15 января 2018

Личный опыт: мой ребенок – дислектик

Хотя в последнее время педагоги и врачи все чаще говорят о дислексии, многие люди, в том числе и родители, даже не представляют, что это такое. Нередко они думают, что ребенок, который испытывает трудности с обучением чтению, письму, счету, просто ленится. Но есть и те, кто достаточно осведомлен о дислексии — и в силу профессии, и по личным причинам. Екатерина Савина, логопед и мама 8-летней Калерии, согласилась рассказать о том, как она помогает своей дочери, у которой есть признаки дислексии, преодолевать эту проблему.

Екатерина Савина, мама Калерии, учитель-логопед
Екатерина Савина, мама Калерии, учитель-логопед

Немного о дислексии

Дислексия — это специфическое нарушение, которое выражается в неспособности овладеть навыком чтения и имеет неврологическую природу. У детей она проявляется в стойких ошибках, обусловленных расстройством или несформированностью психологических функций, которые отвечают за процесс чтения. В современном мире более 20 процентов детей — дислектики. До сих пор даже у специалистов — педагогов, психологов, биологов, врачей, лингвистов — мнения о том, что лежит в основе дислексии, расходятся. Одни считают, что это болезнь, другие — педагогическая запущенность, третьи полагают, что все дело в особенностях функций определенных отделов головного мозга.

Как мы выявили проблему

Лера с самого рождения была активной девочкой: рано села, рано пошла, даже не пошла, а побежала. Она быстро научилась самостоятельно одеваться, есть, с большим желанием ходила в детский сад, любила активные виды деятельности, только публичные выступления вызывали у нее повышенную тревожность. Например, Калерия не рассказывала стихи на утренниках в садике и даже могла убежать с выступления на ритмопластике, это такие занятия, где гимнастика сочетается с танцами.

Первые симптомы дислексии у дочки появились в возрасте 5−6 лет, когда она стала посещать дополнительные занятия по подготовке к школе. У ребенка выявились проблемы, связанные со зрительным восприятием. Например, ей тяжело давалось задание «Найди буквы, которые спрятались»: несколько букв нарисованы друг на друге, нужно назвать все по отдельности. Ей также бывало трудно описать, как располагаются в пространстве различные предметы, она не могла сразу подобрать слова «право», «лево», «следующий», «предыдущий» и так далее.

Обнаружилось, что у Леры недостаточно была сформирована слухо-моторная координации: ей было сложно выполнять движения, задаваемые речевой инструкцией, без зрительного подкрепления, то есть без показа. Еще Лера часто переставляла слоги в словах: молоток — мотолок. Большие затруднения дочка испытывала, когда в заданиях требовалось соотнести звук и букву.

Как мы с этим справлялись

Конечно, мы немедленно приступили к коррекции этих проблем. Мне, как и любой маме, хотелось, чтобы ребенок учился успешно, а не с огромными трудностями. Главная проблема, с которой дочь столкнулась при обучении грамоте, была в том, что она не запоминала буквы, ей было трудно соотносить их со звуками. И здесь нам помогли игры с буквами и словами. Перечислю основные.

«На что похожа буква» — мы много рисовали карандашами, а еще песком на специальном световом планшете (можно манкой на подносе): брали за основу букву и пытались ее «оживить».

«Собери букву» — задание очень похоже на пазлы. Я разрезала на части большие буквы, до этого напечатанные на листе бумаги и вырезанные. Лере предстояло эти буквы восстановить. Постепенно задание усложнялось: добавлялись новые буквы.

«Выложи букву» — из различных подручных материалов (нитки, пуговицы, фасоль, спички, что угодно) мы выкладывали буквы, слоги и слова.

Проблему с несформированностью пространственной ориентировки мы решали с помощью зрительного подкрепления. Выглядело это так: рисовали всевозможные схемы — пути до детского сада, до магазина, до бабушки. А еще мы с Лерой играли в прятки и использовали игры на формирование ориентировки «на себя». Мы брали схематическое изображение лица человека с ориентиром (нос). Лера выкладывала на нем части лица (глаза, брови, губы). Затем она закрывала глаза и выполняла это задание снова, проговаривая, где по отношению друг к другу располагаются все части лица.

Наши достижения

В первом классе дочка училась без особых проблем. Страдала только техника чтения: Лера читала медленно и заменяла некоторые буквы: могла вместо «бублик» прочитать «дудлик». К середине второго класса специфические ошибки стали проявляться и на письме. Сейчас Лера в третьем классе, и у нее бывают трудности при заучивании стихов.

Для коррекции дислексии мы стали посещать дополнительные занятия с нейропсихологом и психотерапевтом, результаты появились после 4−5 занятий, Лера стала более внимательной, менее тревожной. Если замены букв при чтении и письме сохранялись, то перестановок слогов практически не было. Но коррекция дислексии — это процесс не быстрый, такие занятия необходимо посещать в течение 8−9 месяцев.

Также мы регулярно консультируемся у невролога. Эти занятия направлены на развитие слухоречевой и речезрительной памяти, зрительно-пространственных представлений, зрительного анализа и синтеза и других умений, а также на коррекцию эмоционального состояния ребенка. В работе этих специалистов используются упражнения, связанные с развитием координации движения.

Личное мнение как специалиста

Я учитель-логопед, и уверена, что коррекция дисграфии и дислексии наиболее успешна на раннем этапе ее развития, а профилактику стоит начинать уже в дошкольном возрасте. Нужно развивать у детей зрительно-пространственные функции, память, внимание, аналитико-синтетическую деятельность, мелкую моторику. Обязательно нужно работать с нарушениями звукопроизношения, помогать с формированием лексико-грамматического строя речи. Эта работа очень важна: у ребенка улучшается самооценка, взаимоотношения со сверстниками и преподавателями. Кроме того, растет его уровень притязаний и способность достигать поставленных целей.

Читайте также:

5 логопедических проблем, которые нельзя запускать

5 важнейших принципов развития мозга ребенка

3 важных принципа развития творческого потенциала дошкольников

Фото: Roman Sorkin/Oksana Kuzmina/Yuganov Konstantin/Shutterstock.com

Читайте также:
5 способов мотивировать ребёнка к учёбе, которые не работают 
17 октября 2019
5 способов мотивировать ребёнка к учёбе, которые не работают 
Пока ребёнок ходил в детский сад, он горел желанием побыстрее отправиться учиться и мечтал стать отличником. Но через пару месяцев в школе энтузиазм что-то поутих. Как помочь ему настроиться на учёбу? Методы, к которым очень часто прибегают родители, не только не помогают, но и вредят. Проверьте, не делаете ли вы этих ошибок?
Правила поведения: может ли строгость травмировать ребёнка?
15 октября 2019
Правила поведения: может ли строгость травмировать ребёнка?
Мамы и папы, бывает, так боятся нанести ребёнку психологическую травму строгим воспитанием, что вообще ничего ему не запрещают. Но ведь детям нужны рамки? Разбираемся, где грань между разумной строгостью и неоправданной жёсткостью.
12 классных книг о девочках с характером
11 октября 2019
12 классных книг о девочках с характером
Международный день девочек, — да, есть и такой праздник! — отмечаем 11 октября. И это отличный повод поговорить о книгах с очень крутыми главными героинями — девочками, которые способны удивить и вдохновить. Они все разные, но точно ни одну из них нельзя назвать скучной, нудной, бесхарактерной, «картонной» девицей.
Личный опыт: инстапапа Андрей Клеверин о том, как растит сыновей
10 октября 2019
Личный опыт: инстапапа Андрей Клеверин о том, как растит сыновей
У одного из самых популярных пап-блогеров нашей страны @kleverin_andrey — большая и крепкая семья, 5 сыновей. Недавно он и книгу написал о том, как научиться понимать друг друга и сохранить доверие. Андрей — давний друг телеканала «О!» — поделился с нами своими принципами воспитания детей. 
Домашняя работа: как решить проблемы с уроками
8 октября 2019
Домашняя работа: как решить проблемы с уроками
Ребёнок каждый день мучается с «домашкой»? Проблема знакома многим! Учитель и методист Ольга Узорова даже написала об этом целую книгу «Караул, домашняя работа!»: читайте полезные советы от учителя.
Всем ли полезно инклюзивное образование? 5 важных вопросов психологу
7 октября 2019
Всем ли полезно инклюзивное образование? 5 важных вопросов психологу
Ребёнок сообщил новости: в группе детского сада или школьном классе появился новенький с ограниченными возможностями здоровья. Родители могут забеспокоиться: получится ли наладить отношения? Они и раньше-то терялись, когда сын, дочка задавали вопросы, увидев на площадке дошкольника в коляске. Сориентироваться помогут советы психолога.
10 вопросов о космосе, которые волнуют взрослых и детей: отвечает космонавт Сергей Рязанский
4 октября 2019
10 вопросов о космосе, которые волнуют взрослых и детей: отвечает космонавт Сергей Рязанский
С 4 по 10 октября проходит Всемирная неделя космоса. Именно 4 октября 1957 года СССР запустил первый искусственный спутник Земли: началась космическая эра! С тех пор звёзды стали нам гораздо ближе и понятнее, но у нас всё равно много вопросов. А вот и ответы!
В Музее русского импрессионизма — новая детская программа
2 октября 2019
В Музее русского импрессионизма — новая детская программа
10 октября в этом столичном музее открывается масштабная выставка «Импрессионизм и испанское искусство». В рамках ее подготовлена и просветительская программа для детей.
Что почитать в плохую погоду: 14 интересных детских детективов 
1 октября 2019
Что почитать в плохую погоду: 14 интересных детских детективов 
Когда за окном мокро и уныло, да и настроение так себе, спасают книжки с лихо закрученным сюжетом. Заметили, как много в последнее время вышло детских детективов? Настоящий бум! И понятно, почему: они увлекают, заставляют поработать воображение и включают логическое мышление. Полезно почитать! Вот подборка, которая поможет сориентироваться.
Лучший подарок воспитателю: 5 вещей, за которые в садике вам скажут «спасибо»
27 сентября 2019
Лучший подарок воспитателю: 5 вещей, за которые в садике вам скажут «спасибо»
День воспитателя мы отмечаем 27 сентября, — и это хороший повод поздравить и сказать что-то приятное человеку, которому доверяем самого любимого ребёнка на свете. Но быть внимательными можно и нужно круглый год! Как общаться и сотрудничать с воспитателем, чтобы хорошо было всем, и ребенку тоже?
Новый проект Российской государственной детской библиотеки: «Читаем вместе с собакой»
27 сентября 2019
Новый проект Российской государственной детской библиотеки: «Читаем вместе с собакой»
Собаки слушают сказки? Да, и не только их! И помогают детям по-настоящему увлечься чтением.
Опять простуда: чем занять заболевшего ребёнка?
26 сентября 2019
Опять простуда: чем занять заболевшего ребёнка?
Ребёнок проснулся бледный, скучный, расчихался, захлюпал носом? Ох уж эта осенняя простуда! Как вести себя с заболевшим и как помочь ему быстрее пойти на поправку?
Дмитрий Емец о чтении, гаджетах и семье Пегасов
23 сентября 2019
Дмитрий Емец о чтении, гаджетах и семье Пегасов
Популярный детский писатель и многодетный папа рассказал, зачем детям читать и как привить им интерес к книгами, — специально для вас. 
10 отличных детских энциклопедий и атласов: от мировых цивилизаций до редких животных
20 сентября 2019
10 отличных детских энциклопедий и атласов: от мировых цивилизаций до редких животных
Самые интересные книги для любознательных детей, которые не перестают задавать вопросы и всегда готовы узнавать что-то новое. Родителям тоже стоит прочитать!
Как справиться со стрессом от учёбы: советует педиатр Сергей Бутрий
19 сентября 2019
Как справиться со стрессом от учёбы: советует педиатр Сергей Бутрий
Начало учебного года часто становится стрессом и для ребёнка, и для всей семьи. Как помочь детям справиться с возросшей нагрузкой? Советует педиатр, автор популярного блога «Заметки детского врача»
Первоклассник и школа: об адаптации расскажет... рисунок
16 сентября 2019
Первоклассник и школа: об адаптации расскажет... рисунок
Кажется, ребёнок уже вполне освоился в школе. Или нет? Понять, комфортно ли ему, как сложились отношения с одноклассниками и учителем, поможет рисунок. На что обратить внимание, рассказывает психолог Галина Смыслова.
10 классных детских кулинарных книг: рецепты, истории, факты
13 сентября 2019
10 классных детских кулинарных книг: рецепты, истории, факты
В пятницу, 13 сентября, большой праздник у всех сладкоежек и не только: День шарлоток и осенних пирогов. Скажите об этом ребенку - и он точно захочет приготовить что-нибудь эдакое. Специально для вас — подборка отличных детских книг, в которых можно найти и интересные рецепты, и любопытные факты о еде.
Простой приём, который поможет поднять ребёнку самооценку
10 сентября 2019
Простой приём, который поможет поднять ребёнку самооценку
Чтобы вселить в ребёнка уверенность, не обязательно предпринимать что-то глобальное, — работают и самые «скромные» способы, о которых мы иногда забываем. Как именно это делать, узнаем из бестселлера норвежского психолога Гюру Эйестад «Самооценка у детей и подростков. Книга для родителей».