«Дракошия». Мультсериал«Дракошия». Мультсериал
0+
5:05
«Дракошия». Мультсериал
«Смешарики». Мультсериал«Смешарики». Мультсериал
0+
6:00
«Смешарики». Мультсериал
«Клуб вопросики»«Клуб вопросики»
0+
7:00
«Клуб вопросики»

«Мне никто не нужен»: что такое комплекс отшельника



Есть люди, выбирающие уединение, общение с другими для них — неприятное вторжение в их мир. Психологи Станислав Раевский и Анна Скавитина рассказывают о комплексе отшельника. Эта статья — продолжение цикла материалов про комплексы: почитайте про комплекс неполноценности, комплекс брошенности и комплекс зависимости.

Станислав Раевский, сопредседатель МААП, учредитель Института Креативной психологии, автор психологических игр
Станислав Раевский, сопредседатель МААП, учредитель Института Креативной психологии, автор психологических игр

Анна Скавитина, психолог, аналитик, член IAAP (International Association of Analytical Psychology), супервизор РОАП и Института Юнга (г. Цюрих), эксперт журнала «Psychologies»
Анна Скавитина, психолог, аналитик, член IAAP (International Association of Analytical Psychology), супервизор РОАП и Института Юнга (г. Цюрих), эксперт журнала «Psychologies»

«Внутренний домик»

Часто такой человек не доверяет людям, предпочитает взаимодействовать с механизмами, текстами или другими неживыми объектами. У него может быть очень чуткая нервная система, для которой громкий разговор и эмоции кажутся слишком ранящими, и поэтому он от них старается спрятаться, самоизолироваться внутри своей психики.

Такие люди как будто все время прячутся во внутреннем домике от мира, который слишком опасен, шумен и надоедлив. Комплекс отшельника — это регулярное бегство от коммуникаций. Он обычно формируется в раннем детстве: со стороны ребёнок может выглядеть тихим, удобным. Он играет со своими пальчиками или каким-то количеством игрушек и никому особенно не мешает.

Это ребенок, который столкнулся с тем, что заботящиеся о нем люди оказались в силу своего характера или жизненных обстоятельств недостаточно устойчивыми. Они сами с трудом выдерживают трудности, и их сил или умений не хватает для того, чтобы справляться ещё и с качественным жизнеобеспечением ребёнка, не говоря уж о его эмоциональных переживаниях. Родители предпочитают, чтобы ребёнок был тихим, не мешал, не плакал, не закатывал истерик и был сам занят делом. И они всеми способами стараются этого добиться — или им просто не до него. Ребёнок неосознанно старается удовлетворить пожелания родителей — ведь это вопрос его выживания. Он предпочитает по возможности прятаться от родителей, не доверяя им, не ожидая от них ничего хорошего.

Избегающий тип привязанности

Для ребенка — отшельника характерен избегающий тип привязанности. Как это понять? Можно обратить внимание на его реакции в отношениях с родителями.

Ребенок с нормальной привязанностью стремится поговорить с мамой, включить ее в свою игру, реагирует тревогой на ее уход, может плакать при ее отсутствии, но успокаивается, если ему помогают другие взрослые. Мама вернулась — и он радуется и/или выражает ей свое недовольство: словами — «почему тебя так долго не было», или плохим поведением.

Ребенок с избегающим типом привязанности играет, не стремясь включить маму в игру, почти не обращает внимания на ее уход, не проявляет заметных реакций на ее возвращение. Когда комплекс отшельника выражен очень сильно, нам приходится говорить уже не о комплексе отшельника, а об аутистическом или шизоидном спектре расстройств. Здесь необходима помощь психиатров, клинических психологов и специальных педагогов, и чем раньше, тем лучше.

Когда комплекс проявлен сильно, но не доходит до уровня диагноза, ребенку пригодится поддержка в налаживании коммуникаций, особенно с другими детьми: без хороших коммуникативных навыков ему будет сложнее учиться в обычной школе. Если вы или ваш ребёнок слишком сильно вовлечены в этот комплекс, то вы будете склонны игнорировать реальность, жить бесплодным фантазиями, с трудом решая реальные проблемы в жизни. Также этот комплекс может мешать строить отношения с другими людьми, словно создавая невидимую стену между нами и окружающими. Внутри комплекса отшельника — напуганный ребёнок, который боится внешнего мира, и уходит от него в себя.

Интроверт или нуждается в отдыхе?

Когда комплекс отшельника достаточно проявлен, то принято говорить и о том, что человек — интроверт, направлен вовнутрь, в свой внутренний мир. В последнее время вышло множество книг, показывающих ценность интроверсии как для ее обладателя, так и для общества. Как и любой другой комплекс, в каком-то виде он представлен в любой психике. Поэтому даже ярко выраженный экстраверт иногда обнаруживает в себе отшельника.

Есть известная ошибка в тесте на определение экстраверсии — интроверсии. Пойдете ли вы на вечеринку на выходных или предпочтете остаться дома? Удивительно, но интроверт может ответить — да, а экстраверт — нет. Почему? Потому что интроверт всю неделю сидел дома, за компьютером, а экстраверт устал от общения и нуждается в отдыхе. Любой человек иногда нуждается в уединении и хочет пусть на время, но стать отшельником. Если человек очень много времени вынужден проводить в социальной среде, и ему кажется, что ему просто отлично, то его неосознанная часть может потребовать от него отдыха — например, в виде неожиданного заболевания, или организации каких-нибудь проблем, которые вынудят человека провести время в уединении в компенсацию эмоциональной перегрузке.

Как помочь ребенку?

Как и в любом комплексе, в комплексе отшельника мы можем обнаружить не только проблемы, но и ценности. Почти все изобретения созданы отшельниками — ведь они не захвачены общими стереотипами и умеют смотреть на мир оригинально, в глубину и в даль. Из отшельников получаются великие ученые, художники, философы и мистики. Комплекс отшельника выражает наше желание уединения, уводит нас прочь от людей с их эмоциями и бытом. Благодаря этому комплексу мы открываем для себя свой внутренний мир, соприкасаемся с глубокими, экзистенциальными вопросами, обращаемся к вопросам духовного развития, либо же это погружение в себя сопровождается сложным интеллектуальным поиском, разработкой идей.

Одна из серьезных опасностей, что изобретения отшельников могут так и остаться у них в голове или в мастерской, а они станут известными лишь после своей смерти.

Помочь ребёнку-отшельнику найти себя, научить его делиться своими достижениями с другими людьми — задача родителей и всего общества. Для таких детей особенно необходимы «заповедники» — общество таких же детей, решающих сложные задачи, проводящих научные изыскания, ценящих покой и уединение. В других детских и взрослых сообществах они могут прослыть чудаками, в школе их регулярно поддразнивают, и бывает, подвергают травле. И хотя со стороны кажется, что ребёнок как будто этого и не замечает, но это заставляет его все больше уходить в себя и выпадать из отношений. Чем сильнее выражен комплекс отшельника в ребенке, тем осторожнее и бережнее нужно с ним общаться.

Отшельник, как любой человек, ценит доверительное общение, предпочитая близких проверенных годами друзей, с которыми он чувствует себя в безопасности. Ему не нужно терять лишнюю энергию на создание новых отношений и их длительную проверку, он ценит дистанцию и внутренний покой.

Как мы уже писали, в каждом из нас живет свой отшельник, который оберегает нас от передозировки внешним возбуждением, от слишком большой усталости. Через эту нашу часть мы можем лучше понять своих детей-отшельников и не требовать от них «немедленно пойти и стать лидером», «познакомиться во дворе с новыми ребятами» и «прямо сразу начать заниматься гимнастикой с новым преподавателем».

Главная задача психологической работы с этим комплексом — постепенно и бережно наладить комфортный для самого ребёнка контакт с внешним миром. Для этого нам важно поддержать ребёнка в любых попытках соприкосновения с этим миром (который на поверку может оказаться не столь пугающим), увидеть его внутренние достоинства и ценность, помочь воплотить свои ценности — и разделить с другими свою ценность. И познакомиться с внешним миром, обнаружить удовольствие и красоту простых, земных вещей.

Читайте также:

Как помочь ребенку, который чувствует себя одиноким

Ваш ребенок — интроверт: 5 признаков

3 истории о том, как живут дети с аутизмом в разных странах

Фото: Maria Sbytova, Med Photo Studio, Rido/Shutterstock

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Хотите отправить нам сообщение?

Перейти