22 января 2019

Искусство этикета: как должен вести себя ребёнок в музее и на выставке

Если вы хотите, чтобы у вашего ребёнка постепенно появлялся интерес к искусству, развивалось воображение, творческие способности и умение видеть прекрасное, а также расширялся кругозор, вам стоит хотя бы время от времени вместе посещать музеи и выставки. Чтобы провести время с пользой и удовольствием, лучше заранее провести с ребёнком беседу о хороших манерах и правилах поведения в общественных местах. Своими советами на эту тему с «О!» поделилась детский психолог Светлана Пятницкая.

Светлана Пятницкая, дошкольный педагог, детский и перинатальный психолог, автор образовательных программ для детей дошкольного возраста
Светлана Пятницкая, дошкольный педагог, детский и перинатальный психолог, автор образовательных программ для детей дошкольного возраста

Объясните, что такое этикет

Чтобы во время нахождения в общественных местах у вас не возникало конфликтов с окружающими людьми, а напротив, атмосфера была доброжелательной и располагающей к погружению в искусство, ребёнок должен знать и уметь соблюдать правила этикета. Объясните ему это простыми словами: «Когда в помещении находятся люди — это место называется общественным (школа, детский сад, театр, музей и т. д.). Каждому из нас необходимо соблюдать правила поведения (этикет), чтобы не задеть интересы другого человека, не поставить его в неудобное положение».

Выбирайте музей, в котором будет интересно

Выбирайте музей или выставку исходя из интересов ребёнка. Заранее составьте план, договоритесь, какие залы вы хотите посетить и какие экспонаты посмотреть. Поинтересуйтесь у своих друзей, какие выставки понравились их детям, ориентируйтесь на возрастные ограничения и особенности детского восприятия.

Будьте достойным примером

Очень важно постепенно и терпеливо учить ребёнка на собственном примере правилам поведения в музее и на выставке с помощью доступных разъяснений, бесед и практических действий. Чтобы перед посещением музея подробно обсудить с ребёнком правила поведения, для начала их нужно хорошо усвоить самим родителям.

Расскажите, куда вы идёте

Расскажите ребёнку, что музей — место, в котором хранятся старинные и ценные предметы, скульптуры, картины, вещи известных людей и предметы техники. Есть разные музеи, но правила поведения в них одни и те же. В выставочных залах проводятся выставки: детских игрушек, посуды, машин и других объектов, интересных для разных людей. Экспонаты — всё то, что хранится в музее. Ценности, которые здесь находятся, берегут от порчи, выставляют для просмотра посетителей. Посетители — люди, которые приходят в музей и на выставку. Экскурсоводы — люди, которые работают в музее.

Не забудьте поздороваться

В музее и на выставке принято приветствовать кассира, билетёра, смотрителя зала, экскурсовода. Уходя, мы прощаемся с ними. Отключите звук у телефона и завершите все важные разговоры до входа в музей. О запрете фото- и видеосъёмки обычно говорят специальные значки при входе в музей, не игнорируйте их.

Оденьтесь торжественно

Приходите в музей в опрятной и комфортной одежде, а если вам предстоит первое посещение, можно одеться красиво и празднично, — это оставит дополнительное приятное впечатление у юного посетителя. Снимите и сдайте в гардероб верхнюю одежду, а также большие сумки, портфели и зонты при входе.
В некоторых музеях пол покрыт паркетом, который является музейной ценностью и даже произведением искусства, поэтому отнеситесь с пониманием, если вам предложат одноразовые тапочки или бахилы в целях соблюдения его сохранности и чистоты.

Соблюдайте тишину

Одно из самых важных правил — в музеях нельзя мешать изучать экспонаты другим людям, запрещается громко разговаривать, тем более кричать, бегать, прыгать и размахивать руками. Запрещено трогать и брать экспонаты в руки, но можно внимательно их рассматривать. Есть такие экспонаты, которые существуют в единственном экземпляре, в случае повреждения ничем равнозначным заменить их не получится.

Не пытайтесь увидеть всё за один раз

Стоит помнить о том, что за одно посещение затруднительно рассмотреть всё. Решите заранее, какой из залов вы посетите. Это может быть творчество одного автора или определённая тема. Составьте свой маршрут с помощью путеводителя или брошюры. Не стоит задерживаться в музее более часа-полутора, чтобы не утомить ребёнка и не отбить охоту посетить его в следующий раз.

Если картину, которую вы хотите рассмотреть, изучают другие посетители, дождитесь, когда они отойдут от неё, и только после этого подходите сами, избегайте столпотворения. Не загораживайте работы, становясь к ним слишком близко.

Внимательно слушайте

Экскурсовода запрещено перебивать, но можно внимательно слушать. Задавать свои вопросы можно после того, как он завершит рассказ или после окончания экскурсии. Если вы не владеет информацией в полном объёме, не стоит вступать в дискуссию и делать замечания экскурсоводу.

Во время просмотра экспозиции можно очень тихо и спокойно переговариваться со своими спутниками, не отвлекая других посетителей. Вы можете делиться своими впечатлениями, но не стоит навязывать своё мнение по поводу объекта, который вам не понравился.

Не забудьте поблагодарить

Экскурсоводу будет приятно услышать ваши слова благодарности в адрес его профессионализма.

Скажите на прощание: «Спасибо за интересную экскурсию, мы провели время с пользой!», «Как много любопытных фактов вы нам рассказали, благодарим!», «Спасибо за замечательную экскурсию, мы порекомендуем её своим друзьям и знакомым!»

На выставке можно подойти к автору и высказать своё мнение о его работах. Следует помнить о том, что каждому художнику ценна, важна и приятна положительная оценка его творчества. Выражать своё недовольство или неприятие произведение, а тем более сравнивать с другими художниками лучше не стоит.

Подкрепитесь перед уходом

После посещения выставки в музее можно зайти в буфет и перекусить, закрепив приятные впечатления от выставки. При желании приобретите открытки или буклеты на память.

Поделитесь впечатлениями

У ребёнка 4−5 лет развивается эмоционально-познавательная активность, он способен сопереживать героям произведений автора. В 5−8 лет у ребёнка совершенствуются процессы узнавания, сравнения. Свои впечатления дети высказывают, опираясь на собственные чувства и личный опыт. Обсудите друг с другом увиденное: поделитесь, что понравилось и почему, что особенно запомнилось, в какой зал хотелось бы вернуться ещё раз, кто написал понравившуюся картину, предложите посмотреть другие картины этого художника во время следующего визита

Читайта также:

7 героинь детских мультфильмов, у которых есть чему поучиться

Тест: хорошо ли вы знаете детские песенки?

Съешь и станешь умным: 5 продуктов, полезных для мозга

Фото: Chubykin Arkady, K. Anisko, haireena/Shutterstock.com

Светлана Пятницкая
Дошкольный педагог, детский и перинатальный психолог, автор образовательных программ для детей дошкольного возраста