«Азбука со Смешариками»«Азбука со Смешариками»
0+
0:10
«Азбука со Смешариками»
«Поезд динозавров» Мультсериал«Поезд динозавров» Мультсериал
0+
0:15
«Поезд динозавров» Мультсериал
«Турбозавры». Мультсериал«Турбозавры». Мультсериал
0+
1:00
«Турбозавры». Мультсериал

Дети и правила безопасности: когда и как учить

Почему одним детям достаточно предупреждения «Осторожно, горячо!», чтобы не трогать утюг, а другие хотят во всем убедиться лично? Как правильно рассказать ребёнку о том, что опасно, и почему важно не ограничиваться словами «нельзя» и «не трогай», а наглядно объяснять причины и последствия? Вместе с методистом онлайн-школы «Фоксфорд» Марианной Капущак разбираемся, как рассказывать ребёнку об опасных ситуациях и предметах.

Марианна Капущак, методист онлайн-школы «Фоксфорд»
Марианна Капущак, методист онлайн-школы «Фоксфорд»

Когда начинать

Большинство детей 4−6 лет уже готовы к подробной информации о безопасности дома и на улице. И лучше не ограничиваться сообщением «Потому что нельзя и все», и уж тем более не запугивать ребенка страшными последствиями нарушения правил. Объясните в доступной ему форме, почему не стоит трогать горячее, почему средства для уборки хранятся в высоком шкафу, а какие предметы вообще не предназначены для детей (и почему), как правильно переходить дорогу, вести себя в транспорте и т. д.

Чем младше ребёнок, тем более ярким и красочным должен быть обучающий материал. Малыши редко воспринимают информацию исключительно на слух, поэтому с 3 до 5 лет детям нужно смотреть, слушать и трогать. В этом возрасте хорошо работают мультфильмы и книги с яркими иллюстрациями в комплексе с тематическими играми и поделками.

Детям 5−7 лет можно предложить самостоятельно пройти курс по безопасности — они легко запоминают любопытные факты и с удовольствием пересказывают их. В такие моменты родителям важно внимательно слушать, осторожно исправлять ошибки и искренне хвалить ребёнка, чтобы поддержать его мотивацию учиться дальше. Можно заниматься и вместе с ребенком — во-первых, чтобы отслеживать, что ему нравится, а что даётся с трудом, во-вторых, чтобы корректно исправлять ошибки ребёнка. Например, не так давно в ПДД внесли изменения. Не зная их, родители рискуют научить детей устаревшим правилам.

Основной минус теоретических занятий — они быстро стираются из памяти. Поэтому важно отрабатывать правила безопасности на практике с помощью настольных и ролевых игр.

Ситуативные занятия

В каждодневных ситуациях полезно говорить с ребёнком о безопасности. Например, повторять правила перехода проезжей части по пути в детский сад или школу, или во время приготовления ужина еще раз подчеркнуть, что кастрюли мы ставим на дальние конфорки, пользуемся прихватками, следим за температурой пищи. Можно проговорить, как вести себя при пожаре и наводнении, если услышали о подобных происшествиях в новостях. Но все возможные опасные ситуации не происходят изо дня в день, поэтому нужно выделять специальное время, чтобы учить детей правилам безопасного поведения.

Мультики и видео

Мультфильмы и анимационные ролики лидируют среди образовательных методик для детей. Дошколята с трудом удерживают внимание на статичном предмете, зато улавливают суть при быстрой смене картинки. Главное — стараться задействовать разные каналы восприятия: зрение, слух, ощущения и движения. Отсюда два правила: во-первых, изображение на экране должно совпадать со звуковой дорожкой. И во-вторых, ребёнку необязательно сидеть неподвижно во время просмотра. Если ему хочется подвигаться или потанцевать, значит так он лучше запомнит информацию. Это один из способов восприятия.

После просмотра обучающего мультфильма или видео предложите малышу что-нибудь нарисовать, слепить или построить по теме урока. Ещё можно задать простые вопросы или поиграть в загадки, которые помогут ребёнку лучше усвоить материал.

Эксперименты

С маленькими детьми можно проводить эксперименты, наглядно показывающую правила безопасности. Например, сперва дать потрогать выключенный из розетки миксер, пояснив, что в таком состоянии он не причинит вреда. Затем включить прибор, кинуть на венчик обёртку от конфеты или другой лёгкий предмет и рассказать, что вращающиеся лопасти могут поранить палец.

Игры

Обратите внимание на настольные игры, рассказывающие о правилах безопасного поведения: например, освоить ПДД помогут игры «Лото пешехода», «Дорожные знаки», «За рулём», «Мы спешим в школу». Их лучше использовать после того, как ребёнок уже изучил основы безопасности по книгам и мультфильмам или на курсе.

Обучающие игры можно придумывать и самостоятельно. Вот некоторые варианты:

«Кто больше?» — соревнуйтесь с детьми, кто назовёт больше электрических приборов или опасных ситуаций;
«Сценки с игрушками» — разыгрывайте разные ситуации, например, общение с незнакомцами, пожар, прогулки по лесу;
«ПДД» — используйте машинки, чтобы повторять правила дорожного движения. Можно распечатать план города или района и строить разные маршруты;
«Скорая помощь» — играйте с детьми в ролевые игры, например, вы называете симптомы, а ребёнок ставит диагноз;
«Можно — нельзя» — называйте примеры правильного и неправильного поведения, а дети пусть распределяют их по соответствующим категориям.

Книги

Обучающие книги подходят дошкольникам и ученикам начальной школы, но читать их тоже лучше с родителями — у ребенка могут возникнуть вопросы или потребностть обсудить то, что его беспокоит. Известный детский психолог Людмила Петрановская написала «Что делать, если» — пособие с красочными картинками, которое поможет ребятам преодолеть страх и избежать опасности. Детям помладше можно читать «Весёлые основы безопасности жизни для малышей» Ольги Колпаковой. Главные герои ёжик и мышонок попадают в сложные ситуации, в которых может оказаться любой ребёнок. Книга обращается к детям и родителям, поэтому читатели чувствуют себя участниками приключений. Помимо собственно правил безопасности в книге обсуждаются и другие вопросы, например, почему важно чистить зубы, как поддерживать друзей, помогать маме и бороться с необоснованными страхами.

Чтобы запомнить:

  • Рассказывать ребёнку об опасных ситуациях и предметах можно в любом возрасте, но важно не просто предостерегать, а объяснять причины и последствия.
  • Детям 3−5 лет больше подходят обучающие мультики и анимационные видео, дошколятам и ученикам первых классов можно самостоятельно проходить курсы и читать тематические книги.
  • Любые теоретические знания нужно закреплять на практике с помощью специальных упражнений, игр и творческой деятельности.
  • Родителям важно обучаться вместе с детьми, чтобы понимать, что им нравится, а что даётся с трудом.


Читайте также:

Как говорить с ребенком о безопасности? 5 советов

5 правил безопасности в Интернете

Ура, идём купаться! Важные правила безопасности на воде

Фото: Tatiana Twinslol: Pexels, Katie E: Pexels

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Хотите отправить нам сообщение?

Перейти