20 ноября 2018

«Примите интернет как часть нашей жизни»: гости программы «О! Дети» рассказали, как сделать интернет безопасным для детей

Одиннадцатый выпуск программы «О! Дети» был посвящен теме детской безопасности в интернете. С какими угрозами дети сталкиваются в Сети? Что такое интернет-зависимость? Как защититься от кибербуллинга?

Главный редактор телеканала «О!» Анна Шнайдер и её гости вместе искали ответы на эти и другие актуальные для родителей вопросы. Представляем вам текстовую версию этой дискуссии.

Анна Шнайдер: Здравствуйте, я Анна Шнайдер, главный редактор детского познавательного телеканала «О!». А это программа «О! Дети», наш совместный проект с «Одноклассниками». Мы говорим о воспитании, развитии, образовании детей и приглашаем к диалогу всех, кому это интересно. Так что пишите нам, оставляйте свои комментарии, задавайте вопросы, давайте искать ответы вместе!

Сегодняшняя наша тема — «Дети и интернет». С какого возраста можно предлагать ребёнку гаджет? Как избежать зависимости? Что делать, если ребёнок в неё уже попал? Кто в ответе за безопасность? Что сегодня предлагает родителям интернет-индустрия? Какие существуют программы родительского контроля? И насколько они эффективны? Давайте искать ответы вместе.

Я с удовольствием представляю нашу первую гостью. Это мама, которая очень спокойно относится к тому, что её 15-летняя дочь Катя стала самым популярным в нашей стране видеоблогером-подростком. Мама Кати Адушкиной — Дарья Толстова.

Даша, здравствуйте, спасибо, что пришли. Катя завела свой блог, когда ей было 9 лет. Вы помните, как всё началось? Как к вам подошла Катя и сказала, что хочет это делать?

Дарья Толстова: Вы знаете, этот разговор состоялся без моего участия. Они с папой создали в Gmail аккаунт и на YouTube запустили канал Катюша_Адушкина. Мы с папой сказали Кате, что она может делать на канале практически всё, но есть три правила. Первое — никогда не публиковать информацию о том, где живёшь, второе — снимая видео, не выходить за пределы комнаты, третье — друзья не могут распространять личную информацию о тебе. То есть это были вещи, которые касаются конфиденциальной информации.

Анна Шнайдер: Неужели вы и ваш муж никогда не пытались выяснить, что она делает в интернете? Она ведь не только ведёт там свой блог, но и другие видео смотрит, на сайты заходит.

Дарья Толстова: С первого дня, когда она появилась в интернете, у меня были все пароли от её социальных сетей, она это знала. И я уважаю её личное пространство, не было такого, чтобы я заходила и что-то пыталась там найти.

Анна Шнайдер: Вы смотрите блог Кати? Насколько регулярно?

Мама блогера Кати Адушкиной Дарья Толстова
Мама блогера Кати Адушкиной Дарья Толстова

Дарья Толстова: У нас дома есть предварительный просмотр. Мы смотрим, потому что иногда в творческом порыве она может забыть о каких-то важных вещах. Недавно было нарушено правило о нераспространении конфиденциальной информации. Катя опубликовала наш домашний адрес, он был на посылке, которую она показывала.

Анна Шнайдер: Мы недавно изучали детскую аудиторию и выяснили один интересный момент, связанный с диджитал-средой. Раньше человек становился взрослым, когда он начинал сам себя обеспечивать. А сейчас считается, что человек начинает себя чувствовать взрослым в тот момент, когда заводит себе аккаунт в социальной сети. Как считаете, вы отдалились после того, как она завела аккаунт?

Дарья Толстова: Когда она только начинала, мы устраивали недели без гаджетов. Это была хорошая практика до 10 лет. А потом мы нашли другой выход: я тоже пошла туда. Я во всех социальных сетях. Начала параллельно вести Instagram-аккаунт, чтобы понимать, что это. Я могу позвать её на обед через Instagram или WhatsApp. Я просто пошла туда и призываю родителей не вытаскивать детей оттуда, а быть там вместе с ними.

Анна Шнайдер: Давайте пригласим наших экспертов. У нас сегодня детский психолог Александр Покрышкин и эксперт «Лаборатории Касперского» по детской безопасности в интернете Андрей Сиденко. Уважаемые эксперты, скажите нам, пожалуйста, можно ли сказать, что вопросы безопасности в интернете касаются детей конкретного возраста?

Андрей Сиденко: Мы проводили исследование в 2018 году, в котором участвовали и родители, и дети в возрасте от 7 до 17 лет. Примерно 80% из них уже имеют свои гаджеты, первое, что они устанавливают — это приложения для выхода в социальные сети. Примерно 50% детей в возрасте от 7 до 9 лет уже имеют аккаунты в социальных сетях. Родители знают об этом, но не всегда понимают, что там может происходить. Поскольку это достаточно массовый сегмент, в нём могут быть злоумышленники. Дети могут многого не знать, поэтому им нужно объяснять нормы безопасности при общении в социальных сетях.

Александр Покрышкин: Мне кажется, что очень важно понять, что часть опасности может быть связана не только с общением. Очень часто в интернете может быть ролик с понятным названием, но его содержание будет сильно отличаться.

Анна Шнайдер: С какими опасностями сталкиваются дети в интернете?

Андрей Сиденко: Родители считают, что самое большое зло — это онлайн-игры, которые несут в себе и зависимость, и определённое влияние, и контент, который может не соответствовать вопросам воспитания. А дети называют совсем другое — взрослый контент, который они могут встречать совершенно случайно.

Анна Шнайдер: Александр, а мы, взрослые, не преувеличиваем эту угрозу?

Детский психолог Александр Покрышкин
Детский психолог Александр Покрышкин

Александр Покрышкин: Интернет вошёл в нашу жизнь недавно, поэтому беспокойство сильно преувеличено. Надо понимать, как это работает, чему мы конкретно можем научить детей, как мы можем это контролировать.

Анна Шнайдер: Если мы понимаем перечень этих опасностей, как мы можем учить ребёнка отделять зёрна от плевел?

Александр Покрышкин: Мне же не один раз рассказываем, что нужно мыть руки, мы постоянно об этом напоминаем. Поэтому это не один разговор, это некая культура поведения, как гигиена или этикет.

Анна Шнайдер: Даша, как у вас получается регламентировать время нахождения Кати в интернете? Как вы ставите эти границы?

Дарья Толстова: Всегда в приоритете стоит учёба, хотя в последнее время уже не совсем так, потому что это стало её профессией. Несмотря на это, Катя может заниматься своим любимым делом, если она выспалась и свободна от других дел.

Анна Шнайдер: Андрей, исходя из ваших исследований, сколько дети проводят в интернете?

Андрей Сиденко: Наше исследование показывает, что многие дети скрывают эту цифру. Не говорят, сколько на самом деле они проводят времени в интернете. И это очень большая проблема.

Анна Шнайдер: А чем занимаются, тоже скрывают?

Андрей Сиденко: Соответственно, да. Мне кажется, что к этому, как и к вопросу контроля, нужно подходить по-разному. В каком-то возрасте можно воспользоваться специальными программами, если мы говорим о контентной фильтрации. Иногда нужно действовать двумя способами: техническими средствами и разговором. Где не удаётся договориться, возможно, помогут технические решения, которые ограничивают доступы на сайты, могут фильтровать контент, который попадается случайно.

Эксперт «Лаборатории Касперского» по детской безопасности в интернете Андрей Сиденко
Эксперт «Лаборатории Касперского» по детской безопасности в интернете Андрей Сиденко

Анна Шнайдер: А много сейчас родительских программ на рынке?

Андрей Сиденко: Да, большинство их них можно купить и установить. Также сейчас операционные системы телефона позволяют это сделать. Мне кажется, эффективно совмещать программные средства телефона с теми, которые можно купить и установить.

Анна Шнайдер: Должен ли ребёнок знать, что установлена программа родительского контроля?

Андрей Сиденко: Лучше всего объяснить ребёнку, что благодаря приложению вы всегда будете знать, где он находится, что с ним, какой заряд у него на телефоне.

Анна Шнайдер: Александр, как вы считаете?

Александр Покрышкин: Я согласен с тем, что надо разговаривать. Мы понимаем, что даже если этот вопрос не станет между родителем и ребёнком, но в отношениях это будет некой тайной, которая будет влиять. А если он узнает, то какие последствия могут быть? Нужно понимать, что опыт в детстве влияет на взрослую жизнь. Чтобы избежать такого травматического опыта, он должен об этом знать.

Анна Шнайдер: Почему дети скрывают время, проведённое в интернете, и сайты, на которые они ходят? Они расценивают свою виртуальную площадку как личное пространство?

Александр Покрышкин: Понимание того, что это часть нашей жизни, пока только формируется. Время, проведённое в интернете, можно сравнить с потреблением сахара. Многие знают, что в день килограмм сахара — это много. Любой продукт в большом количестве — это вредно, точно так же и с интернетом.

Анна Шнайдер: Что такое интернет-зависимость?

Александр Покрышкин: Это термин, которые имеет конкретные клинические проявления. Должно быть два признака: большое количество времени, проведённое в Сети, и влияние интернета на отношение ребёнка к окружающему миру. Чтобы понять, зависимость это или нет, нужно качественно это оценить.

Анна Шнайдер: Что показывают исследования? Есть ли проблема интернет-зависимости? Насколько остро она стоит?

Гости студии «О! Дети»
Гости студии «О! Дети»

Андрей Сиденко: Проблема однозначно существует. Если сейчас в Москве спуститься в метро и посмотреть, что там делают люди, то 80% пассажиров будут смотреть в телефон. Понятно, что сейчас телефон позволяет вести большое количество операций: читать почту, смотреть фотографии, переписываться с друзьями. Общение не исчезло, оно поменяло форму. Поэтому это можно называть зависимостью от общения.

Анна Шнайдер: Кибербуллинг — очень серьёзная проблема, которая влияет на самоощущение тех детей и подростков, которые сидят в социальной сети. Что с этим делать?

Александр Покрышкин: Если это всё-таки произошло, очень важно, чтобы взрослые вмешались, помогли заблокировать страницу, закрыть комментарии. Если это идёт от знакомых ребёнка, то нужно останавливать это через разговоры с учителями, с родителями.

Анна Шнайдер: Что можно делать с негативными комментариями технически?

Андрей Сиденко: Нужно понимать, что кибербуллинг — это травля, которая переходит в виртуальную среду. Есть ряд алгоритмов, о которых нужно знать. В первую очередь не отвечать пользователю, заблокировать его, отключить комментарии на определённый период. Если в комментариях есть угроза жизни, здоровью, то нужно обращаться в полицию.

Анна Шнайдер: Что самое главное нужно иметь в виду мамам, чтобы обеспечить безопасность детей в интернете?

Александр Покрышкин: Мне кажется, что к интернету нужно обращаться как к части нашей жизни. Важно понимать, что это дело не одного разговора. Это то, чем нужно постоянно заниматься. Мы должны учить детей, как общаться и вести себя в интернете.

Дарья Толстова: Я бы призывала родителей быть на одной волне с детьми, даже если это сложно. И прежде чем учить детей, нужно самим посмотреть, как это работает — завести аккаунты в социальных сетях.

Андрей Сиденко: В первую очередь я бы посмотрел возможность технических решений, которые обеспечивают безопасность, и поговорил бы с ребёнком. Нужно уметь договариваться и понимать, что ему интересно. Если какие-то случаи настораживают, то вести беседы об этом.

Анна Шнайдер: Я благодарю всех участников нашего разговора. Это была программа «О! Дети». Мы говорили о детской безопасности в интернете. Увидимся через две недели!

Читайте также:

Тест: ваш ребёнок в безопасности, когда он в интернете?

«Профессии стали смешиваться». Гости программы «О! Дети» рассказали, как помочь ребёнку построить карьеру

Как видеоблоги превратились в главное увлечение современных детей

Дети и социальные сети — разрешить или запретить

Образование в интернете: с какого возраста ребенку можно учиться онлайн

Читайте также:
5 правил безопасности в Интернете
3 мая 2019
5 правил безопасности в Интернете
Полезно знать не только детям!
13 детских вопросов художнику-мультипликатору
8 апреля 2019
13 детских вопросов художнику-мультипликатору
Отвечает Юрий Чайка-Пронин.
В гостях у программы «Спроси моего папу» — художник-мультипликатор
4 марта 2019
В гостях у программы «Спроси моего папу» — художник-мультипликатор
Задайте свой вопрос Юрию Чайке-Пронину.
«Спроси моего папу». Выпуск 10. Мой папа - фигурист (видео)
1 января 2019
«Спроси моего папу». Выпуск 10. Мой папа - фигурист (видео)
Фигурист Алексей Ягудин рассказал детям всё о своей интересной профессии!
5 рецептов новогоднего завтрака из программы «Завтрак на ура!»
30 декабря 2018
5 рецептов новогоднего завтрака из программы «Завтрак на ура!»
Подборка питательных завтраков от Тутты Ларсен и её дочки Марфы.
Программа «Спроси моего папу» собирает вопросы фигуристу Алексею Ягудину
26 декабря 2018
Программа «Спроси моего папу» собирает вопросы фигуристу Алексею Ягудину
Задай свой вопрос олимпийскому чемпиону!
О! Дети. Выпуск 13. Нужны ли современным детям книги? (видео)
19 декабря 2018
О! Дети. Выпуск 13. Нужны ли современным детям книги? (видео)
Смотрите видеозапись программы прямо сейчас!
Новый выпуск программы «О! Дети» будет посвящён детским книгам
12 декабря 2018
Новый выпуск программы «О! Дети» будет посвящён детским книгам
Гости нового выпуска программы «О! Дети» поговорят о современной детской литературе.
9 детских вопросов спортивному комментатору
10 декабря 2018
9 детских вопросов спортивному комментатору
Спортивный комментатор Георгий Черданцев рассказал всё самое интересное о своей профессии.
О! Дети. Выпуск 12. Дислексия — дар или проблема? (видео)
6 декабря 2018
О! Дети. Выпуск 12. Дислексия — дар или проблема? (видео)
Если вы пропустили, смотрите эфир прямо сейчас!
«Спроси моего папу». Выпуск 8. Мой папа — шеф-повар (видео)
4 декабря 2018
«Спроси моего папу». Выпуск 8. Мой папа — шеф-повар (видео)
Если вы пропустили — смотрите прямо сейчас!
14 детских вопросов шеф-повару
3 декабря 2018
14 детских вопросов шеф-повару
Известный шеф-повар Владимир Мухин рассказал всё самое интересное о своей профессии.
Гостем нового выпуска программы «Спроси моего папу» станет спортивный комментатор Георгий Черданцев
30 ноября 2018
Гостем нового выпуска программы «Спроси моего папу» станет спортивный комментатор Георгий Черданцев
Спросите у него всё, что хотите узнать об этой интересной профессии!