8 апреля 2018

5 русских народных подвижных игр, которые понравятся вашим детям


Современные дети по разным причинам посвящают активным играм гораздо меньше времени, чем их ровесники, жившие в другие эпохи. Многие даже никогда не слышали, что такое жмурки или салки. Но малыши, которых познакомили с этими играми, приходят от них в восторг. Ведь это возможность делать то, что дети обожают: бегать, кричать, веселиться. Какие старинные подвижные игры могут понравиться вашим детям? И в чем их польза, помимо возможности выплеснуть энергию и весело провести время с друзьями? Своим мнением делится педагог и психолог Светлана Пятницкая.

Светлана Пятницкая, дошкольный педагог, детский и перинатальный психолог, автор образовательных программ для детей дошкольного возраста
Светлана Пятницкая, дошкольный педагог, детский и перинатальный психолог, автор образовательных программ для детей дошкольного возраста

Я расскажу о пяти русских народных подвижных играх, которые вызывают положительный отклик у моих воспитанников. Помните: если участники заметно устали или им стало скучно после первого кона, игру нужно завершить и переключиться на что-то другое.

«У медведя во бору»

Эта игра нравится детям уже с двух половиной лет. Нужно выбрать медведя, который ложится спать в «берлогу», то есть садится на скамейку или стул, встает в очерченный на асфальте или земле круг. Остальные участники медленно подходят к берлоге и говорят:

У медведя во бору

Грибы, ягоды беру.

А медведь не спит

И на нас рычит!

При словах «Грибы, ягоды беру» участники наклоняются к земле, как будто в самом деле что-то ищут там. «А медведь не спит» — в этот момент «медведь» должен открыть глаза, после слова «рычит» выйти из берлоги и догонять участников игры, которые разбегаются врассыпную. Пойманный становится «медведем». Если никого поймать не удалось, то «медведь» возвращается обратно, а игра начинается снова.

Перед игрой можно рассказать детям о повадках хозяина леса: он крупный, косолапый, ходит, переваливаясь с ноги на ногу, любит лакомиться ягодами, на зиму впадает в спячку, укрываясь в берлоге. Участник, выбранный на роль медведя, наверняка захочет как следует вжиться в роль, что сделает игру еще веселее. Для разнообразия в этой игре можно использовать муляжи грибов или вырезанные из картона ягоды: круги красного и синего цвета, которые будут изображать малину и чернику.

«Золотые ворота»

Эта игра будет интересна детям старше пяти лет. Сначала нужно выбрать двух высоких участников: они отходят поодаль и договариваются, кто из них будет «солнцем», а кто «луной». После этого они становятся лицом друг к другу, берутся за руки и поднимают их, образуя тем самым «ворота».

Остальные участники берутся за руки и вереницей идут через «ворота». Игроки, изображающие ворота, поют или говорят речитативом:

Золотые ворота

Пропускают не всегда:

Первый раз прощается,

Второй — запрещается,

А на третий раз

Не пропустим вас!

«Ворота» опускаются при слове «вас» и «ловят» того, кто оказался в них. Чтобы не быть пойманными, участники невольно ускоряют шаг, порой переходят на бег, пытаются избежать участи быть пойманными. А «ворота» произносят текст с разной скоростью, поэтому игра становится более подвижной и веселой. Пойманного игрока спрашивают, чью сторону он хочет занять: «солнца» или «луны». После этого он встает возле того участника, которого выбрал.

Когда все участники будут пойманы «воротами» и выберут сторону, которую они хотят занять, начинается перетягивание каната двумя командами — «луны» и «солнца».

«Колокольцы-бубенцы»

Игpающие образуют круг. Hа сеpедину выходят двое — один с бубенцом или колокольчиком, а дpугому, который будет «жмуркой», завязывают глаза платком из непрозрачной ткани. Все остальные поют:

Колокольцы-бубенцы,

Раззвонились удальцы:

Диги-диги-диги-дон,

Отгадай, откуда звон!

После этих слов «жмуpка» должен по источнику звона догадаться и поймать ускользающего от него участника с колокольчиком. Когда тот пойман, он становится «жмуркой», а предыдущий превращается в обычного игрока.

«Пустое место»

Эта и следующая игры придутся по душе детям 7−10 лет: в таком возрасте они особенно любят соревноваться.
Участники образуют круг, водящий находится за его пределами. Все игроки в круге кладут руки за спину. Водящий ходит за кругом и дотрагивается до чьей-либо руки. Это означает, что он вызывает данного игрока на соревнование. Дотронувшись, водящий бежит в любую сторону за кругом, а вызванный — в противоположную. Встретившись, они «здороваются» друг с другом кивком и продолжают быстрее бежать по кругу, чтобы занять освободившееся место. Тот, кто не успел встать в круг, становится водящим. Участники в круге могут выкрикивать имена, поддерживая соревнующихся.

«Бояре»

Участники делятся на две равные команды, которые выстраиваются друг напротив друга. Играющие крепко сцепляются руками. Один ряд двигается к другому и поет. Под первую строчку делает шаг вперед, под вторую отступает назад. Затем двигается и поет свою «партию» второй ряд. Так оба ряда попеременно двигаются и ведут следующий диалог:

1 команда: Бояре, а мы к вам пришли.

Молодые, а мы к вам пришли!

2 команда: Бояре, а зачем пришли?

Молодые, а зачем пришли?

1 команда: Бояре, нам невеста нужна!

Молодые, нам невеста нужна!

2 команда: Бояре, а какая вам мила?

Молодые, а какая вам мила?

Игроки первой команды совещаются и решают, кто из второй команды им «мил». «Невестой» в данном случае может быть и мальчик, и девочка. Выбрав «невесту», продолжают игру:

1 команда:

Бояре, нам вот эта мила! (указывают на выбранную невесту)

Молодые, нам вот эта мила!

2 команда:

Бояре, она глупая у нас!

Молодые, она глупая у нас!

1 команда:

Бояре, а мы плеточкой ее!

Молодые, а мы плеточкой ее!

2 команда:

Бояре, она плеточки боится,

Молодые, она плеточки боится!

1 команда:

Бояре, а мы пряничком ее!

Молодые, а мы пряничком ее!

2 команда:

Бояре, у ней зубки болят,

Молодые, у ней зубки болят.

1 команда:

Бояре, а мы к доктору сведем,

Молодые, а мы к доктору сведем!

2 команда:

Бояре, она доктора боится,

Молодые, она доктора боится!

1 команда:

Бояре, не валяйте дурака!

Отдавайте нам невесту навсегда!

После этого команда «женихов» крепко берется за руки, а «невеста» разбегается и старается прорвать цепь игроков, разъединить руки играющих. Если это удалось, то «невеста» возвращается в свою команду, если нет, то переходит в другую.

Почему я рекомендую именно эти игры? Потому что они тренируют очень важные физические качества: ловкость, быстроту, силу, равновесие и выносливость; координацию движений, умение ориентироваться в пространстве. А еще они благоприятно влияют на воспитание усидчивости, настойчивости в преодолении трудностей, приучают детей быть честными в соблюдении правил игры, развивают умение взаимодействовать в команде, формируя тем самым такое важное качество личности, как сознательная дисциплина.

Более того, подвижные игры важны и для интеллектуального развития ребенка, ведь они совершенствуют познавательные процессы: внимание, память, мышление и воображение, способствуют развитию дикции и правильной речи. Русские народные подвижные игры подходят для большой компании, где каждый принимает активное участие, а не просто наблюдает, и это делает их яркими и эмоциональными.

Познакомьте своих детей с этими играми, а лучше примите активное участие наравне с юными игроками. Ведь что может быть лучше, чем веселые игры с друзьями на свежем воздухе!

Читайте также:

Дети и компьютерные игры: за и против

Эти 7 игр сделают вашу прогулку еще полезнее

Современные дети и игра: опасности и возможности

Фото: Milles Studio/Iakov Filimonov/Shutterstock.com

Светлана Пятницкая
Дошкольный педагог, детский и перинатальный психолог, автор образовательных программ для детей дошкольного возраста
Читайте также:
15 книг, которые помогут развить любознательность ребёнка 
20 октября 2018
15 книг, которые помогут развить любознательность ребёнка 
О познавательной и мотивирующей литературе для малышей рассказывает детская писательница и мама двоих детей Наталья Пивоварчик.
Личный опыт: я воспитываю ребёнка с синдромом Дауна
19 октября 2018
Личный опыт: я воспитываю ребёнка с синдромом Дауна
О том, как растёт и развивается «солнечный» ребёнок, рассказала его мама.
3 объективных причины, почему ребёнок ленится
18 октября 2018
3 объективных причины, почему ребёнок ленится
И как справиться с детской ленью.
Не пропустите новый выпуск программы «О! Дети»: как справиться с травлей?
15 октября 2018
Не пропустите новый выпуск программы «О! Дети»: как справиться с травлей?
Смотрите прямой эфир в пятницу, 19 октября, в 12:00
Зачем нужно мыть руки? (видео)
15 октября 2018
Зачем нужно мыть руки? (видео)
А вы моете руки после прогулки и перед едой?
Аппетитное творчество: 4 простых рецепта из программы «Завтрак на ура»
14 октября 2018
Аппетитное творчество: 4 простых рецепта из программы «Завтрак на ура»
Подборка питательных завтраков от Тутты Ларсен и её дочки Марфы.
Путешествие по Вселенной. Чем интересна астрономия сегодня?
13 октября 2018
Путешествие по Вселенной. Чем интересна астрономия сегодня?
Отвечает астрофизик Московского Планетария.
Искусство против буллинга: как арт-терапия помогает бороться с травлей в школе
12 октября 2018
Искусство против буллинга: как арт-терапия помогает бороться с травлей в школе
Своими методиками делится практикующий арт-терапевт.
«Язык эмоций — это особое мировоззрение»: гости программы «О! Дети» рассказали, зачем нужно развивать эмоциональный интеллект 
11 октября 2018
«Язык эмоций — это особое мировоззрение»: гости программы «О! Дети» рассказали, зачем нужно развивать эмоциональный интеллект 
Почему эмоции являются помощниками нашему разуму? Отвечают гости студии «О! Дети».
Оптимист и пессимист: особенности взаимоотношений
10 октября 2018
Оптимист и пессимист: особенности взаимоотношений
Обсуждаем тему в диалоге с психологом.
«Обращайтесь к цели»: как правильно работать с негативными эмоциями?
9 октября 2018
«Обращайтесь к цели»: как правильно работать с негативными эмоциями?
Как развивать эмоциональный интеллект? 
О! Дети. Выпуск 8. Что такое эмоциональный интеллект? (видео)
8 октября 2018
О! Дети. Выпуск 8. Что такое эмоциональный интеллект? (видео)
Почему эмоциональный интеллект называют одним из важнейших навыков будущего?
Тест: правильно ли вы ругаете своего ребенка?
7 октября 2018
Тест: правильно ли вы ругаете своего ребенка?
И есть ли эффект от ваших слов?