже никогда не слышали, что такое жмурки или салки. Но малыши, которых познакомили с этими играми, приходят от них в восторг. Ведь это возможность делать то, что они обожают: бегать, кричать, веселиться. Какие старинные подвижные игры могут понравиться вашим детям? И в чём их польза, помимо возможности выплеснуть энергию и весело провести время с друзьями? Своим мнением делится педагог и психолог Светлана Пятницкая.

Светлана Пятницкая, дошкольный педагог, детский и перинатальный психолог, автор образовательных программ для детей дошкольного возраста
Светлана Пятницкая, дошкольный педагог, детский и перинатальный психолог, автор образовательных программ для детей дошкольного возраста

Я расскажу о пяти русских народных подвижных играх, которые вызывают положительный отклик у моих воспитанников. Помните: если участники заметно устали или им стало скучно после первого кона, игру нужно завершить и переключиться на что-то другое.

«У медведя во бору»

Эта игра нравится детям уже с двух половиной лет. Нужно выбрать медведя, который ложится спать в «берлогу», то есть садится на скамейку или стул, встает в очерченный на асфальте или земле круг. Остальные участники медленно подходят к берлоге и говорят:

У медведя во бору

Грибы, ягоды беру.

А медведь не спит

И на нас рычит!

При словах «Грибы, ягоды беру» участники наклоняются к земле, как будто в самом деле что-то ищут там. «А медведь не спит» — в этот момент «медведь» должен открыть глаза, после слова «рычит» выйти из берлоги и догонять участников игры, которые разбегаются врассыпную. Пойманный становится «медведем». Если никого поймать не удалось, то «медведь» возвращается обратно, а игра начинается снова.

Перед игрой можно рассказать детям о повадках хозяина леса: он крупный, косолапый, ходит переваливаясь с ноги на ногу, любит лакомиться ягодами, на зиму впадает в спячку, укрываясь в берлоге. Участник, выбранный на роль медведя, наверняка захочет как следует вжиться в роль, что сделает игру ещё веселее. Для разнообразия в этой игре можно использовать муляжи грибов или вырезанные из картона ягоды: круги красного и синего цвета, которые будут изображать малину и чернику.

«Золотые ворота»

Эта игра будет интересна детям старше пяти лет. Сначала нужно выбрать двух высоких участников: они отходят поодаль и договариваются, кто из них будет «солнцем», а кто «луной». После этого они становятся лицом друг к другу, берутся за руки и поднимают их, образуя «ворота».

Остальные участники берутся за руки и вереницей идут через «ворота». Игроки, изображающие ворота, поют или говорят речитативом:

Золотые ворота

Пропускают не всегда:

Первый раз прощается,

Второй — запрещается,

А на третий раз

Не пропустим вас!

«Ворота» опускаются при слове «вас» и «ловят» того, кто оказался в них. Чтобы не быть пойманными, участники невольно ускоряют шаг, порой переходя на бег, пытаются избежать участи быть пойманными. А «ворота» произносят текст с разной скоростью, поэтому игра становится более подвижной и весёлой. Пойманного игрока спрашивают, чью сторону он хочет занять: «солнца» или «луны». После этого он встаёт возле того участника, которого выбрал.

Когда все участники будут пойманы «воротами» и выберут сторону, которую они хотят занять, начинается перетягивание каната двумя командами — «луны» и «солнца».

«Колокольцы-бубенцы»

Игpающие образуют круг. Hа сеpедину выходят двое — один с бубенцом или колокольчиком, а дpугому, который будет «жмуркой», завязывают глаза платком из непрозрачной ткани. Все остальные поют:

Колокольцы-бубенцы,

Раззвонились удальцы:

Диги-диги-диги-дон,

Отгадай, откуда звон!

После этих слов «жмуpка» должен по источнику звона догадаться и поймать ускользающего от него участника с колокольчиком. Когда тот пойман, он становится «жмуркой», а предыдущий превращается в обычного игрока.

«Пустое место»

Эта и следующая игры придутся по душе детям 7−10 лет: в таком возрасте они особенно любят соревноваться.

Участники образуют круг, водящий находится за его пределами. Все игроки в круге кладут руки за спину. Водящий ходит за кругом и дотрагивается до чьей-либо руки. Это означает, что он вызывает данного игрока на соревнование. Дотронувшись, водящий бежит в любую сторону за кругом, а вызванный — в противоположную. Встретившись, они «здороваются» друг с другом кивком и продолжают быстрее бежать по кругу, чтобы занять освободившееся место. Тот, кто не успел встать в круг, становится водящим. Участники в круге могут выкрикивать имена, поддерживая соревнующихся.

«Бояре»

Участники делятся на две равные команды, которые выстраиваются друг напротив друга. Играющие крепко сцепляются руками. Один ряд двигается к другому и поёт. Под первую строчку делает шаг вперед, под вторую — отступает назад. Затем двигается и поёт свою «партию» второй ряд. Так оба ряда попеременно двигаются и ведут следующий диалог:

1 команда:

Бояре, а мы к вам пришли.

Молодые, а мы к вам пришли!

2 команда:

Бояре, а зачем пришли?

Молодые, а зачем пришли?

1 команда:

Бояре, нам невеста нужна!

Молодые, нам невеста нужна!

2 команда:

Бояре, а какая вам мила?

Молодые, а какая вам мила?

Игроки первой команды совещаются и решают, кто из второй команды им «мил». «Невестой» в данном случае может быть и мальчик, и девочка. Выбрав «невесту», продолжают игру:

1 команда:

Бояре, нам вот эта мила! (указывают на выбранную невесту)

Молодые, нам вот эта мила!

2 команда:

Бояре, она глупая у нас!

Молодые, она глупая у нас!

1 команда:

Бояре, а мы плёточкой её!

Молодые, а мы плёточкой её!

2 команда:

Бояре, она плёточки боится!

Молодые, она плёточки боится!

1 команда:

Бояре, а мы пряничком её!

Молодые, а мы пряничком её!

2 команда:

Бояре, у ней зубки болят!

Молодые, у ней зубки болят!

1 команда:

Бояре, а мы к доктору сведём!

Молодые, а мы к доктору сведём!

2 команда:

Бояре, она доктора боится!

Молодые, она доктора боится!

1 команда:

Бояре, не валяйте дурака!

Отдавайте нам невесту навсегда!

После этого команда «женихов» крепко берётся за руки, а «невеста» разбегается и старается прорвать цепь игроков, разъединить руки играющих. Если это удалось, то «невеста» возвращается в свою команду, если нет, то переходит в другую.

Почему я рекомендую именно эти игры? Потому что они тренируют очень важные физические качества: ловкость, быстроту, силу, равновесие и выносливость; координацию движений, умение ориентироваться в пространстве. А ещё они благоприятно влияют на воспитание усидчивости, настойчивости в преодолении трудностей, приучают детей быть честными в соблюдении правил игры, развивают умение взаимодействовать в команде, формируя тем самым такое важное качество личности, как сознательная дисциплина.

Более того, подвижные игры важны и для интеллектуального развития ребёнка, ведь они совершенствуют познавательные процессы: внимание, память, мышление и воображение, способствуют развитию дикции и правильной речи. Русские народные подвижные игры подходят для большой компании, где каждый принимает активное участие, а не просто наблюдает, и это делает их яркими и эмоциональными.

Познакомьте своих детей с этими играми, а лучше примите активное участие наравне с юными игроками. Ведь что может быть лучше, чем весёлые игры с друзьями на свежем воздухе!

Читайте также:

Премьера на «О!»: мультсериал «Меня зовут Не-Не»

Ролевые игры: возрастные особенности и важность в жизни ребёнка

Эти 5 игр сделают вашего ребенка добрее и заботливее

Фото: Milles Studio/Iakov Filimonov/Shutterstock.com

Светлана Пятницкая
Дошкольный педагог, детский и перинатальный психолог, автор образовательных программ для детей дошкольного возраста
Читайте также:
Эти 7 игр сделают вашу прогулку ещё полезнее
22 апреля 2019
Эти 7 игр сделают вашу прогулку ещё полезнее
Как сделать прогулки с ребёнком увлекательными и запоминающимися?
«Возьми себя в руки!»: как научить ребёнка справляться с эмоциями
19 апреля 2019
«Возьми себя в руки!»: как научить ребёнка справляться с эмоциями
Чтобы управлять эмоциями, нужно их признать.
75 домашних дел, которые можно поручить ребёнку
17 апреля 2019
75 домашних дел, которые можно поручить ребёнку
Он может делать это сам!
Премьера на «О!»: мультсериал «Меня зовут Не-Не»
13 апреля 2019
Премьера на «О!»: мультсериал «Меня зовут Не-Не»
Яркий и красочный мультсериал для детей любого возраста.
5 классных поделок ко Дню космонавтики
12 апреля 2019
5 классных поделок ко Дню космонавтики
Взрослые тоже придут в восторг!
Почему советские мультфильмы больше любят родители, а не дети
10 апреля 2019
Почему советские мультфильмы больше любят родители, а не дети
Вся правда о мультиках нашего детства.
Как вырастить самостоятельную личность
29 марта 2019
Как вырастить самостоятельную личность
7 хитростей для «ленивых» родителей.
Развиваем речь ребёнка: от звука — к слову и предложению
27 марта 2019
Развиваем речь ребёнка: от звука — к слову и предложению
Какие факторы влияют на развитие речи? Как нужно разговаривать с детьми?
Сольфеджио с любовью: как заинтересовать ребёнка музыкой
25 марта 2019
Сольфеджио с любовью: как заинтересовать ребёнка музыкой
Новый подход к обучению музыке с момента рождения.
5 важных причин спать днём
15 марта 2019
5 важных причин спать днём
Не лишайте своих детей дневного сна!