7 декабря 2018

7 школьных предметов из прошлого, которые стоит вернуть в учебную программу

Поколение 80-х годов в своё время изучало в школе такие предметы, как МХК, риторика, логика, чистописание и домоводство. Из программ современных школ эти предметы постепенно убрали, но, может быть, зря? Какие уроки можно было бы вернуть в учебную программу и чему на них научат нынешних школьников, рассказывает детский психолог Светлана Пятницкая.

Светлана Пятницкая, дошкольный педагог, детский и перинатальный психолог, автор образовательных программ для детей дошкольного возраста
Светлана Пятницкая, дошкольный педагог, детский и перинатальный психолог, автор образовательных программ для детей дошкольного возраста

Мировая Художественная Культура (МХК)

Этот предмет развивает эрудицию и повышает общую осведомленность о культуре людей, позволяет школьнику извлечь уроки из опыта своих далёких предков, а также зримо ощутить, что волновало людей того времени и как менялась история населения земного шара. Когда человек понимает культурный код, он не испытает скуки, посещая галерею или музей.

У некоторых педагогов на уроках МХК ученики рисуют углём на огромных листах ватмана, изучая наскальную живопись древних людей. Одно дело — читать об этом в учебнике, другое — принимать в этом активное участие. У детей есть возможность вообразить себя первобытными охотниками и «метнуть копьё» под наблюдением преподавателя.

Логика

Этот предмет учит мыслить ребёнка чётко и лаконично, отличать истину ото лжи, обучает правилам и законам построения мысли. Изучение логики развивает мыслительные способности гораздо лучше, чем изучение любой другой науки. Именно такой познавательный процесс, как мышление, наиболее бурно развивается в младшем школьном возрасте. Логика оттачивает мастерство рассуждения человека, позволяет ему быть критическим мыслителем, слушателем и читателем. В современном техногенном мире это очень актуально.

Этика

Этика — предмет воспитания, задача которого — включить ребёнка в последовательный процесс осознания и усвоения нравственности, приобщения к моральным нормам. Ещё в дошкольный период мы ведём этические беседы, которые рассматривают вопросы дружбы и доброты, ответственности, честности, справедливости и формируют толерантность и эмпатию. После чтения художественных произведений (например, Николая Носова, Виктора Драгунского, Валентины Осеевой) мы обязательно обсуждаем поступки героев: «Как бы ты поступил на месте этого героя, почему?» По отношению к взрослому этот поступок можно оценить как плохой, а по отношению к другу — напротив. Этот предмет позволяет человеку быть более осознанным в своём восприятии по отношению к своему месту в обществе и месту других людей, испытывать привилегию и власть над окружающими. Все мы родились в разных странах и городах, семьях с разным количеством детей и с разным материальным положением. Мы являемся носителями своего родного языка. Всё это оставляет свой след во взрослой жизни: лёгкость или сложность при трудоустройстве, при покупках в магазине. Когда я осознаю, на какой ступени общества я нахожусь, злоупотребляю ли я своим положением?

Чистописание

Уроки чистописания во времена СССР вырабатывали у детей красивый, чёткий и разборчивый почерк, а тетради школьников были настоящими образцами каллиграфии.
Чистописание способствует развитию творческого потенциала и воображения, внимания и мелкой моторики рук, усидчивости, сосредоточенности и терпения. Благодаря чистописанию ребёнок становится более наблюдательным, быстрее воспринимает и запоминает информацию, ориентируется в пространстве, испытывает расслабление и эмоциональное спокойствие.

Риторика

Предмет, на котором дети учатся анализировать и оценивать общение. На уроках формируются умения говорить, слушать и слышать, писать и читать, овладевают искусством убеждения. Дети легко впитывают образцы речи, они очень эмоциональны и любят играть в различные игры, позволяющие закрепить умения и навыки общения. Например, на одном дыхании произносить четверостишие, влиять на громкость, чистоту и выразительность речи, занимать правильное положение при разговоре стоя, лёжа и сидя, подражая лесным животным, петь строчки из детской песни.

Особенно актуален этот предмет в связи с тем, что сейчас большая часть реального общения вытеснена виртуальным. Люди медленно, но верно разучиваются общаться друг с другом.

Домоводство

У детей дошкольного возраста (как у девочек, так и у мальчиков) возникает желание помогать маме в домашнем хозяйстве. Важно это стремление заметить в своем ребёнке и поддержать. Накрывать на стол, готовить перекус, мыть посуду и убирать свою комнату — посильная задача для ребенка 5−7 лет. Помните о том, что малышу важно проявлять свою самостоятельность и помогать вам в домашних делах.

Приведу в пример статью советского педагога Надежды Константиновны Крупской «Следует ли обучать мальчиков „бабьему делу“?», которая, хоть и датируется 1910 годом, на мой взгляд, не теряет своей актуальности сегодня.

«…Стоит в школе повести другую линию, и это презрение к „бабьему делу“ быстро исчезнет. В этих целях надо обучать и мальчиков наравне с девочками шитью, вязанью, чинке белья — всему тому, без чего нельзя обойтись в жизни и незнание чего делает человека беспомощным, ставит в зависимость от других… Желание быть полезным, хорошо выполнить возложенное на него дело, увлечение работой заставят мальчика очень скоро позабыть о своем презрении к „бабьему делу“».

Основы правовых знаний

Актуальность проблемы прав человека лично у меня не вызывает сомнений. С детьми дошкольного возраста мы обсуждаем фразу: «Наши права заканчиваются там, где начинаются права другого человека», объясняя, что мы не имеем права причинять другим вред и было бы хорошо поступать с другими так, как хочется, чтобы они поступали с нами. Очень важно научить детей соотносить свои желания и возможности с желаниями и возможностями других людей, осознавать свою ответственность перед другими.

На мой взгляд, каждый из предметов достоин того, чтобы вернуться в школьную программу. Безусловно, очень многое зависит от личности учителя. Среди списка предметов есть те, что трудны и скучны для восприятия школьников. Если их будут живо, увлекательно, доступно и тонко преподавать люди, влюблённые в свое дело, есть вероятность, что дети усвоят важные и ценные знания, способствующие высокому уровню их жизни.

Читайте также:

Изучаем окружающий мир: как живут пингвины

Как правильно воспитывать родителей: вредные советы психолога детям

О! Дети. Выпуск 12. Дислексия — дар или проблема?

Фото: liliya Vantsura, LightField Studios/Shutterstock.com

Светлана Пятницкая
Дошкольный педагог, детский и перинатальный психолог, автор образовательных программ для детей дошкольного возраста
Читайте также:
Как воспитать настоящего мужчину
23 февраля 2019
Как воспитать настоящего мужчину
Семь советов, проверенных временем.
Мужчиной воспитать нельзя, можно помочь вырасти
22 февраля 2019
Мужчиной воспитать нельзя, можно помочь вырасти
Мудрые советы от мамы четырех сыновей.
4 совета, которые помогут сделать онлайн-обучение максимально эффективным
19 февраля 2019
4 совета, которые помогут сделать онлайн-обучение максимально эффективным
Пусть компьютер служит не только для игр.
3 главных родительских ошибки в общении с мальчиками
18 февраля 2019
3 главных родительских ошибки в общении с мальчиками
Как научить сына отвечать за свои поступки.
3 вопроса о конфликтах в школе: отвечает психолог Анна Быкова
16 февраля 2019
3 вопроса о конфликтах в школе: отвечает психолог Анна Быкова
Главные причины ссор с одноклассниками и педагогами.
Как помочь ребенку, который чувствует себя одиноким
15 февраля 2019
Как помочь ребенку, который чувствует себя одиноким
Почему у малыша нет друзей и как их найти: рассуждает психолог.
7 советов, которые помогут легко запомнить самые сложные стихотворения
7 февраля 2019
7 советов, которые помогут легко запомнить самые сложные стихотворения
Маленькие хитрости, которые помогут ребёнку не только в школе.
5 задачек на концентрацию внимания, с которыми легко справляются дети
1 февраля 2019
5 задачек на концентрацию внимания, с которыми легко справляются дети
А вот у взрослых они, чаще всего, вызывают затруднения!
Как научить ребёнка засыпать самостоятельно
30 января 2019
Как научить ребёнка засыпать самостоятельно
Что делать, если ребёнок боится спать один?
Своими словами: развиваем связную речь у ребёнка
29 января 2019
Своими словами: развиваем связную речь у ребёнка
Как научить ребёнка составлять рассказ по картинкам?
9 способов борьбы с психосоматическими заболеваниями
23 января 2019
9 способов борьбы с психосоматическими заболеваниями
Как справиться с болезнями, которые не вылечишь лекарствами.
Съешь и станешь умным: 5 продуктов, полезных для мозга
18 января 2019
Съешь и станешь умным: 5 продуктов, полезных для мозга
Морская рыба, орехи, фрукты, овощи, крупы, злаки... И это ещё не полный список того, что нужно кушать детям, чтобы гармонично развиваться.
13 игр для тренировки памяти
13 января 2019
13 игр для тренировки памяти
Занимайтесь с малышом с первых дней его жизни.
Ругать нельзя баловать: как воспитывают внуков бабушки и дедушки
9 января 2019
Ругать нельзя баловать: как воспитывают внуков бабушки и дедушки
О роли старшего поколения в воспитании детей.
Как помочь ребенку вернуться к режиму после каникул
8 января 2019
Как помочь ребенку вернуться к режиму после каникул
Восстанавливаем привычный распорядок.