«Ум и Хрум». Мультсериал«Ум и Хрум». Мультсериал
0+
15:35
«Ум и Хрум». Мультсериал
«Эмми и Гуру. Уроки природы»«Эмми и Гуру. Уроки природы»
0+
16:25
«Эмми и Гуру. Уроки природы»
«Смешарики. Пинкод». Мультсериал«Смешарики. Пинкод». Мультсериал
6+
16:30
«Смешарики. Пинкод». Мультсериал

9 способов борьбы с психосоматическими заболеваниями



Знаете ли вы, что существуют болезни, которые образуются от психологических причин? Это психосоматические расстройства. В сегодняшней статье эксперт «О!» Анна Скавитина объясняет, от чего они возникают и что можно с этим делать.

Анна Скавитина, психолог, аналитик, член IAAP (International Association of Analytical Psychology), супервизор РОАП и Института Юнга (г. Цюрих), эксперт журнала «Psychologies»
Анна Скавитина, психолог, аналитик, член IAAP (International Association of Analytical Psychology), супервизор РОАП и Института Юнга (г. Цюрих), эксперт журнала «Psychologies»

Термин «психосоматическое заболевание», в основном, используется для обозначения заболеваний, которые вызваны или усугублены психическими факторами или когда психические факторы вызывают симптомы в теле, но физическое заболевание не обнаруживается. Например, боль в груди или животе может быть вызвана стрессом, но никаких органических нарушений врачи не находят и отправляют ребёнка на обследование к неврологу, психиатру и психологу.

Мы знаем выражение «все болезни от нервов», но часто, когда дело касается наших детей, мы не готовы признавать, что их телесные симптомы возникли из-за переживаний. Потому что «он маленький, ничего не понимает, какие у него могут быть нервы?» или «у него точно всё в порядке, у него не может быть никаких причин для стресса». Потенциальные источники стресса у детей и подростков включают школьные и внешкольные занятия, конфликты с учителями, чрезмерные требования к ребёнку от педагогов или родителей, ощущение собственной не успешности, семейные проблемы, давление со стороны сверстников, хронические заболевания или инвалидность у родителей или их психические расстройства, а также собственные слабые способности к преодолению трудностей. Стоит быть более внимательным к ребёнку в периоды значимых изменений в его жизни: начала детсадовской, школьной или университетской жизни, рождения братьев и сестёр, семейных расставаний, переездов, даже временных, например, на лето к бабушке на дачу, на море на всё лето и так далее.

Любое событие, которое ребёнок не может понять или усвоить, может привести к тому, что он начнёт испытывать стресс и переживать телесные симптомы. Иногда родители искренне не понимают, как может возникнуть психосоматическое заболевание у младенцев: они ведь ещё ничего не соображают. Во-первых, они соображают больше, чем вы можете себе вообразить, а во-вторых, они испытывают недовольство, но способов изменить происходящее у них намного меньше, чем у тех, кто постарше. Поэтому чем младше ребёнок, тем больше вероятность, что на длительное недовольство он отреагирует телом. Обычно, когда для болезни есть психосоматические причины, мы видим неопределенность симптомов, их интенсивность может зависеть от времени суток или дня недели, они могут носить непоследовательный характер, а также множество симптомов могут присутствовать одновременно или переходить в хроническое течение болезни при хорошем, в целом, здоровье у ребёнка.

Наиболее типичные психосоматические симптомы у детей

  • Пищеварительная система: понос, рвота, боли в животе, отсутствие аппетита или избыточный аппетит.

  • Дыхательная система: внезапные приступы, когда дыхание прерывается или ускоряется, астматические приступы, длительный кашель

  • Кожные: экзема, нейродермит, и другие кожные заболевания.

  • Головная боль, боль в животе или боль в других частях тела.

  • Частые отиты

  • Бессонница, трудности с засыпанием, частые пробуждения, нарушение сна.

Почему возникают психосоматические расстройства у детей?

Представьте себе, что младенец недоволен, ему некомфортно, он пытается махать руками или ногами, следуя биологическому механизму «бить или бежать», но ни драться, ни бежать у него не получается, и дискомфорт никак не исчезает. Он пробует кричать, приходят мама или папа, находят причину беспокойства и устраняют её. Маленькие дети нуждаются в обязательном присутствии взрослого человека, который поможет им выживать в этом мире. А если никто не приходит на крик или приходит, но не может устранить причину беспокойства? Что может сделать младенец? Ничего. Так как силы, которые он тратит на крик, не безграничны, он замолкает и, чаще всего, засыпает. Не успокаивается, а временно отключается. Куда же девается его возбуждение? Остаётся в теле. Вспомните, как в минуты сильных переживаний у вас трясутся руки. Или как перед значимыми событиями начинает болеть живот от неосознаваемого напряжения. Событие уже закончилось, вам кажется, что вы давно успокоились, а руки так и продолжают дрожать или живот болеть. Мы даже говорим «живот расстроился» — так же, как и про своё настроение. То есть, те силы, которые должны были израсходоваться на сражение или бегство, остаются внутри. Когда дети подрастают, они пытаются избавляться от стресса с помощью двигательной активности. Например, после детского сада или школы ребёнок, который, как вам кажется, устал настолько, что сейчас упадёт, вместо этого начинает носиться по дому, возбуждённо кричать или смеяться. Часто это заканчивается капризами и слезами. Отсюда бабушкины приговорки: «Не смейся много — плакать будешь!». Смех смеху рознь, конечно, но в этой присказке речь идёт именно о смехе при перевозбуждении.

Психосоматические заболевания возникают из-за неправильного эмоционального управления. Оно, к сожалению, не встроено в нас при рождении. Детям трудно тормозить своё возбуждение без помощи взрослых. То есть, мотор у них внутри вполне мощный, как у «Феррари», а тормоза пока не дозрели и не справляются.

Недостаточное эмоциональное регулирование существует не только у детей. У взрослых также могут развиваться психосоматические расстройства и по тем же причинам. Следовательно, люди могут страдать психосоматическими расстройствами на протяжении всей жизни, с самого детства и до старости. Эти расстройства абсолютно реальны, как и их осложнения. Лечить их врачам и родителям не так уж просто, потому что таблетки и пилюли часто не помогают или лишь немного ослабляют симптомы.

Как бороться с психосоматикой?

Защитить ребёнка от психосоматических заболеваний или хотя бы уменьшить их частоту и длительность вполне реально. Чудесных решений этой проблемы, конечно, не существует, но есть некоторые рекомендации, которые могут быть полезны родителям:

  1. Психосоматические расстройства обычно появляются, когда дети достигают предела своей эмоциональной выносливости. Чтобы предотвратить их, важно учитывать возможности именно вашего ребёнка, а также не игнорировать его боль и стресс.

  2. Учите ребёнка регулировать своё эмоциональное состояние с помощью слов, описывающих то, что с ним сейчас происходит, давать названия своим переживаниям. Называя эти чувства вслух, обсуждая их с близкими людьми, мы учимся проговаривать происходящее внутри себя, молча. При этом, в младенческие и дошкольные годы эмоциональное состояние ребёнка регулируется с помощью эмпатичных понимающих родителей, которые объясняют, что же с ним происходит. Постепенно он усваивает модель управления своим состоянием, и тогда проблема перерабатывается его собственной психикой, а не идёт в телесные симптомы.

  3. Спрашивайте детей о том, как прошёл их день. Взрослым людям повседневная детская деятельность, игры и взаимодействие с другими могут показаться незначительными. Тем не менее, для маленьких членов вашей семьи они могут быть жизненно важны! Проявив заботу и узнав, что происходило с ребёнком в течение дня, вы сможете понять, что его беспокоит. И поговорить об этом.

  4. Ищите источник проблемы. Выясните, как долго продолжался дискомфорт, когда боли становятся более интенсивными и когда они исчезают. Часто бывает, что симптомы исчезают, например, когда ребёнок чувствует себя или реально находиться далеко от источника проблемы.

  5. Позвольте детям выражать себя, описывать свои чувства. Поначалу им может быть трудно, помогайте им. Важно, чтобы ваши дети знали: их готовы слышать и слушать. Однако не увлекайтесь вопросами, чтобы не допустить психологического давления на ребёнка вместо поддержки, скорее, предлагайте слушать, когда ему это нужно.

  6. Старайтесь сохранять спокойствие, если ваши дети не могут выразить, что происходит, или говорят какую-то глупость с вашей точки зрения. Если дети не могут выразить свои чувства словами или связанными предложениями, то ваше раздражение или крик только усугубят ситуацию. Если чувствуете, что начинаете злиться, сделайте несколько шагов назад от ребёнка, возьмите паузу. Попейте воды, посмотрите в окно. Продолжайте только после того, как сумели справиться со своим состоянием.

  7. Если симптомы становятся регулярными, заведите дневник, в который записывайте всё, что может иметь отношение к симптомам. День, время, обстоятельства, для того, чтобы уловить возможную связь симптомов с происходящими событиями в жизни ребёнка.

  8. В сложных случаях помните, что вам и вашему ребёнку может понадобится помощь психолога. Современные дети, которые знают, чем занимается психолог, часто сами просят их к нему отвести.

  9. Не отказывайте своему ребенку в помощи, в которой он или она нуждается, в том числе в необходимых лекарствах, назначенных педиатром или другими профильными докторами.

Читайте также:

Искусство этикета: как должен вести себя ребёнок в музее и на выставке

7 героинь детских мультфильмов, у которых есть чему поучиться

Тест: хорошо ли вы знаете детские песенки?

Фото: Oksana Kuzmina, Thaninee Chuensomchit, marypastukh/Shutterstock.com

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Хотите отправить нам сообщение?

Перейти