«Смешарики». Мультсериал«Смешарики». Мультсериал
0+
15:50
«Смешарики». Мультсериал
«Барбоскины team» (С субтитрами) (О! Кино!)«Барбоскины team» (С субтитрами) (О! Кино!)
0+
17:30
«Барбоскины team» (С субтитрами) (О! Кино!)
«Мир за минутку»«Мир за минутку»
0+
18:50
«Мир за минутку»

«Это у него комплексы!» Что важно знать родителям про детскую уязвимость

Что такое комплексы, например, «комплекс неполноценности»? С чем связаны стыд и неуверенность, и как родители могут помочь ребенку с ними справиться? Разбираемся вместе с психологами Анной Скавитиной и Станиславом Раевским.

Анна Скавитина, психолог, аналитик, член IAAP (International Association of Analytical Psychology), супервизор РОАП и Института Юнга (г. Цюрих), эксперт журнала «Psychologies»
Анна Скавитина, психолог, аналитик, член IAAP (International Association of Analytical Psychology), супервизор РОАП и Института Юнга (г. Цюрих), эксперт журнала «Psychologies»

Станислав Раевский, сопредседатель МААП, учредитель Института Креативной психологии, автор психологических игр
Станислав Раевский, сопредседатель МААП, учредитель Института Креативной психологии, автор психологических игр

Да у вас комплексы!

Комплекс — психологический термин, который легко нашел место в обыденном языке. Чаще всего, когда говорят про них, имеют ввиду некие странности в поведении, мешающие жизни и, главное, общению. Например: «Почему ты не идёшь встречаться с ребятами? У тебя комплексы, что с тобой никто не будет дружить? Вот Вася и Катя люди без комплексов!» В обычной жизни люди говорят о комплексах как о чём-то плохом, ужасном, от чего надо обязательно избавляться, лечиться. Но это далеко не всегда так, так же, как и Вася с Катей — «люди без комплексов» — имеют с психологической точки зрения вполне себе серьезные комплексы.

«Комплекс» — это структура внутри психики, определяющая поведение человека в определённых аспектах, это вытесненные эмоциональные конфликты. Иногда за комплексом прячется серьезный диагноз, но часто это психические структуры здорового человека, которые могут как серьезно мешать жизни ребенка и взрослого, так и при правильном отношении к ним стать серьезным ресурсом, опорой в жизни.

Известные психологи, разрабатывая свои теории, выделяли разные комплексы: Фрейд — «Эдипов комплекс», Адлер — «комплекс неполноценности», Юнг — «комплекс Электры», «материнский, отцовский комплекс» и т. д. Можно выделить 7 базовых комплексов, на которые родителям стоит обратить внимание: неполноценности, отшельника, брошенного, зависимости, власти, порядка, драмы.

Что такое «комплекс неполноценности»

Пожалуй, самый известный из комплексов — это комплекс неполноценности", именно он больше всего отражает обыденное понятие «у него комплексы».
Чувство, по которому можно опознать наличие этого комплекса — частый стыд. Ребенок считает себя неспособным, ни на что не годным, ничтожеством. Он стесняется своей внешности и своих способностей. Родители могут усиливать этот комплекс, указывая ребенку на его несовершенства, особенно, когда критикуют не его поведение, а его проявления в целом.

Также этот комплекс закрепляется, когда родители имеют слишком большие ожидания от своего ребенка и регулярно показывают, что ребенок им не соответствует, что он их разочаровывает. Тогда ребенок старается спрятать себя настоящего и создает другое псевдо-я, притворяется другим человеком, который больше соответствует ожиданиям родителей.

Он цепляется за этот выстроенный искусственный фасад изо всех сил, и часто может очень болезненно реагировать, если кто-то или что-то покажет его несовершенство. Жизнь такого ребенка, а позже и взрослого вертится вокруг непрерывной оценки окружающих: он идеализирует избранных людей, и стремится допрыгнуть до этих кумиров, одновременно обесценивает всех остальных людей, подчеркивая своё преимущество: «Только Они прекрасны, а остальные в мире идиоты!» Если подобное начинает проявляться очень сильно, то говорят о нарциссизме как диагнозе.

Существуют возрастные периоды, когда ребенок особенно уязвим перед комплексом неполноценности. Первый — это начало школьной жизни, когда выясняется, что теперь к тебе предъявляют серьезные требования, и ты должен им соответствовать, где ругают за ошибки, и неприлично быть двоечником и даже с двоечниками водиться. Родители часто фиксируются на необходимости иметь только хорошие отметки, и бывает, что ругают ребёнка даже за четверки, потому что это не «отлично». Дети пытаются соответствовать, но не у всех получается, тогда в ход идут подделка дневника, переписывание тетрадей, обман родителей: «А мне сегодня поставили три пятерки!» — хотя на самом деле вообще прогулял уроки. Всё делается от страха несоответствия требованиям, от желания порадовать мамочку и папочку, от страха наказания.

Следующий период — подростковый. Очень быстрые изменения в теле, непонятные мысли, чувства и переживания накладываются на повышение требований: «О чем ты думаешь, тебе скоро поступать/ деньги зарабатывать? А чего добился ты?» Они часто ощущают себя гадкими утятами на скотном дворе, он уже не милый ребенок, но пока еще не превратился во взрослого, который чего-то добился в жизни. Он стесняется своей внешности, а часто и своих способностей/не способностей. Трудно поверить в то, что в тебе что-то достойное для предъявления людям. И здесь родители, педагоги и сверстники могут как помочь подростку справиться с комплексом, так и закрепить его.

Нечуткие, некорректные замечания другого о внешности или способностях могут надолго стать внутренним образом себя. «Я слишком толстая», «я ни на что не способен», «я глупый», «я уродливый».

Закреплению этого комплекса может способствовать и озабоченность современной культуры достижениями, темой поступления в престижный ВУЗ, победы в конкурсах или спортивных соревнованиях. Учителя и родители, наполненные своими тревогами, страхами, собственным комплексом неполноценности, нагружают этим подростков: «О чем ты думаешь, у тебя же ОГЭ/ЕГЭ на носу!», чем создают у детей дополнительное ощущение неполноценности, которой они и без этого переполнены. У подростка возникает ощущение, что для мира и родителей важен не я, как человек, но только мои достижения. Родитель может заражать ребенка своим комплексом неполноценности с одной стороны, транслируя ему свою ничтожность, перекладывая неосознанно свои разочарования этим миром, свою несостоятельность в личной жизни, в профессиональной, с другой, ожидая, что ребенок компенсирует эту ничтожность своей нынешней или хотя бы будущей грандиозностью. «Пусть я — никто, но ты — гений, и должен стать настоящей звездой, чтобы я чувствовал, что это я породил такую звезду».

Как справиться со стыдом?

Лучшее лекарство от комплекса неполноценности — это эмпатия и принимающая любовь. Лучшее послание: «Я люблю тебя таким как ты есть, я верю в тебя и твое будущее, я не жду и не заставляю тебя соответствовать моему идеалу, у тебя есть твоя собственная жизнь, и она не моя». Но иногда этого бывает недостаточно и приходится работать с психологом, чтобы уменьшить постоянный стыд у ребёнка и интенсивные психологические защиты: идеализацию отдельных людей и обесценивание остальных.

У любого комплекса есть не только негативная сторона, но и позитивная — или ресурс. Что же может быть хорошего в комплексе неполноценности? Оказывается, есть. Это постоянное стремление к совершенству. Такие люди любят учиться, улучшать свои тело и мир вокруг, часто они имеют хороший вкус, им важно все не просто хорошее, а лучшее — учителя, дом, вещи. Они не удовлетворяются обыденностью и тянутся к высокому уровню жизни.

Но если родители будут сами поддерживать только их внешнюю состоятельность и успехи, то их жизнь и отношения могут стать слишком поверхностными. Главной их проблемой может стать невозможность любить, ведь нет идеального, и трудно любить что-то несовершенное. Если же родители смогут показать важность переживаний, естественность ошибок и неудач, покажут детям, в том числе на своём примере, как можно любить что-то даже несовершенное, это уравновесит их тягу к идеалам и приблизит их к красоте реальности.

Важно, чтобы у ребенка формировался сложный образ себя, в котором есть сильные и слабые стороны, и понимание, что слабые стороны можно развивать при желании, а не прятать. И одновременно понимание, что постоянное самосовершенствование и «апгрейд» самого себя — это попытка спрятать свой стыд за несовершенства под искусственный фасад. Нормально что-то не знать и не уметь, особенно в наше время, когда информации столько, что не успеть освоить и усвоить ее и за несколько жизней.
Продолжение о других комплексах читайте в следующих статьях.

Читайте также:

Когда ребенок нас разочаровал: советы родителям

«Ты же обещал!» Почему надо держать слово, которое вы дали ребёнку

Со мной никто не дружит! Как помочь ребенку, если у него нет друзей?

Фото: Asier Romero, Roman Samborskyi/Shutterstock

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Хотите отправить нам сообщение?

Перейти