15 января 2018

Личный опыт: мой ребенок – дислектик

Хотя в последнее время педагоги и врачи все чаще говорят о дислексии, многие люди, в том числе и родители, даже не представляют, что это такое. Нередко они думают, что ребенок, который испытывает трудности с обучением чтению, письму, счету, просто ленится. Но есть и те, кто достаточно осведомлен о дислексии — и в силу профессии, и по личным причинам. Екатерина Савина, логопед и мама 8-летней Калерии, согласилась рассказать о том, как она помогает своей дочери, у которой есть признаки дислексии, преодолевать эту проблему.

Екатерина Савина, мама Калерии, учитель-логопед
Екатерина Савина, мама Калерии, учитель-логопед

Немного о дислексии

Дислексия — это специфическое нарушение, которое выражается в неспособности овладеть навыком чтения и имеет неврологическую природу. У детей она проявляется в стойких ошибках, обусловленных расстройством или несформированностью психологических функций, которые отвечают за процесс чтения. В современном мире более 20 процентов детей — дислектики. До сих пор даже у специалистов — педагогов, психологов, биологов, врачей, лингвистов — мнения о том, что лежит в основе дислексии, расходятся. Одни считают, что это болезнь, другие — педагогическая запущенность, третьи полагают, что все дело в особенностях функций определенных отделов головного мозга.

Как мы выявили проблему

Лера с самого рождения была активной девочкой: рано села, рано пошла, даже не пошла, а побежала. Она быстро научилась самостоятельно одеваться, есть, с большим желанием ходила в детский сад, любила активные виды деятельности, только публичные выступления вызывали у нее повышенную тревожность. Например, Калерия не рассказывала стихи на утренниках в садике и даже могла убежать с выступления на ритмопластике, это такие занятия, где гимнастика сочетается с танцами.

Первые симптомы дислексии у дочки появились в возрасте 5−6 лет, когда она стала посещать дополнительные занятия по подготовке к школе. У ребенка выявились проблемы, связанные со зрительным восприятием. Например, ей тяжело давалось задание «Найди буквы, которые спрятались»: несколько букв нарисованы друг на друге, нужно назвать все по отдельности. Ей также бывало трудно описать, как располагаются в пространстве различные предметы, она не могла сразу подобрать слова «право», «лево», «следующий», «предыдущий» и так далее.

Обнаружилось, что у Леры недостаточно была сформирована слухо-моторная координации: ей было сложно выполнять движения, задаваемые речевой инструкцией, без зрительного подкрепления, то есть без показа. Еще Лера часто переставляла слоги в словах: молоток — мотолок. Большие затруднения дочка испытывала, когда в заданиях требовалось соотнести звук и букву.

Как мы с этим справлялись

Конечно, мы немедленно приступили к коррекции этих проблем. Мне, как и любой маме, хотелось, чтобы ребенок учился успешно, а не с огромными трудностями. Главная проблема, с которой дочь столкнулась при обучении грамоте, была в том, что она не запоминала буквы, ей было трудно соотносить их со звуками. И здесь нам помогли игры с буквами и словами. Перечислю основные.

«На что похожа буква» — мы много рисовали карандашами, а еще песком на специальном световом планшете (можно манкой на подносе): брали за основу букву и пытались ее «оживить».

«Собери букву» — задание очень похоже на пазлы. Я разрезала на части большие буквы, до этого напечатанные на листе бумаги и вырезанные. Лере предстояло эти буквы восстановить. Постепенно задание усложнялось: добавлялись новые буквы.

«Выложи букву» — из различных подручных материалов (нитки, пуговицы, фасоль, спички, что угодно) мы выкладывали буквы, слоги и слова.

Проблему с несформированностью пространственной ориентировки мы решали с помощью зрительного подкрепления. Выглядело это так: рисовали всевозможные схемы — пути до детского сада, до магазина, до бабушки. А еще мы с Лерой играли в прятки и использовали игры на формирование ориентировки «на себя». Мы брали схематическое изображение лица человека с ориентиром (нос). Лера выкладывала на нем части лица (глаза, брови, губы). Затем она закрывала глаза и выполняла это задание снова, проговаривая, где по отношению друг к другу располагаются все части лица.

Наши достижения

В первом классе дочка училась без особых проблем. Страдала только техника чтения: Лера читала медленно и заменяла некоторые буквы: могла вместо «бублик» прочитать «дудлик». К середине второго класса специфические ошибки стали проявляться и на письме. Сейчас Лера в третьем классе, и у нее бывают трудности при заучивании стихов.

Для коррекции дислексии мы стали посещать дополнительные занятия с нейропсихологом и психотерапевтом, результаты появились после 4−5 занятий, Лера стала более внимательной, менее тревожной. Если замены букв при чтении и письме сохранялись, то перестановок слогов практически не было. Но коррекция дислексии — это процесс не быстрый, такие занятия необходимо посещать в течение 8−9 месяцев.

Также мы регулярно консультируемся у невролога. Эти занятия направлены на развитие слухоречевой и речезрительной памяти, зрительно-пространственных представлений, зрительного анализа и синтеза и других умений, а также на коррекцию эмоционального состояния ребенка. В работе этих специалистов используются упражнения, связанные с развитием координации движения.

Личное мнение как специалиста

Я учитель-логопед, и уверена, что коррекция дисграфии и дислексии наиболее успешна на раннем этапе ее развития, а профилактику стоит начинать уже в дошкольном возрасте. Нужно развивать у детей зрительно-пространственные функции, память, внимание, аналитико-синтетическую деятельность, мелкую моторику. Обязательно нужно работать с нарушениями звукопроизношения, помогать с формированием лексико-грамматического строя речи. Эта работа очень важна: у ребенка улучшается самооценка, взаимоотношения со сверстниками и преподавателями. Кроме того, растет его уровень притязаний и способность достигать поставленных целей.

Читайте также:

5 логопедических проблем, которые нельзя запускать

5 важнейших принципов развития мозга ребенка

3 важных принципа развития творческого потенциала дошкольников

Фото: Roman Sorkin/Oksana Kuzmina/Yuganov Konstantin/Shutterstock.com

Читайте также:
6 книг о школе, которые стоит прочитать первоклассникам
23 августа 2019
6 книг о школе, которые стоит прочитать первоклассникам
Герои этих книг каждый день ходят на учёбу, попадают в нелепые ситуации, пытаются подружиться с одноклассниками и справиться с трудными уроками. 
«Не хочу учиться!» Как мотивировать ребёнка: советы психолога
21 августа 2019
«Не хочу учиться!» Как мотивировать ребёнка: советы психолога
Чем ближе первое сентября, тем мрачнее ребёнок? Помогите ему настроиться на учёбу!
Школьные покупки: на что обратить внимание?
21 августа 2019
Школьные покупки: на что обратить внимание?
Конец августа для многих родителей — время суматошное: надо готовиться к учебному году, покупать форму и школьный рюкзак. Как выбрать качественные вещи, узнаем из рекомендаций Роспотребнадзора.
Как научить ребенка правильному отношению к оценкам
20 августа 2019
Как научить ребенка правильному отношению к оценкам
Надо ли побуждать ребенка изо всех сил стремиться к пятеркам? Почему не стоит ругать за двойки? И как вообще говорить с ребенком о школьных оценках? Разбираемся!
Почему ребенок не хочет делать уроки? 4 важные причины
20 августа 2019
Почему ребенок не хочет делать уроки? 4 важные причины
Должен ли школьник сам справляться с домашними заданиями? И что делать, если он наотрез отказывается? Как помочь ему быть более ответственным?
Портфель для первоклассника: что обязательно должно в нём быть
20 августа 2019
Портфель для первоклассника: что обязательно должно в нём быть
Самые важные для школьника предметы - и то, что вам совсем не пригодится.
9 проверенных способов укрепить иммунитет школьнику
18 августа 2019
9 проверенных способов укрепить иммунитет школьнику
Как помочь ребенку меньше болеть и сохранить больше сил для учебы?
Детские пищевые привычки закладываются в самом раннем возрасте
16 августа 2019
Детские пищевые привычки закладываются в самом раннем возрасте
Школьник не любит кашу и овощи? Возможно, причина в том, как вы кормили его в детстве!
Робототехника, видеоблогинг, предпринимательство: в чем польза модных занятий для детей?
9 августа 2019
Робототехника, видеоблогинг, предпринимательство: в чем польза модных занятий для детей?
Какие дополнительные занятия не станут лишней нагрузкой для первоклассника, а будут ему интересны, помогут развить полезные навыки и познакомиться с перспективными профессиями будущего?
«Это не я!» Как научить ребенка отвечать за свои действия
5 августа 2019
«Это не я!» Как научить ребенка отвечать за свои действия
Это не ваш ребенок разбил чашку - она сама выпрыгнула из его рук. А грязные следы на полу (с отпечатками кроссовка) оставил не он, а собака. Похоже, обвинить кого-то другого для него - привычный способ избежать вашего неодобрения. Что же делать?
В компании сверстников речь ребенка развивается лучше
31 июля 2019
В компании сверстников речь ребенка развивается лучше
Чем больше вокруг детей - тем лучше и их словарный запас!
Привычка жестикулировать развивает детскую фантазию
26 июля 2019
Привычка жестикулировать развивает детскую фантазию
Поощряйте детей активнее использовать жесты - это помогает им придумывать творческие идеи.
Пусть он меня слушается! 7 советов по воспитанию, которые улучшат ваши отношения с детьми
19 июля 2019
Пусть он меня слушается! 7 советов по воспитанию, которые улучшат ваши отношения с детьми
Пока ребенок ежедневно проверят ваши границы, вы балансируете между «мы слишком много ему позволяем и балуем» и «похоже, мы перегибаем с требованиями и строгостью». Как найти правильный подход к дисциплине?
Папы младенцев и послеродовая депрессия
17 июля 2019
Папы младенцев и послеродовая депрессия
Оказывается, у «новорожденных» отцов тоже может случиться послеродовая депрессия. Как им помочь?
12 простых, но эффективных способов перестать кричать на детей
12 июля 2019
12 простых, но эффективных способов перестать кричать на детей
Если вы иногда повышаете на ребенка голос - это не значит, что вы наносите его психике непоправимый урон. Но все-таки чем реже вы теряете терпение и кричите, тем лучше для всей семьи. Попробуем?
Дети более внимательны, чем взрослые
11 июля 2019
Дети более внимательны, чем взрослые
И способны замечать больше деталей!
Пускаем пузыри! И развиваем речь
9 июля 2019
Пускаем пузыри! И развиваем речь
Игры с мыльными пузырями помогают малышу раньше научиться говорить.
Ребенок витает в облаках? 5 советов, которые помогут сосредоточиться
8 июля 2019
Ребенок витает в облаках? 5 советов, которые помогут сосредоточиться
Похоже, если вы не будете ежеминутно напоминать ребенку о том, что сейчас он убирает игрушки, читает или чистит зубы - он замечтается, а процесс остановится. Как помочь ему сконцентрировать внимание?