«Алиса знает, что делать!» Мультсериал«Алиса знает, что делать!» Мультсериал
6+
14:00
«Алиса знает, что делать!» Мультсериал
«Йоко». Мультсериал (С субтитрами)«Йоко». Мультсериал (С субтитрами)
0+
16:00
«Йоко». Мультсериал (С субтитрами)
«Пег + Кот». Мультсериал«Пег + Кот». Мультсериал
0+
17:10
«Пег + Кот». Мультсериал
«Это мой друг!» Почему дети иногда общаются с чужими взрослыми?

Наверное, вы тоже вспомните людей в своей жизни, которые были значительно старше вас, но вас связывала или до сих пор связывает дружба. Что притягивает друг к другу людей такого разного возраста? Похожие интересы, ощущение себя нужным и важным. У старшего друга можно научиться тому, что не умеешь сам, чего не можешь найти у своих родителей. Психолог Анна Скавитина рассказывает, почему детям бывает важно общаться не только с родителями, и что стоит учесть.

Анна Скавитина, психолог, аналитик, член IAAP (International Association of Analytical Psychology), супервизор РОАП и Института Юнга (г. Цюрих), эксперт журнала «Psychologies»
Анна Скавитина, психолог, аналитик, член IAAP (International Association of Analytical Psychology), супервизор РОАП и Института Юнга (г. Цюрих), эксперт журнала «Psychologies»

— А деда выйдет гулять? — спрашивала пятилетняя я, постучавшись в гости к соседу. Иногда дед ходил со мной во двор делать секретики из конфетных фантиков и стекляшек или приглашал в гости пить чай с вареньем: чашки его жена расставляла на кружевной белоснежной скатерти. Соседский дедушка учил меня играть в шашки, бабушка показывала, как вязать. Их дети или выросли и разъехались, а может их и не было. Но я, похоже, заменяла им внучку, они с удовольствием проводили со мной время и передавали то, что знали и умели.

Общий опыт

Люди, как пишет А. Жуков — «общественные животные». Жить вместе всегда было важно для нашего выживания, а особенно для нашего потомства. Люди жили коммунами, расширенными семьями, всегда была возможность не только обеспечить защиту друг друга, но и более удачную охоту, а также распределить между собой разную деятельность и поддержать друг друга. Беда сегодняшнего родительства в изоляции друг от друга, от родственников. Жизнь в маленьких семьях оказывается для родителей часто очень сложной без необходимой поддержки и возможности распределить уход за детьми между родственниками. А также научиться уходу за детьми — наблюдая за тем, как это делают старшие родственники. Именнно поэтому сегодняшние мамы часто чувствуют себя абсолютно некомпетентными как матери, потому что им просто неоткуда было этому научиться.

Психологи говорят, что наши беды родом из детства, всё очень сильно в нашей взрослой жизни зависит от того, как наша мать справлялась с заботой о ребёнке. Почему мать? А потому что часто рядом с современным ребёнком больше никого и нет. Всё меньше бабушки и другие родственники включены в жизнь молодой семьи.

Когда люди жили большими коммунами или деревнями, у ребёнка была возможность «добрать заботы и любви», если ее не хватает, у других родственников, научиться у них чему-то, что родители не умеют. Даже просто побыть рядом с теми, кто это умеет — в деревне. При эмоциональных сложностях написать «на деревню дедушке» или прибежать к тетушке.

Если заботящихся и любящих взрослых много, то если кто-то из них эмоционально, душевно или физически не здоров, то остальные родственники это могут как-то сгладить, компенсировать. А если этих родственников всего один или два? Тут любое слово становится непомерно значимо! И даже моя детская дружба с соседским дедом смотрится сейчас как-то неоднозначно. А что же его притягивало в общении с ребёнком? Да просто возможность восполнить свою родительскую недореализованную часть.

Учимся общаться

Но не только за знания и эмоциональную поддержку ребёнок может ценить отношения со взрослыми друзьями. Возможно, у вас был опыт, когда мамины или папины друзья приходили в гости в дом, и вы их ждали, и вас усаживали за взрослый стол, разрешали участвовать во взрослых разговорах. Опыт, в котором тебя-маленького, последнего или предпоследнего в семье по иерархии, принимают за равного. Часто в дружеских отношениях со взрослыми ребёнок получает опыт иного статуса, что помогает увереннее чувствовать себя и свою самоценность. Подростки, которые чувствуют себя отвергаемыми сверстниками, в таких отношениях имеют возможность поднять свою самооценку и почувствовать себя принятым — даже в более крутое общество, чем общество ровесников.
Часто ребята талантливые, эрудированные, обгоняющие своих ровесников в какой-то сфере, становятся для ровесников слишком непонятными, поэтому не вписываются в компании ровесников. Для их развития важно поискать кружки, лагеря, школы или клубы, где найдутся люди с похожими интересами. Там есть учителя, тренеры, мастера своего дела, которые смогут дать опору детям, поддержку в том, что они не одиноки со своими интересами, представлениями, желаниями. Лучше, конечно, в реальности, а не онлайн, но такие группы легко найти в крупных городах, и не так просто — в маленьких, поэтому можно это делать и через Интернет.

Дети, которые постоянно выбирают в друзья старших по возрасту, и почти не дружат с ровесниками, часто чувствуют себя недостаточно компетентными в ситуациях общения: умении контролировать свои эмоции, решать конфликты. Взрослые обычно берут эти функции на себя, и ребёнок может в безопасности учиться этим навыкам. Но если ребёнок не хочет «тестировать» свои наработанные навыки на сверстниках, возможно, ему нужна дополнительная помощь родителей, педагогов или психологов в их освоении.

Есть сомнения?

Конечно, часто родители опасаются, что через взрослых друзей ребенок попадёт в запретную зону, получит знания и опыт, к которым он ещё в силу возраста не готов, куда ему нельзя даже заглядывать. Возможно, его будут провоцировать на получение «взрослых» удовольствий, или даже он сам проявит желание, а ему не откажут в его удовлетворении. Или он может оказаться жертвой сексуальной эксплуатации со стороны взрослого человека, даже не понимая, что на самом деле происходит. Увы, такое тоже может быть.

Важно, что дружба с ребятами постарше и со взрослыми людьми не должна быть секретной от родителей — ни в реальной жизни, ни в виртуальной. Если маленький ребёнок не готов делиться происходящим, рассказывать про эти взаимоотношения, то у родителей есть все основания пристальнее присмотреться к такой дружбе. И возможно экстренно предпринять меры, пресечь общение.

Детям очень занятых родителей часто хочется найти источник дополнительного тепла и заботы, которых им недостаточно, поэтому они ищут того взрослого, который в состоянии дать то, чего не хватает. А ребёнок наделяет взрослого друга идеальными чертами, всем тем, что ему хотелось бы видеть в его конкретных родителях, и часто вне зависимости от того, какой этот взрослый на самом деле. На длительность дружбы со старшим товарищем влияют те же факторы, что и на дружбу с ровесниками. Ребёнок вырастает, его круг общения расширяется, интересы меняются, опыт и знания становятся больше. Часто дружба со старшими друзьями изживает сама себя, все расходятся на развилке, и каждый из участников идёт дальше, проживать следующий участок своего жизненного пути.

Читайте также:

Почему воображаемый друг нужен каждому ребёнку (и даже некоторым взрослым)

5 главных отличий современного ребенка от детей прошлых лет

Ругать нельзя баловать: как воспитывают внуков бабушки и дедушки

Фото: Rido, photo_oles, fizkes/Shutterstock

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: