«Мой музей»«Мой музей»
0+
21:20
«Мой музей»
«Турбозавры». Мультсериал«Турбозавры». Мультсериал
0+
21:25
«Турбозавры». Мультсериал
«Весёлый алфавит»«Весёлый алфавит»
0+
23:05
«Весёлый алфавит»
Успеем все! Как научить ребенка управлять своим временем

На карантине особенно заметно, как отсутствие плана легко может привести к хаосу: невыполненные задания, неубранная комната, зависание в гаджетах и перекусы на ходу. Самое время научить ребенка составлять расписание на день и распределять нагрузку. Эти навыки не раз выручат школьника и во время учебы после карантина. Руководитель подразделения «Курсы и репетиторы» онлайн-школы «Фоксфорд» Игорь Трахов рассказал, как с детства научить ребенка грамотно распоряжаться своим временем.

Игорь Трахов, педагог, руководитель подразделения «Курсы и репетиторы» онлайн-школы «Фоксфорд»
Игорь Трахов, педагог, руководитель подразделения «Курсы и репетиторы» онлайн-школы «Фоксфорд»

Главное — не пытайтесь внедрить всё и сразу, попробуйте разные подходы и посмотрите, что понравится вашему ребенку больше. То время, которые вы потратите на обучение малыша, не раз сэкономит ваши нервы в будущем.

Что мешает успевать?

Пожиратели времени
Если вычесть время на сон и учебу, у младшего школьника в день остается 8−10 часов свободного времени. Взрослые о таком могут только мечтать! Только вот куда уходит это время? В тайм-менеджменте есть такое понятие, как хронофаги или пожиратели времени — к ним относят любые отвлечения от основного дела.

Отсутствие плана
Когда у ребенка нет четкого представления, чем ему заниматься и в каком порядке, он будет в течение дня бессистемно переключаться с одного дела на другое. Конечно, более привлекательными для него окажутся игры на телефоне и просмотр мультиков. В итоге время будет потрачено, а важные дела останутся невыполненными. Чтобы этого избежать, нужен простой зафиксированный на бумаге план.

Прокрастинация
Младшему школьнику задают на дом столько заданий, чтобы их можно было выполнить за 1,5−2 часа. Редкому ребенку удается вписаться в эти границы, и виной тому прокрастинация. Выполняя задания, легко отвлечься на игрушку, лежащую рядом, чьи-то слова, что-то интересное за окном. В результате он вроде бы занят важным — делает домашку, но на это уходит в разы больше времени. Чтобы сделать задания быстро, нужно убрать подальше телефон, игрушки и закрыть ненужные вкладки на компьютере.

«Если домашние задания ребенку нужно делать на компьютере, не отвлекаться поможет простая хитрость: создайте отдельный учебный аккаунт. Пусть там будут только ресурсы для учебы, никаких установленных игр и сохраненных мемов. Так вы сведете возможность отвлечься к минимуму», — советует Игорь Трахов.

Время ожидания
Дорога в школу и обратно, очередь в магазине, ожидание тренера перед спортивными занятиями или опоздание друга (а в период карантина — ожидание следующего занятия) — бесполезное и утомительное время съедает за день иногда больше нескольких часов. Не потерять это время помогут словесные игры, заранее подобранные аудиокниги, короткие видео.

Куда уходит время?

С помощью простой техники «Хронометраж» можно выяснить, на что тратит свой день ребенок. Для этого на листе бумаги составьте табличку с колонками: «Дело», «Начало», «Окончание», «Затрачено». Объясните малышу, что прежде чем приступить к любому занятию, ему нужно заполнить первые два столбца, а по окончании дела — отметить время в третьем. Занятия длительностью до 5 минут можно не учитывать.

В конце дня вместе с ребенком заполните последний столбец и обсудите:
— Какие дела отняли много времени, а какие были выполнены быстро;
— До каких дел ребенок не добрался;
— На что отвлекался больше всего;
— От каких дел стоит отказаться или сократить выделенное на них время, чтобы успеть важное.

Хронометраж позволит наглядно увидеть, что на выполнение уроков уйдет гораздо меньше времени, если не отвлекаться на чай и интернет слишком часто. В таком случае и до «отбоя» останется больше свободного времени, чтобы посмотреть фильм или поиграть с родителями.

«Лягушки», «помидоры» и план на день

Все успеть и не запутаться в разнообразных делах ребенку поможет план. Купите красивый ежедневник и вместе с ребенком вносите туда расписание на следующий день. План лучше составлять вечером перед сном, тогда уже с утра ребенок будет знать, с чего ему начать.

Для гармоничного развития важно придерживаться баланса, поэтому включайте в план дела из всех жизненных сфер: учеба, здоровье, общение с друзьями, семья, творчество, игры и развлечения.

При планировании используйте принцип Парето: 20% усилий дают 80% результата, а остальные 80% усилий — лишь 20%. Составляя график дня учитывайте, что примерно 20% времени в течение дня школьники особенно продуктивны. Для «совы» продуктивные часы приходятся на вечер, для «жаворонка» — на утро. При этом важно, чтобы у ребенка был постоянный режим: одинаковое время отхода ко сну и пробуждения. Следование режиму особенно актуально для детишек, которые долго просыпаются и «копаются» по утрам. В идеале сохранять этот ритм и на выходных, и во время каникул.

Выбирайте время подъема так, чтобы ребенок мог спокойно позавтракать и собраться в школу. Будет здорово, если после школы в обед ребенок сможет поспать полчаса. Короткий сон помогает восстановить силы и «перезагрузить» мозг.

Свободную часть дня лучше начать с «дел-лягушек». В тайм-менеджменте так называют неприятные задачи, которые не хочется выполнять, например, для ребенка это может быть уборка комнаты. Когда мы передвигаем такие дела в конец своего списка задач, это усиливает стресс и снижает производительность. «Проглотить лягушку» с утра значит получить удовлетворение от того, что справился, и зарядиться успехом на весь день.

«Когда составляете график, обязательно включайте в него „зеленые зоны“ — это время, не занятое делами. Оно пригодится ребенку для ничегонеделания и мечтаний, а также позволит в случае необходимости сдвинуть расписание. Гибкость очень важна», — говорит Игорь Трахов.

Если ребенку сложно сосредоточиться на выполнении домашних заданий, предложите ему воспользоваться техникой помидора. Основатель метода Франческо Чирилло предлагает разделять дела на «помидорки»: один «помидор» — 25 минут сосредоточенной работы — чередуется с отдыхом в 5 минут. После 4 «помидоров» на отдых выделяют уже 20−30 минут. Чтобы за «помидорками» было удобнее следить, поставьте таймер на телефоне.

В периоды отдыха ребенку лучше переключиться на активную деятельность, например, если он выполнял домашнее задание на компьютере — заняться физкультурой или помыть посуду.

В течение дня могут появляться новые задачи: объясните ребенку как правильно на них реагировать и расставлять приоритеты. Обычно в тайм-менеджменте используют матрицу Эйзенхауэра, которая включает 4 категории задач: срочные и важные, не срочные и важные, срочные и не важные, несрочные и неважные. Ребенку можно просто объяснить, что нужно выполнять дела в срок (соблюдать дедлайны), не накапливать важные дела и не отвлекаться на неважные.

«Выберите один день в неделю и позвольте ребенку самому составить расписание на день, пусть он потренируется сам планировать свое время. Вечером вы сможете обсудить, всё ли удалось и что нужно скорректировать», — предлагает Игорь Трахов.

Диджитал-помощники

Возьмите на вооружение виртуальных помощников — сервисы и приложения, которые помогут всё успеть, спланировать день и составить список дел.
Календари и планеры. Вместо бумажного ежедневника можно использовать приложение на смартфоне, тогда план на день всегда будет у ребенка под рукой. Обычно в таких программах удобно выстраивать списки дел, устанавливать дедлайны для каждой задачи и добавлять напоминания, задействовав будильник.
Система канбан. Каждое дело представляет собой отдельную карточку с дедлайном и прикреплено к доске объявлений. По мере выполнения работы карточку передвигают из одной колонки в другую. Для ребенка достаточно 3 колонок: Сформулированные задачи, Задачи в процессе выполнения, Завершенные задачи. В такой системе удобно контролировать все процессы и достигнутый прогресс.
Трекеры рабочего времени. Эти программы помогут понять, чем ребенок занимается за компьютером, как часто отвлекается на чтение новостей или просмотр социальных сетей вместо выполнения домашнего задания. Удобно проанализировать вечером, на что ушло время, и учесть это при последующем планировании.
Интеллектуальные карты. Многие дети любят рисовать, да и образное мышление у них хорошо работает — с помощью интеллектуальных карт можно создать красочную визуальную схему целей, событий и действий. Она поможет систематизировать большие задания и запомнить разрозненную информацию.

«Систему „канбан“ можно сделать дома из пробковой доски и стикеров. Напишите на доску расписание на день с промежутками в один час. Возьмите стикеры разных цветов для категорий дел: уроки, спорт, домашние дела, и разместите их на доске. План удобно корректировать, достаточно поменять стикеры местами. Для детей помладше можно использовать не стикеры, а соответствующие картинки», — рассказывает Игорь Трахов.

Совсем малышам предложите «раскрасить время»: нарисуйте циферблат часов и вместе с ребенком разделите его на цветные блоки. За каждым цветом закрепите своё занятие, например, время приема пищи выделяйте зеленым, спорт — синим, уроки — оранжевым и т. д. Так ребенок начнет привыкать и к понятию времени, и к планированию своего дня.

Что запомнить

  • Начинайте обучать ребенка методам тайм-менеджмента с 6−7 лет. Уже в этом возрасте у детей хорошо формируется привычка планировать свое время.
  • Отсутствие плана, прокрастинация и время ожидания — коварные пожиратели времени, но с ними легко справиться — достаточно составить план, убрать отвлекающие факторы, играть или слушать аудиокниги в дороге.
  • Чтобы узнать, на что ребенок тратит свой день, используйте технику «Хронометраж»: составьте табличку со временем начала и окончания каждого дела и поручите ребенку заполнять ее несколько дней.
  • Составляйте план на день с ребенком с вечера.
  • Сделайте график дня гибким и учитывайте время продуктивности для «сов» и «жаворонков».
  • Начните день с «дел-лягушек», чтобы избавиться от давления и получить заряд энергии.
  • Сосредоточиться на выполнении домашних заданий поможет метод помидора: чередование учебы и отдыха.
  • Объясните ребенку, что нужно выполнять дела в срок, не накапливать важные дела и не отвлекаться на неважные.
  • Используйте виртуальных помощников — сервисы и приложения для планирования дня, составления списков дел, трекеры рабочего времени за компьютером, интеллектуальные карты.

Читайте также:

В какое время дня лучше всего решать сложные задачки?

Как научить ребенка играть самостоятельно?

5 способов помочь ребенку, который постоянно опаздывает

Фото: stockfour, Dean Drobot, Zurijeta/Shutterstock

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Хотите отправить нам сообщение?

Перейти
Зебра в Клеточку